Политолог Глеб Кузнецов: «Больших протестов из-за пенсионной реформы не будет»

Общественный негатив вокруг повышения пенсионного возраста начал спадать спустя месяц с момента появления информации о грядущей реформе, говорит руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов. Эксперт считает, что на этом фоне больших протестов в стране не произойдет. Политолог также уверен, что оппозиция провалила повестку по этой теме. «Люди, относясь негативно к пенсионной реформе, не видят в оппозиции тех, за кем готовы были бы пойти», — заключил Глеб Кузнецов.

«Надо понимать, что пенсионная реформа вне зависимости от ее информационного сопровождения популярной не станет никогда. Через нее прошло все развитые страны. И их пример показывает, что пенсионная реформа непопулярна в любом случае. И тут мы ничем не отличаемся от Испании или, скажем, Норвегии», — рассказал Глеб Кузнецов в беседе с «Актуальными комментариями». 

По его мнению, первая волна негатива по пенсионной реформе в России спала. Люди узнали о том, что это достаточно долгий процесс, который продлится больше десяти лет. Появилось больше информации, и пенсии стали обсуждать несколько менее истерично, чем в начале.

«Действия оппозиции по этой теме оцениваю как неубедительные. Митинги провалились — они не стали новостью национальной повестки и собрали ничтожно мало для такой важной разогретой темы, — говорит политолог. — Люди, относясь негативно к пенсионной реформе, не видят в любой оппозиции — это касается и Зюганова, и Навального — тех, за кем готовы были бы пойти».

Эксперт уверен, что законопроект о повышении пенсионного возраста пройдет первое чтение без серьезных прений. Все политические силы понимают, что пенсионная реформа стране нужна, поскольку существующая система не может обеспечить ни развитие, ни повышение пенсий.

«Сейчас много идет сравнений с другими странами — в частности, с Норвегией, в которой пенсионный возраст — 67 лет. В Европе идут разговоры о повышении пенсионного возраста до 70 лет. Мы не просто запаздываем с проведением реформы, а отстаем лет на 15. Понимание этого в политической элите есть, — заключает Глеб Кузнецов. — Разговор идет не о том, как оставить все как есть, а о параметрах реформы — что делать, что корректировать, какой производить маневр, чтобы пенсии увеличились».

В конце беседы руководитель экспертного совета ЭИСИ еще раз подчеркнул, что причин для возникновения больших протестных групп сейчас по сути нет. Процесс поднятия пенсионного возраста растянется на 10 лет, и каждый момент времени изменения будут касаться достаточно малого количества пенсионеров. «Так что при достаточно негативном отношении в обществе в целом пенсионная реформа обладает практически нулевым протестным потенциалом», — сказал Глеб Кузнецов.