105-летию Шимановска. «История города в семейном архиве». Уезжать из Шимановска отец не захотел…

Для каждого из нас то место, где родился и вырос, где жили и трудились родители, является святым, родным - зовется малой Родиной. Сейчас уже трудно себе представить, что еще в начале прошлого века только благодаря железной дороге начал развиваться наш край, появился на карте Амурской области Шимановск. Все было связано со строительством стальной магистрали.

История моей семьи тесно связана с Шимановском. В семейном архиве бережно храню  документы, которые мне очень дороги.

Мои родители Сучковы Анастасия Ивановна (в девичестве Кравченко) и Иван Иванович зарегистрировали свой брак 10 октября 1921 года - об этом свидетельствует метрическая справка статотдела Амурского губернского  исполнительного комитета.

До замужества мама училась в Благовещенской женской гимназии - сейчас это школа №4 по улице Горького. Папа служил в армии в Благовещенске, он водил автомобиль, на котором возил Степана Михайловича Серышева. Это были примерно 1918-1920 годы, время гражданской войны. Однажды на автомобиль напали японские интервенты, отца тогда ранили в ногу.   

В 1922 году родилась старшая дочь  - Людмила. Родители переехали в Шимановск и жили по улице Первомайской, в типовых домах (в таком доме в настоящее время располагается музей). Затем,  с 1926 по 1929 годы, родители уезжали жить в Самарканд. Там у них родилась вторая дочь, моя сестра  Аделаида. Маме в Самарканде очень нравилось, а вот отцу не подошел климат - его постоянно "трясла" малярия, и им пришлось вернуться в Шимановск.

В первые годы замужества мама немного поработала по профессии - учителем начальных классов. А затем стала домохозяйкой. Отец  работал машинистом.

Сохранились удостоверения, выданные в 1932 году конторой тяги станции Шимановская Уссурийской железной дороги отцу - в том, что он действительно имеет право занимать должность машиниста, а маме - в том, что она является женой машиниста. Вот как в те времена ценили труд железнодорожников. Кстати, и профессиональный праздник - День железнодорожника - был самым почитаемым в городе (даже в годы войны). Все в этот день ходили нарядные, а в парке клуба железнодорожников играл духовой оркестр. Это место было очень красивое - в парке работал фонтан, цвела акация.

Когда родители вернулись в Шимановск из Самарканда, их приютила Прасковья Демина, они снимали у нее квартиру. А в октябре 1932 года купили у нее барак с городьбой, позже к нему отгородили еще часть земли с соседнего участка. В этот же год родился мой брат Виталий.

Барак отец перестроил в капитальную зимнюю кухню. Папа был на все руки мастер - он умел класть печи, шить одежду, изготавливать мебель. А так как семья стала расти, к бараку он сделал пристройку - большой зал и две спальни, теплую веранду. Дом получился большим и красивым. Он стоял в березовой роще, и по мере застройки улицы (в 40-х годах прошлого века) спиливали деревья, на дороге было много березовых пеньков.  Место, где он располагался, известно каждому шимановцу - это угол улицы Советской и Ленина. На месте нашего дома вначале было общежитие, а сейчас здесь находится Служба заказчика и многофункциональный центр.

Родители держали большое хозяйство - все это, конечно, требовало много труда. Отец во всем помогал матери, да и мы тоже были хорошими помощниками. Ведь это  помогало выжить. Хотя корова давала не только молоко, но еще использовалась как лошадь - на ней ездили в лес за дровами, возили сено.  Хорошо, что лес был недалеко - на том месте, где сейчас находится улица Октябрьская, собирали грибы.

Родители дали нам хорошее воспитание. Главной заповедью было - не укради! Ведь времена были суровые, наказывали строго за небольшую провинность. Вспоминаю, как отец однажды задремал на каком-то совещании, потому что очень уставал. Ему назначили наказание - 15 суток ареста. Он ходил на работу, а потом должен был приходить в отделение милиции - отсыпаться после работы.

Железная дорога была однопуткой, и паровоз водили от Магдагачей до Бочкаревки (нынче город Белогорск). По пути была возможность остановок, и отец за это время успевал настрелять косачей, а на казармах всегда останавливались и пили чай. Проработав машинистом до 1936 года, отец съездил в Москву на курсы по теплой промывке паровоза,  и до 1946 года заведовал теплой промывкой паровозного депо.

Много лет спустя по состоянию здоровья отцу было очень трудно работать машинистом на железной дороге, и он перешел работать машинистом на городскую мельницу. Располагалась она в центре города, сейчас это место - площадь имени Ленина. На месте, где сейчас здание суда - располагалась сама мельница, вход в нее был с улицы Крупской, а дальше по улице находилось подсобное хозяйство мельницы - там держали свиней, гусей. Я часто ходила к отцу - носила ему обед. И всегда он меня угощал вкусными лепешками - их пекли из муки, воды и соли на паровых котлах. Вкус этих лепешек помню и сейчас.

И еще одному увлечению отца есть документальное подтверждение. Он был рационализатором, совершенствовал различные механизмы и производственные процессы. Вот, например, выписка из приказа №3 по Амурскому облмельтресту с/х мукомолья - "Поступившее и рассмотренное комиссией БРИЗа рацпредложение - о применении вместо насоса для подачи воды на нужды обслуживания котла локомобиля и др. - водогон утвердить. Выдать тов. Сучкову И.И. вознаграждение в размере 50 рублей за внедрение на производстве водогонов".

Есть в семейном архиве письмо, датированное 1951 годом, в котором отца приглашают на работу в Благовещенск на должность механика. Но отец очень любил Шимановск, свою работу и свой дом. Поэтому от предложения отказался.

Шимановск - это родной город родителей, это мой родной город. Наши судьбы тесно переплелись. И так случилось, что кабинет совета ветеранов, где я в настоящее время работаю, расположен на том месте, где стоял мой дом.

...Моя деятельность связана, в том числе, и с воспитанием подрастающего поколения. Мы просто обязаны помнить историю семьи и города, хранить те крупицы истории, которые есть в каждой семье.