3-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направлен на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг при сохранении расходов бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения. Данный закон вступил в силу с 1 января 2011 года (за исключением отдельных положений). Закон №83-ФЗ направлен на повышение качества государственных (муниципальных) услуг. Его принятие обусловлено   тем, что существующая сеть учреждений создавалась в совершенно иных социально-экономических условиях. В существующем статусе у учреждения отсутствуют должные стимулы к оптимизации и повышению эффективности. Бюджетные учреждения финансируются по смете с учетом фактически сложившихся расходов. Законом № 83-ФЗ определены следующие пути для обеспечения качества предоставляемых услуг:
  • - изменение  механизмов финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав с финансирования по смете на субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • - предоставление права бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение учреждений;
  • - расширение прав бюджетных учреждений по распоряжению закрепленным за ним имуществом;
  • - повышение прозрачности деятельности учреждений (требование публикации многих документов, в том числе устава, муниципальных заданий и т.д.).
  • Новым в законодательстве является создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - казенного учреждения. Таким образом, с 2011 года возможно функционирование трех типов государственных (муниципальных) учреждений:
  • -автономные;
  • -бюджетные (с расширенным объемом прав);
  • - казенные.
Финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется за счет средств бюджета и на основании бюджетной сметы. Финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий из бюджета на выполнение государственных (муниципальных)  заданий. В бюджетной смете утверждается объем финансового обеспечения, в задании утверждается не только объем субсидии на его выполнение, но и устанавливаются показатели эффективности.  Бюджетные и автономные учреждения будут составлять план финансово-хозяйственной деятельности. С 2011 года неиспользованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ). Для реализации Закона № 83-ФЗ в городе Шимановске установлен переходный период с 1 апреля 2011 по 1 января 2012 года, в течение которого все учреждения города, финансируемые из городского бюджета, должны изменить тип учреждения. Согласно представленной учредителями информации, четыре учреждения планируют изменить тип учреждения на автономное, остальные учреждения планируют быть бюджетными учреждениями (с расширенным объемом прав), на структурные подразделения администрации распространятся положения «казенного учреждения». В Шимановске в качестве пилотного варианта участвует в проведении эксперимента по кассовому обслуживанию исполнения бюджета муниципального образования в условиях действия Закона № 83-ФЗ Детский сад № 3 как автономное учреждение и ЦДТ.