К 40-летию прибытия на строительство БАМа посланцев XVII съезда ВЛКСМ
В одном из предыдущих номеров "Победы" мы обратились с просьбой к шимановцам старшего поколения, участников и свидетелей грандиозной бамовской эпопеи поделиться об этом своими воспоминаниями. Первыми откликнулось юное поколение шимановцев, чьи дедушки-бабушки своими руками возводили бамовские объекты. Сегодня представляем одну из работ воспитанников клуба "Истоки" (ЦДТ), руководитель Т.П.Богомазова.
Накануне 40-летия БАМа я заинтересовалась историей Всесоюзной ударной стройки и узнала много нового и интересного. Оказалось, и моя семья причастна к этому событию, ведь моя бабушка, Бертина Лариса Владимировна, в эти годы работала в СМП- 585. Из ее рассказа я узнала много интересного о стройке, о трудовых буднях СМП - 585, о тех, кто его прославил своим трудом. Трудовая биография моей бабушки достойна того, чтобы написать о ней рассказ, основанный на воспоминаниях.
После окончания в 1970 году Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас это - академия) Лариса Бертина работала строймастером на Иланском прорабском пункте Красноярского стройуправления № 1 Дорстройтреста Восточно-Сибирской железной дороги. А с апреля 1973 года до середины марта 1975 года - инженером производственного отдела в Красноярском стройуправлении №1.
Когда в 1973 году в Шимановске началось строительство комплекса стройиндустрии БАМа, и об этом заговорили по всей стране, а в 74-ом году стройку объявили Всесоюзной ударной комсомольской, а Шимановский комплекс - "Сердцем БАМа", ее задело: "Как так? В моем родном городе, где я родилась, училась, разворачивается такое строительство, а я где-то тут, в Красноярске?". И зимой 74-го, приехав в отпуск к родителям, решила разузнать о стройке.
Тогда ГОРЕМ-21 вел строительство первой очереди завода железобетонных конструкций. И чтобы ускорить темпы сооружения комплекса, Минтрансстрой СССР принял решение об организации треста "Шимановсктрансстрой", в состав которого вошло несколько строительно-монтажных поездов. Для работы набирались кадры, а так как Лариса Владимировна была членом КПСС, ее кандидатура была утверждена. И в конце марта 1975 года она вернулась в Шимановск и была принята инженером по технике безопасности в СМП-585, который в это время формировался. Вскоре она стала возглавлять партийную организацию коллектива. СМП-585 занимался строительством важных основных объектов промышленного производства, соцкультбыта и жилья. 20 ноября 1976 года, на полтора месяца раньше срока, СМП-585 ввел в строй цех крупнопанельного домостроения. Впервые в стране здесь начали выпуск деталей для жилых домов серии 122-С, рассчитанных для территорий с вечномерзлотными грунтами и высокой сейсмичностью (в Шимановске это дома №№17,18,33, 27).
СМП-585 построило очистные сооружения, административное здание завода ЖБК, четыре пятиэтажных дома (№№7, 8,9,16 в микрорайоне №1), торговый центр, детский сад на 250 мест. На этих объектах ударными темпами трудились бригады каменщиков Александра Гулькевича, Александра Никитенко, молодых коммунистов; бригады отделочников Тамары Степановны Должиковой, Валентины Григорьевны Кожевниковой, коммунистов со стажем. Комсомольско-молодежные бригады Николая Лещенок, Владимира Андросова, Ларисы Сысолятиной. Лауреат премии Ленинского комсомола Геннадий Гаврилов возглавил бригаду монтажников, состоявшую из новичков. Летом 1975 года в коллектив СМП- 585 влились бойцы отряда Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана, которые построили временный поселок из щитовых домов для жилья прибывающим строителям со столовой, магазинами, детским садом, поликлиникой. В честь этого отряда исполком Шимановского городского Совета народных депутатов присвоил поселку имя МВТУ. В 1975 году он занял призовое место в конкурсе лучших временных поселков БАМа. Лариса Владимировна как инженер по технике безопасности обязана была бывать на объектах, где работали бригады, и днем, и ночью. Трудились в две-три смены, если позволяли условия (были материалы, соответствовали погодные условия). Знание ситуации на производстве ей помогало и как секретарю парторганизации. Работа секретаря заключалась в проведении линии партии в массы. Необходимо было выполнить поставленную перед СМП-585 задачу - за три года построить запланированные объекты. Главным условием выполнения этой задачи являлась организация социалистического соревнования между подразделениями треста, между бригадами и членами бригад. Работали под девизом: "250 ударных дней 25 съезду КПСС", "Сделано на БАМе - сделано отлично!", "Я - хозяин стройки", "Каждому рабочему дню - знак качества". Когда свою основную задачу СМП-585 выполнил, поезд получил новое задание и в середине 1978 года передислоцировался в город Тынду.
… 40 лет исполняется с момента активной фазы строительства Байкало-Амурской магистрали, а для моей бабушки, как и для многих строителей, это было как будто вчера. Они уверены, что делали важное для страны дело, работали с огоньком, на совесть, чтобы в будущем дорога жила, наша страна и наш город развивались.
Дарья Бондарева,
7-й класс
рывкин валерий наумовичt
я-начальник смп 585 в 1975-1977 г.г. до этого был главным инженером горем 21 там же,в г. Шимановске,куда приехал в 1974 году из Москвы по назначению Министерства транспортного строительства и лично начальника Главбамстроя Мохортова Константина Владимировича. Мне крайне интересны все публикации и отзывы на них по вопросам ,связанным с первопроходцами БАМА. Все упоминаемые в статье рабочие мне знакомы-они работали со мной,мы делали сами того не сознавая большое дело,резудьтаты которого теперь стали историей освоения Сибири и Дальнего Востока. Сейчас мне 76 лет,на пенсии,живу в Москве,трудовую службу окончил в 2010 году в должности первого заместителя генерального директора ОАО "Центротрансстрой" корпорации (ранее Министерства) Транспортного строительства. Очень тронут трогательным отношением молодого поколения к нашей стройке и памяти первопроходцев БАМА. Пока жива такая преемственность -мы и наше дело не будут забыты. Большое Вам спасибо.