В школе №4 города Шимановска вот уже четырнадцать лет обучает детей изобразительному искусству Шабанов Алексей Михайлович. Также он работает педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества. Однако в первую очередь этот творческий человек является опытным художником. Мне удалось поговорить с Алексеем Михайловичем о его редкой в наших местах профессии.
- Вы всегда хотели быть художником?
- Всегда. С первого класса. Мне с самого раннего детства очень нравилось рисовать. Очень любил краски. Хотя знаете, какие тогда они были? Кирпичики сухие, на которых так и было написано «Сухие акварельные краски». Жёлтая была не жёлтой, а охрой, зелёная – болотной, красная – красно-коричневой и так далее. Хороших красок в деревне было сложно достать.
- Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?
- Был один художник, который сильно изменил мою жизнь. Его дочь Оксана была моей одноклассницей. А он у нас в деревне работал по своей профессии: оформлял кафе, фонтан делал, расписывал стены домов, натюрморты продавал с изображением винограда, цветов и так далее. Однажды нас попросили забрать у него из дома большой стенд Ленина в пионерскую комнату. Приходим мы туда, а у него дома стоит огромная копия картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» во всех мельчайших подробностях. Я сразу же онемел. Мне говорят: «Хватаем стенд быстро. Нам уже в школу надо». А меня оттуда уже и не выгонишь. Я тут же по всем комнатам начал ходить. Хотя художник жил бедноватенько, и на полу почти ничего не стояло, но зато на стенах висело множество неплохих копий известных картин. Потом я полностью погрузился в эту тему. Ещё на литературную неделю Оксана принесла карандашный портрет Пушкина, прекрасно выполненный её отцом. Тогда я вообще был очень удивлен. Оказывается, и карандашом можно рисовать, как на фотографиях. Тогда я твердо решил заниматься рисованием.
- Расскажите, как дальше вы пошли по этому пути.
- Перед тем как поступить в художественное училище, я должен был пройти подготовительные курсы. Я думал, что с рисованием у меня всё хорошо, всё-таки физрук в школе его вёл. Приехал в училище на подготовительные курсы. Первые два рисунка были выполнены на двойку, и я понял, что рисовать совершенно не умею. Я начал подсматривать и срисовывать у тех, кто, в отличие от меня, ходил в художественные школы. Так я и научился рисовать. Когда уже вступительные экзамены начались, я сдал их на пятёрку. Это было в 1994 году.
- Какие основные сложности возникают в обучении детей рисунку?
- Сложностями являются способности каждого ребёнка. В жизни есть спортсмены, есть музыканты, есть художники. Так же делятся и дети в классе. Среди них восемь человек рисуют хорошо, идеально, и можно им смело ставить пять, десять справляются на четвёрку, но программу они выполняют. А есть дети, которым просто не дано рисовать. Им ставишь четвёрки, а иногда и тройки. Но дело не в сложности рисования, а в том, что у них просто нет основных способностей к этому. Учитель музыки не может же поставить плохую оценку тому, у кого просто нет слуха. Это же не от человека зависит. Так же и здесь. Если у ребёнка нет способностей и сильного желания стараться чего-то достичь, нет смысла учить его рисованию. Вот, например, сидит ребёнок: руки, лицо, парта - всё в краске. Подходишь, а у него толком ничего и не нарисовано. Я думал, что такое бывает только в «Ералаше», однако нет, такие дети есть и в реальной жизни, они ходят ко мне на занятия.
- В чём состоит ваша методика обучения детей рисунку?
- Сейчас я им говорю так: «Старайтесь карандашом почти не пользоваться (если дело касается живописи)». Берёте любую краску, допустим, синюю или чёрную, и представляйте себе, что у вас в руках находится обычный карандаш, просто макаете кисточку в чистую краску и делаете простой линейный рисунок одним цветом. Потом просто раскрашиваете его, как раскраску, не закрывая тот цвет, которым вы рисовали первоначально, делая таким образом подмалёвок. А уже затем вы создаёте оттенками других цветов определённый объем». Такая методика, по моему мнению, является самой удобной для детей. Сначала они работают чистыми красками, а уже затем накладывают смешанные. Так у них лучше получается объёмная картина.
- Каких принципов должен придерживаться любой художник?
- Я считаю, что абсолютно никаких. Художник – это совершенно свободный человек, не ограниченный рамками. Он даже может не писать картин, и всё равно оставаться художником. Художник – это не просто профессия, но и стиль жизни.
- Что вы можете посоветовать начинающим художникам?
- Главное – это желание. И всё. Я уже говорил о том, что, когда я сдавал первые экзамены, получил двойки. Однако тогда цель была уже поставлена, и за две недели я фактически научился рисовать. Мою итоговую работу даже приводили в пример остальным. В течение двух недель я рисовал каждый день по восемь часов в аудиториях, потом, приходя в общежитие, я делал ещё множество дополнительных рисунков до самого позднего вечера. И из троих, поступавших из деревни, прошел только я один. Остальные прикладывали не так много усилий, как я. Они старались недостаточно сильно и быстро опустили руки, чего начинающим художникам я категорически не советую делать.