Есть в России замечательная традиция - отмечать День науки. Согласно Указу президента от 7 июня 1999 года "Об установлении Дня российской науки" дата выбрана не случайно. В далеком 1724 году именно 8 февраля была учреждена Российская Академия Наук, её 275-летний юбилей довольно широко отмечался в нашей стране. Почти за 3 века российская наука открыла миру огромное множество великих имен и достижений, она всегда шла в первых рядах мирового научного прогресса, особенно в области фундаментальных исследований.
В нашей школе стало традицией отмечать этот замечательный день, но в этом году это был яркий, насыщенный придумками праздник. Целый учебный день!
Школа - это всегда наука. Поэтому уже в 1-х классах проведены уроки по темам "Занимательное азбуковедение", "Хочу всё знать", "Занимательная математика". Интеллектуальные марафоны совершали второклассники, интеллектуалы-третьеклассники и четвероклассники боролись за первенство в викторинах по русскому языку и олимпиаде по математике и на "Поле чудес".
В 5А была организована целая научно-практическая конференция. Все работы были посвящены одной теме "Моя родина - Россия". Ребята провели исследования по разным предметам: "Флаги России", "Энциклопедия слова Родина", "Семь чудес Шимановского района", "Моя родина - Дальний Восток", "Красная книга Амурской области", "Что сердцу дорого" (о К. Федине), "Памяти людской предела нет" (стихи о ВОВ местных поэтов), "Легенды и истории о тигре", "Природа, нас окружающая". Участники конференции работали вместе с педагогами по биологии, географии, математике, литературе с декабря, поэтому все 9 докладов были интересными, познавательными. Хочется сказать спасибо и родителям, которые принимали деятельное участие в подготовке к конференции. Некоторые ребята получили первый бесценный опыт научной деятельности, а слушатели были внимательны и активны: задавали вопросы, оценивали выступления своих одноклассников.
На большой перемене тоже не забыли о науке, десятиклассники провели "Историческую перемену". "Исторические размышлизмы" были по силам ученикам как седьмых, так и девятых классов.
На первом уроке (иностранный язык) говорили об английских учёных, "побывали" в молодёжном Берлине. Географические ухабы преодолевали в интеллектуальном марафоне на втором уроке. Математики проявляли себя во время третьего урока: решали логические задачи, участвовали в викторинах "Хочу всё знать", в конкурсе смекалистых и устном журнале, выявляли лучшего знатока математики. Четвёртый урок был филологическим: "Лингвистические пятиминутки" дали заряд бодрости ученикам шестых классов, "Интеллектуальные игры" - восьмых.
Спорт - тоже наука. В этом никто и не сомневается. Так на пятом уроке во всех классах выявили спортивных эрудитов в "Путешествии по видам спорта" и тесте "Что такое ГТО?", отправились в интеллектуальный марафон по ОБЖ, говорили и о научной организации труда. И - куда же без искусства? - провели викторины по художественному искусству и музыке.
На третьем этаже можно было узнать много интересного из выставки, посвящённой космосу.
Кто же всё это подготовил? Организован День науки был администрацией школы, а проводили все работающие в этот день педагоги.
Во время всех уроков дети были задействованы по максимуму. И на следующий день все интеллектуалы на торжественной линейке получили грамоты.
На этом работа с одаренными детьми не закончилась. 1 марта 2016 года в школе прошла XVIII научно-практическая конференция "Человек в образовательном пространстве", которая работала по 10-ти направлениям: астрономическое, биологическое, ЗОЖ, иностранного языка, историческое, краеведческое, математическое, социальное, физическое, филологическое.
Целью проведения конференции является развитие интереса обучающихся к наукам, поддержание школьников в их самостоятельной учебной работе и помощь в развитии навыков, необходимых для успешной деятельности в условиях экономики, построенной на знаниях. Именно творческая, проектная, исследовательская деятельность способствует формированию технологической культуры растущего человека, поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы, информационно-коммуникационную компетентность, высокий уровень мышления, плодотворное общение. Исследовательская деятельность учащихся является одной из наиболее эффективных образовательных технологий.
Было заявлено 58 участников. Это обычный объём исследовательских работ для нашей школьной научно-практической конференции. Готовятся ребята задолго до конференции: выбирают темы, собирают необходимый материал, проводят исследования, практические работы, описывают, анализируют, систематизируют всё собранное. Затем участники в яркой наглядной форме представляют свои работы на суд жюри.
Подобная конференция проводится у нас уже много лет. В этом году жюри отмечает высокий уровень подготовки участников, трудно было выбрать лучшие работы. Многие исследования заслуживали высоких оценок. Победителями стали 16 юных исследователей.
Что же интересно знать нашим детям? Как можно использовать математику в жизни? Как сэкономить семейный бюджет? (Жалнировская Елена - 6А). Где нужно уметь считать в процентах? (Ерёменко Максим - 9Б). Как наш Шимановск выглядит в цифрах (Шейко Арсений - 5А). Кому-то нужно точно знать, вред или пользу приносят компьютерные игры (Кундюков Сергей -2А), а кому-то - может ли музей помочь в изучении литературы (Козлова Полина и Марьенкова Татьяна - 7А) или как относиться к словам-паразитам (Блинов Егор - 7А). А это исследование "Измерение влажности воздуха" (Смирных Лолита - 8А) невозможно без современного цифрового оборудования. Громова Юлия (8А) задумалась о ставшем близким нам космосе и работала над проектом по астрономии, он-лайн переводчиками с английского заинтересовалась Смирных Лолита. Карташов Константин (3Б) не только увлечён изучением пауков, но и умеет о них рассказать. Совсем другая тема "Влияние жевательных резинок на организм" интересна Кадыровой Анастасии (11А), а выращивание лука в зимний период - Киселёвой Валерии (6А). Повезло Медведеву Егору (3В), в его семье хранят память о прадедушке, герое ВОВ, о которой он рассказал в своей работе. Михеевой Виктории (7Б) есть что сказать о семейной династии, насчитывающей 12 педагогов. И уж совсем серьёзные темы волнуют 10-классника Пироженко Николая: "Смертная казнь: за или против" и Ерофееву Яну (9А) - "Способ трудоустройства подростка". Как видно, лёгких тем не было.
Все победители и призёры получили грамоты и приняли участие в муниципальной научно-практической конференции "Человек, природа, общество". Наша школа представила 34 доклада, из них 6 победителей и 18 призеров.
Всё время работы над темой рядом с ребятами был учитель. Учитель-консультант, соратник, который учится и ошибается вместе с ними. Это сотрудничество - на основе общего интереса - способствует созданию комфортных условий для раскрытия личностных способностей и задатков учеников. Думаю, нужно назвать педагогов, способствующих реализации личностно-ориентированного обучения: Жалнировская Т.В., Брыкова С.А., Гладкова А.В., Ерёмина Т.Л., Захарова Е.В., Кондрашина Е.Ю., Михеева О.Н.и Юрченко Е.П., Лебедок В.А., Цын Н.В., Мордовская Н.Г., Прощайло С. И., Рыжакова В.В., Серебрякова Н.Н., Черникова Е.В., Ячменева Т.С. Спасибо и родителям, без них, их помощи и содействия было бы гораздо труднее.
Зачем нужны научно-практические конференции? Они активизируют творческую мысль, усиливают мотивацию к учению, способствуют более полному формированию представлений о будущей профессиональной деятельности. Вот и получается, что без науки школе - никак!
Именно учебные исследования способствуют развитию мотивации учащихся, их профессиональной ориентации.
Именами многих наших выпускников мы гордимся. Мы надеемся, что учим будущих молодых ученых, которые, может быть, станут новыми великими Ломоносовыми, Павловыми, Королёвыми, Менделеевыми, Репиными, Толстыми или Чеховыми и просто успешными врачами, инженерами, энергетиками - специалистами, обладающими высоким уровнем знаний. Главное, научиться приобретать эти знания, уметь использовать их в жизни и стремиться к новым вершинам.