Агрономы победили юристов
Как регион сделал престижными рабочие специальности,  необходимые экономике

 Рабочие профессии вернули свою популярность среди молодежи. Амурские выпускники идут учиться на сварщиков и агрономов — и не просто идут, а борются за каждое бюджетное место. Конкурс в колледжи в этом году побил все рекорды. В учебных заведениях говорят — изменилось отношение и родителей, и детей: с каждым годом становится всё очевиднее, какие специалисты нужны экономике и где найти работу с высокой зарплатой и перспективами. Перелом в сознании случился благодаря общим усилиям — региональных властей, учебных заведений и бизнеса. В колледжах открываются современные лаборатории, кардинально трансформировался подход к обучению, в котором теперь участвуют сами работодатели. На какие профессии самый большой конкурс и как выстроено сотрудничество всех заинтересованных в кадрах — в следующем материале.
 Работа в АПК — это прибыльно и перспективно
 Если несколько лет назад амурские выпускники мечтали о дипломе юриста в вузе, сегодня они атакуют приемные комиссии колледжей и выбирают рабочие профессии. В Амурском аграрном колледже в этом году снова наплыв желающих получить образование — пожалуй, это учебное заведение в числе первых проложило дорожку от студента к работодателю. Введенный в Амурской области пять лет назад запрет на использование иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве запустил целый механизм в этой отрасли. А с прошлого года на базе аграрного колледжа открылся образовательный кластер «Сельское хозяйство» по проекту «Профессионалитет» — благодаря ему и финансированию из областного бюджета здесь появились лаборатории с современным оборудованием. Сегодня уже очевидно, что работа в АПК — это и прибыльно, и перспективно. И приемная кампания в этом году снова прошла масштабно. 
 В прошлые годы самой популярной специальностью была ветеринария, в эту приемную кампанию больше желающих поступить оказалось на агрономию, а также на эксплуатацию и ремонт сельхозтехники и оборудования. Эти три специальности держат марку самых популярных, конкурс на них от 3 до 5 человек на место. «Кроме Благовещенска, у нас три отделения — в Екатеринославке, Серышеве и Завитинске. В этом году на 468 бюджетных мест подано более 1500 документов. Когда общаешься с абитуриентами и их родителями, оказывается, что многие ребята были у нас на экскурсиях и мастер-классах.  Наши мастерские оснащены современным оборудованием. Также мы выезжаем в школы, проводим дистанционные встречи для отдаленных местностей, студенты презентуют свои профессии. Всё это и привлекает поступающих», — говорит и. о. замдиректора по учебно-производственной работе Надежда Белова.
 В колледжи — с высокими баллами
 В недавнем прошлом средние профессиональные заведения набирали тех, кто по какой-то причине не поступил на «вышку». Сейчас в колледжах решает судьбу мест конкурс аттестатов. И идут в агрономы и строители далеко не троечники.
 — В этом году у нас рекорд по числу заявлений: более 2000 на 330 бюджетных мест, — рассказали в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства.  — По некоторым специальностям конкурс доходил до 7 человек на место. Самые популярные: «архитектура», «туризм и гостеприимство», «строительство зданий и сооружений», «сетевое и системное администрирование». Мы набрали не только бюджетников, но и коммерческие группы. Корректировка по набору зависит от потребности рынка — работаем с профильными министерствами, которые сообщают, какие профессии необходимы на перспективу. Так, в этом году набрали 30 сварщиков, что на пять бюджетных мест больше. В целом же рост числа заявлений в учреждения среднего профессионального образования связан с активной популяризацией рабочих профессий и тем, что в области реализуется много строительных проектов, поэтому эти специалисты очень востребованы. Также как и специальность «сетевое и системное администрирование» — айтишники востребованы во всех сферах.

 Студенты учатся и получают зарплату
 Как отмечают в учебных заведениях, сейчас студенты сразу понимают, что их ждет в будущем. Те, кто не заключили целевой договор сразу, на третьем курсе уже определяются с местом работы. И начинают зарабатывать. «Ребята поступают после 9-го класса, учатся два года, а с 3-го курса переходят на индивидуальный план обучения и трудоустраиваются. И официально студент работает — получает заработную плату. Это нравится и самим ребятам, и работодателю», — поясняют в колледжах. 
 — Третий год мы видим такую ситуацию с высоким конкурсом. Сейчас учащиеся пересмотрели взгляд на колледжи, понимают, что после окончания можно также получить и высшее образование. Результат дает проект «Профессионалитет». Хорошо работает платформа Работа.ру, идет плотно работа по целевым договорам. Те, кто хотят трудиться, еще во время практики начинают зарабатывать по 90–120 тысяч рублей, — говорит Елена Мельникова — директор Амурского колледжа транспорта и дорожного хозяйства, где в этом году подали 1547 заявлений на 350 бюджетных мест.
 В Амурской области открылся кластер по туризму и сфере услуг
 В этом году в Приамурье открылся еще один образовательный кластер — на базе Амурского колледжа сервиса и торговли. Учебное заведение выиграло федеральный грант по проекту «Профессионалитет» и полностью обновилось. Региональные власти также выделили учебному заведению 6,5 миллиона рублей, средства пошли на ремонты помещений и обучение сотрудников.
— Наш колледж является базовой организацией, а также в него вошли Райчихинский индустриальный техникум, Амурский технический колледж и Амурский колледж строительства и ЖКХ — по специальностям, которые относятся к сфере туризма и услуг, — рассказала директор Амурского колледжа сервиса и торговли Олеся Истомина.  
 — Принцип «Профессионалитета» — образование работает под запрос работодателя, он становится полноправным участником учебного процесса. Студент, окончив программу, придет на рабочее место — и ему не нужно будет привыкать к новым условиям работы, к стандартам, так как всему его научат во время обучения в колледже. Мы находимся на прямой связи с бизнесом — знаем, что требуется им от сотрудников, и корректируем образовательные программы под этот запрос.
 Участниками кластера стали пять представителей бизнеса, в том числе Комбинат школьного питания и Амурская федерация рестораторов и отельеров Амурской области — сегодня в нее входят более 60 компаний.Благодаря федеральному финансированию, в колледже создаются 14 новых зон: это помещения с оборудованием, которое ранее никогда не использовалось в образовательном процессе. Например, для общепита — зона «Автоматизация услуг предприятий питания».   Там будет использоваться то же программное обеспечение, что и на предприятиях общепита.
 — Ключевая задача проекта «Профессионалитет» — вовлечь бизнес в партнерское управление учебными заведениями, максимально ориентироваться на практику и подготовить специалистов по востребованным специальностям в сокращенные сроки, — отмечает министр образования и науки Амурской области Светлана Яковлева.
 Бизнес будет сам готовить квалифицированные кадры
 В этом году в колледже сервиса и торговли получили более 1900 заявлений на 525 бюджетных мест. На некоторые специальности конкурс достигал 6 человек на место. Среди самых популярных: «туризм и гостеприимство», «бухгалтерский учет», «повар-кондитер» и «торговое дело». В учебном заведении уверены — повлияла на рост желающих получить рабочую профессию в том числе активная работа со школьниками. Кстати, в этом году к обучению студентов хотят привлекать китайских поваров —таков запрос от амурских точек общепита, которые ждут сотрудников. Сфера общепита — сегодня одна из самых богатых на вакансии: число свободных мест колеблется от 800 до 1000. И работодатели сотрудничают с учебным заведением не первый год.
 — Кадровая проблема в нашей отрасли возникла с пандемией коронавируса. Тогда многие специалисты ушли из общепита, и после пандемии оказалось, что мы остались ни с чем, — прокомментировала ситуацию исполнительный директор ассоциации «Амурская федерация рестораторов и отельеров» Татьяна Гудзовская. — Сейчас среди рестораторов большая конкуренция за кадры. Анализ рынка труда показывает, что зарплаты в отрасли растут постоянно, и в этом году на 15–20 процентов уже выросло предложение. Ситуация такая: предприятие размещает вакансию — желающих нет, и оно вынуждено поднимать ставку. А количество кадров не увеличилось: по факту переманиваем одних и тех же друг у друга. Без участия работодателя в образовательном процессе квалифицированные кадры не получить. Мы и раньше работали с колледжем, брали студентов на практику. Сейчас работодатели тоже готовы заключать целевые договоры и оплачивать практику. Совместно с колледжем и министерством образования мы работаем командой и делаем дорожную карту на будущее, работа это колоссальная. В рамках созданного кластера в сфере туризма и сервиса проекта  «Профессионалитет» наша федерация — активный участник. И это целый комплекс мероприятий, целью которых является повышение престижа рабочих профессий, перепрошивка программ обучения с большей ориентацией на практику на действующих предприятиях. То есть обучение «приспосабливается» к потребностям реального сектора экономики.
 «Решать кадровый вопрос надо комплексно»
 Целевые договоры, практика на предприятиях и переподготовка специалистов в удобном формате – сейчас Амурская область активно работает по всем направлениям в решении кадрового вопроса. Так, по линии минэкономразвития в топе самых вакантных — профессии повара и продавца. «Чтобы восполнить кадровую потребность, необходим комплексный подход, — комментирует заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Татьяна Величко. — Первым этапом становятся профориентационные мероприятия. Среди них можно выделить создание в 2023 году программы «Мир поварского искусства» на базе Амурского колледжа сервиса и торговли. Ее участники могли попробовать себя в качестве повара и понять, хотят ли они посвятить себя этой профессии во взрослой жизни. Кроме того, совместно с предприятиями и учебными заведениями организованы экскурсии, встречи с работодателями, проведение классных часов».
 Второй этап привлечения молодежи к обучению на востребованных специальностях —  заключение целевых договоров, подчеркивает замминистра. С 2022 года министерством экономического развития и внешних связей региона внедрена программа целевой подготовки для учащихся учреждений СПО в сфере потребительского рынка. Сейчас по ней работают Амурский колледж сервиса и торговли (по направлениям «поварское дело» и «технология продуктов общественного питания»), Райчихинский индустриальный техникум (по направлениям «продавец, контролер-кассир» и «повар, кондитер»), а также Амурский политехнический колледж — по направлению «автослесарь». За два прошедших учебных года по этим направлениям было заключено 53 целевых договора с ссузами. Кроме того, подписано 56 договоров о взаимодействии, благодаря которым организуются мастер-классы, встречи, выступления представителей предприятий для учащихся.Договоры о целевом обучении со средними профессиональными учебными заведениями также заключают машиностроительные предприятия. Например, в 2023–2024 учебном году подписали четыре таких договора с третьекурсниками Райчихинского индустриального индустриального техникума, и поставлена цель в будущем увеличить это число.
 Третьим этапом становится производственная практика. Именно в это время работодатели могут лично познакомиться с потенциальными соискателями и принять решение о заключении целевого договора на дальнейший период обучения. Например, в заведениях общественного питания, торговли и бытового обслуживания области практику ежегодно проходят свыше 1000 учащихся.
 — Одним из способов привлечения кадров на вакантные должности является переподготовка специалистов, желающих сменить сферу деятельности. Мы видим, что в регионе существует подобный запрос: рестораторы рассказывают, что порой к ним приходят люди, желающие освоить новую профессию, — например, повара и кондитеры, — поясняет Татьяна Величко. — Специалисты министерства анализируют уровень потребности в подобных курсах в каждом отдельном муниципалитете. Это позволит в дальнейшем организовать на базе учреждений среднего профессионального образования необходимое количество учебных групп и удобный формат обучения. В планах  — разработать новые программы обучения, которые занимали бы не полгода, а 2–3 месяца. В том числе в комбинированном формате — онлайн/офлайн. Отдельно хочется выделить и важность действий работодателей, которые активно включаются в образовательный процесс, помогают регулировать разработку и реализацию образовательных программ, определять требуемое оснащение мастерских, привлекать своих работников к наставничеству на производстве, к преподаванию и так далее. Только такое сотрудничество способствует в последующем замещению вакансий специалистами ожидаемого уровня.

Мария Мурашко