Сквозь время. Истории обычных людей...

                                                                                                   

История третья: печальная

 Историю не перепишешь, и как бы ни трагична, ни горька она была у нашего народа, музей обязан её хранить и передавать. Хотя, возможно, кто-то о тех годах и не любит вспоминать, кому-то больно, кому-то стыдно, кому-то страшно…
 Моя третья история о Валентине Марковне Волох. Ее воспоминания «обжигают и будоражат» одновременно...
 «…Мой дедушка Антон Павлович Лысенко был раскулачен и сослан дважды – сначала с Украины в Новосибирскую область, а затем из Сибири в глухую деревню Каменка вглубь тайги от станции Мухинская».
 Валентина Марковна искала информацию о дедушке, делала запрос в Новосибирскую область, но все документы были уничтожены.
«… Мой второй дедушка Абросим Яковлевич Рыжаков в 1932 году был выслан из деревни Гуран Свободненского района с шестью детьми (жена умерла) в поселок Усть-Тыгда Шимановского района.
 Только из Гурана было раскулачено 5 братьев Рыжаковых с семьями, в каждой от шести до восьми детей. Забрали всё – хозяйства, дома, оставили без ничего.
 Привезли в Суражевку, выгрузили на берег Зеи, ждите, когда и на чём вас увезут в Усть-Тыгду. Детей кормить нечем, дедушку забрали в кутузку за то, что стал просить еду для ребятишек у начальства.
 Старшие дети (мальчишки) ночью воровали соленую рыбу из бочек, которых было много на берегу Зеи, ели, потом только воду пили, а самым маленьким сестренкам – Ане и Даше, было плохо от этой рыбы. И пока дедушка сидел в кутузке, пацаны решили отвести сестер на базар в Свободный и оставить их там. Так и сделали. Дождались, когда стало много народу, завели их на середину базара, а сами спрятались. К вечеру, когда братья убедились, что девочек забрали, вернулись на берег в Суражевку.
 Когда дедушку отпустили, они уплыли на барже в Усть-Тыгду, без сестер. И лишь спустя 30 лет родные нашли девочек, они выросли в приемной семье, выучились и жили уже в Омске».
 В поселок Усть-Тыгду везли спецпереселенцев из Белоруссии, Украины, Польши, Сибири, из соседних краев и областей, до 1949 года из Латвии. Они занимались заготовкой и сплавкой леса, его формировали в плоты, которые сплавляли до Суражевки катерами.
 В 1938 году в село был направлен оперуполномоченный Свободненского РО НКВД Косотухин с наказом разгромить «вражеское гнездо» и арестовать всех кулаков и их детей, достигших 18-летнего возраста. «… в результате этой чистки были расстреляны и посажены в тюрьмы десятки жителей. Условия проживания были страшные – жили в землянках в Аргульке (это рядом с Усть-Тыгдой) вверх по реке Тыгда, в длиннющих бараках, где выделяли по комнате на семью. Многоярусные топчаны с матрасами, набитые соломой.
Кругом тайга, сопки, камни. Чтобы заиметь огород, надо было пилить деревья, корчевать пни, таскать камни…
 … Нет больше на карте такого села, но там находится вечный покой родных и близких, там река, там знаменитый Бурхан высится над Тыгдой, там есть что-то такое, что сложно выразить словами…»
 Это лишь одна судьба… В Книгу памяти жертв политических репрессий Амурской области включены имена более тысячи наших земляков, пострадавших в 1920-50-е годы 20 века.
 Если есть история, жестокая и суровая, должна быть и память, справедливая, светлая и вечная, о близких, о трагическом времени нашей истории, о жестокости и несправедливости властей, о терпении и трудолюбии простых, ни в чем не повинных людей.

Специалист по экспозиционной  и выставочной деятельности МБУ «Шимановский краеведческий музей» Елена Лоншакова