Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли, как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения, поделки из природного материала (животных, птиц, насекомых), огород на окне.
У детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.
Экологическое воспитание - это огромный потенциал всестороннего развития ребенка.
Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение.
В детском саду проводятся совместные мероприятия с детьми и родителями. Взрослые тоже приобретают знания, умения и навыки общения с природой родного края. Тем более, что живем в окружении такой красоты!
Различные встречи и мероприятия активизируют взрослых: беседы, викторины, "круглые столы" помогают решать экологические проблемы. А ведь, как говорится, вода и камень точит. Дети должны знать, как беречь окружающую природу, уважительно относиться к животным и птицам, знать правила поведения в лесу, на водоемах, ухаживать за комнатными растениями и т.д.
Особенно радость им приносит мысль о том, что они также могут внести свой вклад в сохранение окружающей среды: посадить цветы, сделать для птиц кормушки, скворечники и т.д., а это в свою очередь делает детей добрыми и отзывчивыми.
Также особо остро стоят проблемы чистого воздуха и воды. Поэтому дети должны знать вследствие чего они загрязняются: автомобильные выхлопы, оставленный мусор и т.д., а также, что нужно делать ,чтобы этого избежать: озеленять города, поддерживать в рабочем состоянии водоочистительные сооружения и др.
Перед взрослыми стоит глобальная задача: воспитать маленьких защитников природы. И если каждый внесет свою частичку для того, чтобы сделать мир чище, тогда все получиться. Ведь не зря говорят: "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят".