Жизнь в маленьком городе

Детские походы - это полезно и увлекательно

 Современное поколение школьников проводят свое свободное время, в том числе и каникулярное, не так, как их сверстники 30 и более лет назад.
Я часто вспоминаю 60-70-е годы, когда дворы и улицы были шумные от детских игр в любое время года и на свежем воздухе.
Любимые когда-то почти обязательные походы, фактически перестали организовываться. В то время здоровье и отдых были в приоритете, подвижный образ жизни приветствовался с малых лет, дети занимались в спортивных секциях, играли в футбол, в зимнее время в хоккей на замерзшей реке Пёра, а также гоняли на самокатах по льду. В любое время года река для нас была каким-то особенным местом, где мы проводили большую часть своего свободного времени.
 Особое место в наши детские года занимали походы, это было настолько интересное, запоминающееся увлечение, о которых в последующие годы вспоминаешь с особой теплотой. Ходили в походы, которые, как правило, завершались туристическим слетом, где встречались с ребятами из разных школ города, но это были уже многодневные походы. 
 Спустя столько лет, понимаешь, что целью детского туризма было воспитание патриотизма и изучение родного края.
С возрастом время летит быстрей, чем в детстве и нельзя ничего вернуть, и только память хранит этот замечательный период, да немногочисленные фотографии.
 Туристические походы в то время были очень популярны, редко в какой семье дома отсутствовал котелок или жестяная кружка. Походы были популярны не только в школах, но и в пионерских лагерях, они увлекали даже целые семьи.
 Школьные походы организовывались часто, однако его можно было лишиться за плохое поведение и неуспеваемость. Предстоящий поход был как бы стимулом, школьники старались, как могли, и дружно помогали отстающим.
 Как правило, руководителем в походе был классный руководитель и кто-то от родительского комитета или вожатый-производственник (в то время это было распространено, когда комитет комсомола своим решением за тем или иным классом закреплял вожатого из подшефного предприятия).
Поход и трудности, которые встречались на пути, только сближали участников, закаляли их характер. А ведь за день приходилось проходить по пересеченной местности несколько километров и ничто не могло испортить настроение участникам, ни беспощадная жара, ни тучи мошки, комаров, огромных паутов, ни мозоли на ногах. А напротив, любые трудности еще больше сближали участников похода, закаляли их характер, вырабатывали чувство коллективизма.
 Во время похода мы вместе обустраивали место стоянки, ставили палатки или строили шалаш, собирали хворост, разжигали и поддерживали костер, особенно в ночное время, оказывали первую медицинскую помощь, если она требовалась, готовили кушать, продумывали меню, конкурсы и иные мероприятия, скучать было некогда.
 Я хорошо помню свой первый многодневный поход, в котором принял участие по окончании 6 класса в июле 1972 года.
Всего участников было более 20 человек из 6-8 классов, под руководством учителя физкультуры Шимановской средней школы-интерната № 6 Логинова Валерия Павловича и учителя трудового обучения Синельниковой Людмилы Ивановны (на фото в центре, в косынке). В ходе многодневного похода мы в полной экипировке, под палящим солнцем прошли от города до села Чагоян, а это 45 км только от города, сделали несколько привалов и уставшие подошли к реке Зея. Пока ожидали катер на берегу реки, нам местный житель (рыбак) рассказал о селе, которое было основано в 1910 г. и ранее называлось Михайловское, а с 1912 г. - село Чагоян, что в переводе с монгольского означает «Цаган» - белый.
 В 1954 г. началась разработка месторождения известняков на правом берегу реки Зея, где был открыт Чагоянский карьер, и центр села постепенно переместился на правый берег. Вскоре построили школу, детский сад и иные объекты, необходимые для жизни. Жителям нравилось жить в селе, которое располагалось в красивом месте, заключил местный житель. А мы в свою очередь рассказали ему о своих туристических планах, на этом и распрощались.
 Вскоре приплыл катер, который благополучно и быстро доставил нас в село Кухтерин Луг, где нас встретили и по ранее достигнутой договоренности поселили в мастерской местной школы.
 В селе мы прожили несколько дней, где с помощью местных жителей познакомились с его богатой историей. Узнали, что село с красивым названием Кухтерин Луг расположено в 4-х километрах от села Ураловка, на правом берегу реки Зеи, образовано в 1909 году.
 Сильное наводнение в 1928 г. унесло водой все, в том числе и дома местных жителей. Кроме того, узнали, что одновременно существовало два села. Старое Кухтерино, в котором был колхоз, а в новом селе Кухтерин Луг жили рабочие леспромхоза. Старая деревня Кухтерино прекратило свое существование в 1960 году, а в 1974 году решением облисполкома Кухтеринский сельский Совет переименован в Ураловский, куда также передана и территория.
 В селе мы зря время не теряли. Поход, это в первую очередь отдых, купание в реке, а также подготовка к туристическому слету в селе Селеткан.
Кроме того, оформили дневник похода и наметили последующий маршрут.
 Всем, конечно, было жалко покидать это красивое и гостеприимное село, в котором выпекали не только вкусный хлеб, но и жили замечательные жители.
На следующий день, рано утром, мы вышли из Кухтерино и взяли курс по направлению к станции Мухино. Все шли с хорошим настроением, шутили.
 Дороги как таковой не было, мы шли по тропе, которая в отдельных местах заросла, либо из-за дождей превратилась в промоины и приходилось прокладывать новую тропу или обходить это место другим путем.
Мы знали и понимали, что многодневные походы - это не только отдых, а еще и испытание для каждого участника похода.
 На нашем пути нам встретилась река Ту, преодолевать которую пришлось вброд, взявшись за руки, течение сильное, вода холодная, дно каменистое, скользкое. Выйдя на берег, руководитель похода разрешил сделать привал, по окончании которого мы продолжили путь. Пройдя небольшое расстояние, подошли к населенному пункту, но это оказалось обманом, в нем никто не проживал. Дома и иные строения оказались ветхими и почти по самые окна от времени и ветхости ушли в землю. Сохранилась одна улица и несколько домов с хозяйственными постройками. Это было как-то таинственно и загадочно.  На некоторых домах была надпись «Имение» и указана фамилия, кому оно принадлежало.
Походив между домами и ничего более не узнав и не увидев, мы продолжили свой поход. 
 Уже позднее мы узнали, что это бывшее село Усть-Ту. Название дано по притоку реки Зея - речке Ту, что в переводе с эвенкийского означает «след». Усть-Ту входило в состав Кухтеринского сельсовета. Сухопутная дорога, которую называли «царской», связывала Усть-Ту с селом Кухтерин Луг. В начале века этим путём шли грузы на зейские золотые прииски с Кумарской и Ново-Воскресенской пристаней.
 В селе Усть-Ту находилась сплавная контора Кухтеринского леспромхоза. По реке ТУ сплавляли лес, в селе из него делали плоты и отправляли вниз по Зее в Свободный, Благовещенск.
 После того как лес вырубили, деревня начала пустеть. В 1967 г. в ней числилось всего 12 человек.
 Решением Амурского облисполкома от 31.01.1968 г. село Усть-Ту исключено из учётных данных как фактически несуществующее.
Покинув указанный бывший населенный пункт, мы продолжили свой туристический маршрут до станции Мухино, откуда на поезде доехали до станции Селеткан. Туристический слет проводился в живописном месте (сосновом бору), рядом с пионерским лагерем им. П. Морозова (в настоящее время лагерь «Огонек»).
 По прибытии на место руководитель похода распределил обязанности между участниками (поставить палатки, собрать дрова, разжечь костер, принести воды, подготовить обед и иные обязанности). Аналогичные мероприятия провели все команды.
 После церемонии открытия начались соревнования. Необходимо было правильно и быстро поставить палатку, быстро разжечь костер, приготовить пищу, спортивное ориентирование на местности с помощью компаса, преодоление полосы препятствия на скорость, где нужно было показать ловкость, силу, сплоченность, знания и иные качества и при этом заработать как можно меньше штрафных очков.
На все отводилось определенное время, и выполнить необходимо было все задания.
Самым последним заданием было оказание первой медицинской помощи, где надо было показать также умение и знания при оказании помощи больному и его транспортировки.
 Оценка также выставлялась за обустройство лагеря, установки палаток, при этом судьи учитывали, соблюдены ли санитарные нормы и нормы пожарной безопасности, иные конкурсы, представление команд.
 Одним словом, программа туристического слета была интересной и насыщенной, по окончании которого подведены итоги и награждены лучшие команды.
 А вечером наступало время, когда все собирались у костра, где делились своими впечатлениями, пели песни под гитару, а на следующий день, попрощавшись, все команды разъехались по домам.
 В пионерских лагерях, как правило, организовывались однодневные походы и недалеко от  лагеря. Уходили сразу после завтрака и возвращались к ужину. Соответственно, обед и полдник брали с собой в виде сухого пайка.
Как-то в одну из смен 1972-1973 гг. я вместе с лагерным конюхом поехал на реку Пёра за водой для умывальника, в ходе которой я спросил его есть ли в лесу красивые природные места или что-то необычное, куда можно было бы сходить в поход?
 Он ответил, что кроме соснового леса и реки Пёра ничего припомнить не может. Однако на обратном пути он вспомнил один случай, который с ним произошел много лет назад. Его рассказ был короткий. Это было давно, в каком году не помнит, но один раз, во время сбора грибов, он заблудился в лесу. В ходе поиска тропинки наткнулся на сосны, на которых была сильно повреждена кора, приглядевшись, увидел, что таких сосен было много.   Походив среди данных сосен и ничего не поняв, он случайно увидел нужную тропинку, по которой благополучно вернулся домой.
 Позднее у местных сторожил он узнал, что когда-то очень давно в этих местах, недалеко от села Селеткан, в сосновом лесу находился завод по добыче и переработке смолы (местные жители почему-то называют «смологонкой»). Смоляные рабочие в сосновом лесу добывали смолу, которая шла на изготовление канифоли, скипидара и иной продукции.
 Мое сообщение вожатой о разговоре с конюхом ее тоже заинтересовало.
 Узнать более подробнее удалось не сразу. В то время не было интернета и смартфонов. Но местные старожилы подтверждали, что действительно в нескольких километров от села когда-то был такой завод, но конкретно в какие годы и в каком месте, они не знают.
Из содержания энциклопедии мы узнали, что с древних времен смолу собирали из сосен, снимая кору, то есть смола - это сок хвойных деревьев.  Для сбора смолы выбирали стройные и толстые сосны. Сначала на части ствола снимали кору, затем на стволе делали продольный желобок, к нему прорезали боковые каналы и внизу устанавливали приемник смолы в виде воронки. Перед ним закрепляли металлическую пластинку, по которой в воронку стекала смола. Задача сборщика подготовить деревья на своём участке, потом регулярно обходить участок, снимать заполненные воронки и устанавливать новые. Заготовленную смолу переливали в ведра и относили на склад.
 Бригада состояла из 12 человек, все жили в бараке там же в лесу. Учитывая, что сбор смолы проходил в теплый период года, жить в бараке было довольно сносно. Поутру завтракали и отправлялись на работу.  Участки для сбора располагались на расстоянии до двух километров от склада. С двумя полными ведрами смолы ходить по лесу было тяжело, особенно в начале сбора, так как дорожек не было. Их протаптывали к середине периода сбора.   Вначале все шло по порядку. Собирали смолу в вёдра, приносили ведра со смолой на склад, взвешивали, учётчик заносил в амбарную книгу, кто и сколько принес. Смолу переливали в деревянные бочки по пятьдесят литров, устанавливали дно и набивали обруч.  Бочки складывали в несколько ярусов на склад. Склад представлял из себя простой длинный деревянный сарай. Бочки регулярно заполняли склад, и учетчик должен был переносить весы и стол ближе к входу.
 Работа была сезонная, тяжелая, хорошо оплачиваемая, но желающих работать было немного.
 Указанная информация заинтересовала как детей, так и взрослых, в связи с чем был организован однодневный поход. Желающих оказалось много, однако в поход взяли только детей постарше. Всего не более 30 человек вместе с воспитателем и вожатой (фамилии не помню). Маршрут движения туда и обратно вдоль реки Пёра, вверх по течению. Расстояние от лагеря не более 6-8 км, с собой выдали сухой паек на целый день.
 Пройдя успешно запланированное расстояние, отряд вышел на большую поляну, расположенную среди высоких сосен. Место очень красивое, в связи с чем руководителями похода было принято решение остановиться в этом месте. Распределили обязанности, кто и чем занимается. Больше всего было желающих поддерживать костер и помогать воспитателю готовить обед, кто-то вместе с вожатой в лесу занимался сбором хвороста для костра, кто-то принес с реки воду для хозяйственных нужд (для питья и приготовления пищи принесли с собой). Кто-то играл в футбол, бадминтон, читал, собирал гербарий, а мы вместе с вожатой провели обследование леса вокруг нашей стоянки, в ходе которого случайно набрел на старую деляну, где когда-то занимались сбором сосновой смолы. Стволы стоят высокие и сухие. Похоже смолу добывали в этом месте ещё в начале 20 века.
 Видно, деляна была оставлена, нарезы сбора даже затянулись массивом древесины, пока сосны были зелеными. Для косых надрезов использовался специальный инструмент. Как правило, такая делянка была не одна. Сбор смолы проводился с мая по октябрь.
На месте сбора смолы ничего не обнаружено (кроме сосен), чтобы свидетельствовало о том, что в этом месте когда-то находились строения, в которых проживала бригада сборщиков, и склады для хранения бочек со смолой.
 Но главное в ходе похода получена достоверная информация о том, что действительно в этих местах когда-то находился завод по добыче смолы.
Время пролетело очень быстро, мы уже давно не дети, но память снова и снова возвращает нас в те далекие романтические семидесятые, в тот пионерский лагерь имени Павлика Морозова, в котором проходило наше детство, чтобы ещё раз вдохнуть свежий запах соснового леса, увидеть родную реку Пёра и мысленно окунуться в так быстро пролетевшее наше счастливое детство.

Валентин Бурсянин