Враз повзрослевшие…

Поколение победителей

Им всем, моим собеседникам, глубоко за восемьдесят… И представить их, сегодняшних - седовласых, согбенных, с огромным жизненным опытом, 12-14-летними безусыми юнцами, практически, невозможно. А ведь именно такими они были к моменту начала войны. Мальчишки, которые враз повзрослели и почувствовали себя ответственными за судьбу страны. Встали к станкам, сели за плуг, остались в доме за старшего, заменив отцов и старших братьев…


… Из 12 участников трудового фронта, числившихся на учете в совете ветеранов подменного пункта локомотивных бригад станции Шимановская, на встречу с журналистом, чтобы рассказать о своей опаленной войной юности, пришли пятеро. Все - ветераны труда, честно и достойно отработавшие ни один десяток лет в локомотивном депо. И все еще подростками начавшие свою трудовую биографию…

Алексей Иванович Рассказов. Его трудовая биография началась в грозном 1943-ем, когда ему, 14-летнему пареньку, вручили повестку: явиться в ЖУ №3 такого-то числа. На железную дорогу, стратегически важный в условиях войны объект, нужны были рабочие руки. Так он был зачислен на учебу в железнодорожное училище, чтобы стать слесарем по ремонту вагонов. Сам он из большой семьи: семь человек было в семье Рассказовых. Отец был оставлен в тылу "по брони", работал на складе топлива. Семья жила в Сосновке, а Алексей - в общежитии в Шимановске. До обеда "жэушники" находились в училище, а после обеда шли в депо и, засучив рукава, помогали слесарям ремонтировать паровозы. А потом, когда малость подучились, для них ставили маневровый паровоз, и учащиеся сами должны были его отремонтировать. Слесари, конечно, были рядом, подсказывали, как надо. Понятное дело, выходили из депо все в грязи, в мазуте… Как-то попытаться отмыться можно было только под умывальником. И хотя работали наравне со слесарями, но за свой труд мальчишки ни копейки не получали. Оно и понятно: учащиеся были на полном гособеспечении: спецобмундирование, питание, проживание. Алексей Иванович рассказывает, что довелось побывать и на лесозаготовках. Зимой отправляли учащихся в Берею, где на троих была установлена норма: напилить пять кубометров дров. Вручную, пилой-двуручкой. Отправляли подростков и на погрузку дров в вагоны, причем, обязательно ночью, а утром надо было на занятия… Было ли голодно? Говорит, что нет. Скудное питание, конечно, было. Довелось мальчишкам по весне и "курочек" собирать (для непосвященных - это ветки крапивы), и суп из них есть…

Когда объявили: "Победа!", был в училище, летом 45-го его окончил. Устроился на работу в локомотивное депо. Затем - армия, служил на Сахалине. Вернулся снова в родное депо, создал комсомольско-молодежную бригаду, был ее бригадиром. И задача у нее была одна: быстрее, качественнее и надежнее ремонтировать паровозы, не считаясь с личным временем. Переобучился на помощника машиниста, потом сам долгие годы водил тепловозы. И на пенсию ушел с должности машиниста тепловоза. Трудовой стаж у ветерана Великой Отечественной - 42 года. Неоднократно был победителем соцсоревнования, ударником комтруда. И даже за свой трудовой героизм был удостоен поездки на XIV съезд работников железнодорожного транспорта СССР. В те годы поехать в Москву, на съезд… Это было очень почетно! И удостаивались этой чести только самые-самые достойные.

Михаил Афанасьевич Головин. В 41-ом ему всего было 10 лет, и именно с этого времени и началась его трудовая биография. Силенок-то - никаких, а труд весь был не по-детски тяжелый. Семья Головиных жила в леспромхозе, "Горкинский леспромхоз, поселок первый" - так называлось место, где они жили. Отец работал в лесопункте. Ветеран вспоминает, что с началом войны собрали всех 10-12-летних ребятишек и отправили работать в колхоз "Заря Востока". Огромные колхозные поля - вот их была "вотчина" и святая обязанность: сажали и пололи овощи, а затем убирали урожай. А с 12 лет начались его "университеты" в лесопункте: отец и дед зимой валили лес, а ему предстояло очистить территорию от снега под упавшей лесиной, а затем ее - от сучьев. Все вручную. А взрослым надо было дать четыре нормы на лесоповале, за этим следили строго, так как семья была ссыльно-репрессированная. На лесине делали насечку, чтоб под самый корень спилить. И это проверяли. А затем, по весне, в обязательном порядке надо было просеку очистить от сучьев, сжечь их. Чтобы дать возможность расти новым деревьям.

" А сейчас что делается?!", - негодует и сокрушается Михаил Афанасьевич по поводу нашей всеобщей бесхозяйственности и расточительности с нашими лесными ресурсами.

А летом мальчишку отправили работать на конюховскую, здесь уже работал и его отец. Угоняли рабочих лошадей, намаявшихся зимой на вывозке древесины, в летний лагерь за десятки километров от лесопункта. И юный Мишка должен был их пасти и охранять. Спал здесь же, на конюшне, на отвалах овса. Михаил Афанасьевич вспоминает, какой каторжный труд был и у этих лошадок, и у тех, кто этот лес должен был прежде свалить, а затем вывезти и спустить по "ледянке" к реке Тыгде. А потом сплавщики сплавляли эти бревна до Усть-Тыгды… Легкого труда нигде не было, поэтому мальчишки, надрываясь из последних сил, старались не отставать от взрослых.

Об окончании войны узнал только 10 мая, так как в этот день находился на конюховстве. Приехал на лошади в деревню, а там - слезы радости, женский плач, крики. Спросил: почему? А ему говорят: "Победа!". Учебу на время войны забросил, не до нее было. Поэтому, когда снова сел за парту, был, как говорили тогда, переростком среди одноклассников. … В 1949-ом семья переехала в Шимановск, устроился грузчиком в снабжение. В 52-ом взяли кочегаром на паровоз. Отслужил, как положено, срочную службу в армии. Вернулся в депо, устроился в электроцех электриком, заочно учился в Чите в железнодорожном техникуме. После его окончания стал бригадиром комсомольско-молодежной бригады, заряжая трудовым энтузиазмом членов своей бригады. Машинист паровоза, тепловоза, электровоза… Был много раз ударником комтруда, за что регулярно поощрялся руководством депо. За свой ударный труд Михаил Афанасьевич однажды даже был премирован машиной "Запорожец". Общий трудовой стаж у ветерана - ни много ни мало, а 52 года.

Василий Петрович Кузьменко. С одного края страны на другой занесла его судьба. Ведь родом Василий Петрович с Украины. И было ему 13 лет, когда грянула война. Его семья жила в деревне, и, как все деревенские мальчишки его возраста, все лето пропадали на колхозных полях. Работали. Долгих три года пришлось побыть его семье "под немцем", наступающие части Советской Армии освободили его родную Украину только в 44-ом. После войны мальчишку забрали в ФЗУ, стал учиться на сварщика, а после учебы устроился на металлургический завод сварщиком. Пришла пора уходить в армию, служил на Дальнем Востоке, в Уссурийске. После демобилизации завернул в гости к родственникам в Шимановск, да так здесь и остался. Устроился в локомотивное депо. Потом довелось работать в ДСК, в автоколонне, и снова вернулся в депо . 20 лет отработал кочегаром паровоза, потом выучился на помощника машиниста. С этой должности ветеран и ушел на заслуженный отдых.

Иван Гаврилович Романов. Родился в д.Каничи, что в Мазановском районе. Когда началась война, пареньку было только 12 лет, но он уже трудился в колхозе. И как вспоминает ветеран, их, мальчишек, стращали: если не заработаешь 50 трудодней - посадят. Поэтому старались и не отказывались ни от какой работы. Мальчишке доверено было пасти колхозных телят. "Ох, и намучился я с ними! - рассказывает Иван Гаврилович, - сказали: потеряется хоть одна голова - будешь платить. Выгоню их в поле, а они разбредутся по округе, по кустарникам - не соберешь. Бегаю, плачу и постоянно пересчитываю их…". Потом подростка перевели в тракторную бригаду, стал работать прицепщиком, надо было поднимать и опускать плуг. Позже отправили в Сапроновскую МТС учиться на тракториста, окончил курсы и стал работать учетчиком-заправщиком. Тракторист вспашет поле, а Ивану надо было вручную перемерить вспаханное, начислить трудодни и отчитаться перед начальством. Пришлось поработать и на лесозаготовках: послали на станцию Ту, где отработал зиму. Иван Гаврилович вспоминает, что здесь так туго пришлось с "харчами", пришлось собирать мороженую картошку. Так что наголодался вволю. Окончил пять классов и поступил в ЖУ №3 на слесаря по ремонту вагонов. Отработал два года в локомотивном депо, окончил вечернюю школу, и в 52-ом его отправили в Читинскую школу учиться на машиниста паровоза. Пришла пора уходить в армию, уже даже принесли повестку, но дали "бронь". Вернулся в Шимановск и стал работать дублером машиниста. Четыре поездки сделал в качестве помощника машиниста. Но на транспорте не хватало машинистов, и тогда среди молодых ребят, только что окончивших школу машинистов, устроили конкурс, и Иван его достойно прошел. И в пятьдесят восьмом году стал водить паровозы самостоятельно. Шимановск-Белогорск, Шимановск-Ушумун - вот их было "плечо". В 70-ом назначили машинистом-инструктором тепловоза. С этой должности и ушел на пенсию. Трудовой стаж ветерана - более 43 лет. Удостоен высшей награды в отрасли - знака "Почетный железнодорожник". Его имеют в настоящее время лишь единицы. За особые заслуги.

Федор Евсеевич Варлыга. В этом году у ветерана - юбилей, ему исполнилось 85 лет. "Было мне 12 годков, когда началась война, - рассказывает ветеран. - Жили мы в деревне Мраморное, что перед Чагояном. И пошел я в пятый класс. Но в ноябре 42-го моя учеба закончилась, и больше я в школу не пришел, так как на школьника норму хлеба не давали. А нас в семье - пять "гавриков". В 42-ом отца забрали в армию, и я, как самый старший, остался за мужика. Первое лето был чабаном, пас колхозных овец. У нас в деревне из мужиков осталось два деда, да ребятня. Потом был назначен старшим конюхом, летом скотину выгоняли на пастбища. Так проконюховствовал до 44-го года. Перешел на почту, возил почту на лошади. Отработал один год, уехал на лесозаготовки. А тут и война закончилась, вернулся отец. В 46-ом семья переехала в Шимановск, отец стал работать в промкомбинате, а я - учеником пимокатчика, катали валенки. Потом ушел на лесозаготовки, где проработал до самой армии. В 49-ом ушел на срочную службу, служил в Южно-Сахалинске. Вернулся домой и хотел продолжить службу, но уже на сверхсрочной (у нас в Шимановске стоял полк), но не получилось…".

По подсказке и помощи друга Федор поступил на работу в локомотивное депо - кочегаром на паровоз. И было это в 1952 году. Работал кондуктором на пассажирских поездах, окончил 7-й класс вечерней школы и поступил в трехгодичную школу машинистов в Биробиджане. И в 1961-ом поехал на паровозе уже в качестве машиниста, затем переобучился на тепловозника. А в 1984-ом ветеран ушел на заслуженный отдых. Родному предприятию Федор Евсеевич отдал 32 года, честно и добросовестно относясь к своей профессии. Неоднократно выходил победителем соцсоревнований, в 1976 году приказом начальника отделения дороги удостоен звания "Лучший по профессии". В его трудовой - записи о 42 поощрениях.