Действующим законодательством допускается возможность оказания пострадавшим гражданам в результате подтопления, наводнения адресной социальной помощи. Решение вопроса о наличии оснований для ее оказания гражданам, проживающим на территории, где не введен режим чрезвычайной ситуации, находится в компетенции управлений социальной защиты населения по соответствующему городскому округу и муниципальному району области. На территории тех поселений, где введен режим чрезвычайной ситуации, куда, в частности, относится Шимановский район Амурской области, главами поселений может быть рассмотрен вопрос об оказании помощи гражданам как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Возмещение ущерба, причиненного последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках Конституции РФ, Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О концепции национальной безопасности РФ", Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Конституций и Уставов субъектов РФ и других законов и подзаконных актов.
В статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68 в редакции ФЗ от 29.12.2010 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС.
В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 г. № 214 "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области" и распоряжением Правительства Амурской области от 13 августа 2013 г. № 123-р выплата пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества возложена на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области. На органы социальной защиты населения возложено консультирование пострадавших граждан о порядке осуществления выплат и документах, необходимых для их назначения.
Единовременная материальная и финансовая помощь, подлежащая выплате за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и резервного фонда Правительства Амурской области:
- единовременная материальная помощь: за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий - до 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью; за счет резервного фонда Правительства Амурской области - 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью);
- финансовая помощь в связи с утратой имущества за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий: частичная утрата имущества - 50 000 рублей на человека, полная утрата - 100 000 рублей на человека;
- финансовая помощь в связи с утратой имущества за счет резервного фонда Правительства Амурской области: частичная утрата имущества - 50 000 рублей на семью, полная утрата - 100 000 рублей на семью.
Вопросы по возмещению ущерба решаются только относительно объектов, находящихся в собственности того или иного муниципального образования. Для владельца частного владения предусмотрено лишь оказание финансовой помощи.
По вопросу выплаты компенсаций гражданам необходимо обращаться в администрацию муниципального образования, на территории которой они проживают, предоставив следующие документы: 1) заявление по рекомендуемым формам в двух экземплярах: на имя губернатора области - для получения выплат единовременной материальной помощи и финансовой помощи за счет средств федерального бюджета; на имя главы местной администрации (главы муниципального образования) - для получения выплат единовременной материальной помощи и финансовой помощи за счет средств областного бюджета; 2) документы, удостоверяющие личности всех членов семьи (паспорт; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14 лет: справка, удостоверяющая личность и выданная органами миграционной службы России по Амурской области только в случае утраты паспорта); 3) документ, подтверждающий факт постоянного проживания гражданина в жилом помещении на момент ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания); 4) при наличии представляется документ, подтверждающий право на жилое помещение (право собственности, социального найма, коммерческого найма). С представленных гражданином документов сотрудниками местной администрации снимается необходимое количество копий, подлинники документов возвращаются заявителю вместе с одним экземпляром заявления с отметкой о его принятии.
Ущерб определяет комиссия по оценке ущерба, созданная на территории муниципального образования.
В случае, если граждане, которых признали пострадавшими, считают сумму компенсации заниженной, имеет смысл в судебном порядке оспорить размер компенсации. Исковое заявление подается в районный суд, к заявлению целесообразно приложить отчет независимых экспертов о реально причиненном ущербе.
Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов.
Если гражданин не попал в списки пострадавших от ЧС, например, потому, что не был зарегистрирован в зоне действия ЧС, ему придется в судебном порядке доказывать, что он является пострадавшим от ЧС.
В подобном случае гражданин вправе обратиться в районный суд с иском к администрации соответствующего муниципального образования о признании пострадавшим от наводнения, признании права на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества и возложении обязанности включить его в список пострадавших граждан от наводнения.
Для обращения в суд с целью восстановления имущественных прав и получения материальных выплат гражданину необходимо подготовить следующие документы: исковое заявление, подписанное истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд, с указанием необходимых сведений, а также документ, удостоверяющий личность заявителя, и ряд документов, на которых гражданин основывает свои требования.
Необходимо обратить внимание, что заявитель, имущество которого пострадало вследствие стихийного бедствия, может обратиться с ходатайством об отсрочке, рассрочке либо освобождении его от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд.
При отсутствии у гражданина документа, подтверждающего факт его проживания в жилом помещении на момент ЧС, гражданин также вправе обратиться в районный суд по месту жительства с заявлением об установлении факта проживания в жилом помещении на момент ЧС. В случае удовлетворения судом поданного заявления гражданин обращается в администрацию с вышеуказанным решением суда.
Если будет установлено, что граждане утратили либо не имели надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов, подтверждающих их право собственности на недвижимое имущество, тогда заинтересованные лица могут обратиться в районный суд с заявлением об установлении факта признания владения и пользования на праве собственности недвижимым имуществом либо с исковым заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество.
Дела об установлении юридических фактов, с которыми неразрывно связано возникновение, изменение или прекращение имущественных или личных неимущественных прав, относятся к категории дел особого производства.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, а также людей, которые по состоянию здоровья не способны участвовать в процедуре оформления документов, за получением материальных выплат могут обратиться их законные представители (опекуны и попечители).
Статью подготовили
помощники судей Шимановского районного суда Амурской области
Чалых Г. Ю., Королева В. В