Зима вступила в свои права, морозы крепчают, и поэтому совсем некомфортно долго стоять на остановках, дожидаясь автобуса. К сожалению, в последние недели все чаще в определенное расписанием время нужного автобуса пассажиры не дожидаются. Сошел с линии, не вышел на линию, сломался… Вот что слышат пассажиры, звоня в диспетчерскую МП «Транспортник». Звонят они и к нам в редакцию, прося узнать, что, почему и когда автобус или «газелька» снова появятся на маршруте. Мы собрали все ваши вопросы и попросили ответить на них исполняющего обязанности директора МП «Транспортник» А.М.Гостева.
Но для начала попросили Александра Матвеевича представить предприятие, занимающееся перевозкой пассажиров, в зеркале статистики. И вот что узнали. В настоящий момент в автопарке предприятия – 17 единиц, из них – три больших автобуса, семь «пазиков», один из которых работает, как дежурный автобус для внутренних нужд (кстати, «пазики» изношены на 70%), семь «Газелей». Пассажиров обслуживают 25 водителей и 16 кондукторов,
- Александр Матвеевич, у вашего предприятия сегодня – не лучшие времена…
- Да, и одной из проблем является запрет надзорных органов эксплуатировать автобусы без одобрения транспортного средства. Они были приобретены в 97-ом году, и на них раньше выдавалась лицензионная карточка. А потом депутатами облсовета были приняты новые правила, в которых записано, что импортным автобусам, не имеющим одобрения транспортного средства, лицензионные карточки не выдавать. Сейчас мы сделали запрос в Центр стандартизации с просьбой разъяснить: какие доработки этим автобусам надо сделать, чтобы получить одобрение надзорных органов. Мы прекратили их эксплуатировать, и это не лучшим образом сказалось на перевозках горожан. Мы вынуждены были поставить «пазики» на самые загруженные маршруты – по «единице» и по «шестерке». Но, увы, утром, когда пассажиропоток самый большой, они не справляются с нагрузкой.
- Думаю, что меня поддержат все жители микрорайонов: движение по маршруту «четверки» «пазика» и микрика встретили все с одобрением, ведь микрик, в отличие от автобуса, ходит весь день. Но теперь микрика «четверки» что-то давно не видать…
- Из-за нехватки машин нам приходится снимать «Газель» с этого маршрута и закрывать им другие. К тому же «газели» в эксплуатации очень ненадежны, у них постоянно «летят» рессоры, проблемы и с работой электроаппаратуры. День ездят, два дня стоят. Вот сегодня (разговор состоялся 3 декабря) две «Газели» стоят в ремонте, нет на линии «тройки» и «четверки». Приходилось снимать после обеда и большую «двойку» и ставить на более загруженные маршруты. Это менее болезненно, а если бы мы сняли с линии «единицу», это было бы более ощутимой потерей для пассажиров.
Еще одна трудно разрешаемая нынче проблема – нехватка водителей с требуемой категорией: в нашем городе очень сложно найти водителей на автобусы с категорией и допуском, поэтому в настоящее время предприятию не достает трех водителей. Условия работы легкими не назовешь, к тому же у водителей должен жестко соблюдаться режим труда и отдыха (за нарушение администрацию предприятия строго наказывает инспекция по труду). Не более четырех часов работы, затем должен следовать получасовой перерыв, далее – два часа работы – и снова перерыв на полчаса. У водителей не должно быть переработки, а если в сутки он отработал 10 часов, то ему положен день отдыха. А его кем-то надо заменить…
- Просматривается ли на ближайшую перспективу вопрос с приобретением для вашего предприятия новых автобусов, ведь даже пассажирам понятно, что ездим мы на изношенном, латанном-перелатанном транспорте?
- Как решение проблемы, приобретение нового «пазика» вместимостью 50 человек, по стоимости это равноценно трем «газелям», но в эксплуатации автобусы более долговечны, более экономичны и надежны. Но у предприятия нет таких денег, более того, в 2009-ом году долг предприятия по налогам составил 750 тысяч рублей. Вся надежда на администрацию города, если она нам поможет с приобретением автобуса. Но при этом надо учитывать, что количество автобусов должно соответствовать пассажиропотоку, а у нас их загруженность составляет всего 33% от рентабельности. Получается, что в утренние часы и вечером до 18.30 автобусы загружены, а весь день ходят полупустыми. Затраты большие, а выручка минимальная.
- Одна из знакомых рассказывала, как не так давно стала свидетелем очень некрасивой сцены: кто-то из пассажиров замешкался в дверях, а водитель, не стесняясь в выражениях, осыпал его бранью. А ведь в микрике в этот момент находились дети…
- К сожалению, бывают такие случаи. Но надо учитывать, что работа у водителей с повышенной нервной нагрузкой, а встречаются такие непонятливые пассажиры: выходя, начинают крутить-тянуть изо всех сил ручку двери у микрика, и в итоге – выводят ее из строя. Понятное дело, у водителя сдают нервы.
- Еще один вопрос, который задают в ваш адрес горожане. Почему бы не пустить, хотя бы один раз в месяц (в выходной день), автобус до кладбища на 7-ой километр. Чтобы родственники могли навестить могилы своих усопших родных. Пусть это будет хотя бы в теплое время года.
- Все опять же упирается в рентабельность таких маршрутов. К тому же в летнее время наша главная забота – обеспечить автобусами дачные маршруты.
- И последний вопрос. Утром пассажиры на остановке «торговый центр» «четверку» берут штурмом. Следом идет «шестерка», и кто-то из горожан, не успевших на «четверку» или не желающих давиться в толкучке, доезжая до стадиона, спешит пересесть на «двойку», идущую в Крестьянский поселок. Автобусы как раз и встречаются на стадионе, но ни разу водитель «двойки» не подождал бегущих к нему пассажиров. Говорит, я не обязан это делать. А почему бы это не ввести в обязательном порядке?
- Это предложение мы обсудим, и если оно будет приемлемо, примем такое решение.
- Спасибо за ответы, и желаю вашему предприятию дождаться лучших времен.
В.Павличенко