«Музыкальные символы Дальнего Востока»
 В мире много интересного. С чем-то мы сталкиваемся каждый день. К примеру, нам привычно слышать музыку вокруг. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое музыка? Мы ведь ее не видим, но жить без нее не можем! А какая музыка звучит или рождена в моем родном краю? Вот и появился замечательный повод для моей работы.
 Дальний Восток имеет долгую и интересную историю. Здесь проживали народы, говорившие на разных языках, поклонявшиеся разным божествам, обладавшие колоритной культурой, в том числе музыкальной. 
 История развития музыкальной культуры на Дальнем Востоке, как и театральной, ведет свое начало с периода освоения и заселения обширной территории, т. е. с середины 19 века.
 Первые военные музыканты прошлись по Амуру в 1854 году в составе Амурского сплава. Духовой оркестр сопровождал русскую делегацию при подписании Айгунского договора в мае 1858 года. И в последующем в каждом значительном празднике или гулянии непременно участвовали военные духовые полковые оркестры Амурского Казачьего Войска.
 Особый факт, связанный с зарождением музыкального искусства на Дальнем Востоке, - появление флотских оркестров.   В 1860 г. в Николаевске-на-Амуре был учрежден первый военный оркестр со штатом 51 человек, а в 1862 г. – во Владивостоке.  В 80-е гг. XIX в. в Благовещенске, Владивостоке, Чите, Хабаровске появляются музыкальные кружки, которые стали играть значительную роль в культурной жизни дальневосточных городов.
 В июле 1889 г. в Морском собрании Владивостока состоялись торжества, посвященные 40-й годовщине выхода через устье Амура в Татарский пролив адмирала Г.И. Невельского. Праздничное настроение поднимал духовой оркестр.
 В начале ХХ века и в последующие годы наибольший интерес в композиторской практике вызывает отражение местной дальневосточной тематики. Вальсы «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатрова, «Амурские волны» М. Кюсса до сего дня являются своего рода музыкальными символами Дальнего Востока России.
 Особый отпечаток в музыкальной культуре нашего края оставили песни, написанные во времена строительства БАМа.
Песен о Дальнем Востоке много, но в сердце у каждого песня своя...
 Я заинтересовалась вопросом, какая музыка звучит или рождена в моем родном краю? Так появился замечательный повод разобраться, почему песни стали символами Дальнего Востока. Для этого я провела опрос среди жителей Дальневосточного региона, какие песенные композиции для них являются музыкальными символами. По результатам опроса, я выяснила, что у каждой возрастной категории современных дальневосточников, свой музыкальный символ. Люди от 40 и старше назвали: вальсы «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии»; от 30 до 40 лет:  «Три танкиста», «Где-то на сопках багульник цветет», «Бамовский вальс» С.Туликова и «Амурский вальс» Н. Лошманова.  Мои одноклассники назвали песню дуэта «Вдохновение» «Над Шимановском голуби летают». Я решила более детально разобраться в этом вопросе и определила тему исследования: «Музыкальные символы Дальнего Востока».
 Дирижеры военные, капельмейстеры бравые
 Авторами главных музыкальных символов Дальнего Востока стали военные капельмейстеры, т.е. дирижеры военного оркестра. В XIX веке слово «капельмейстер» употреблялось даже чаще, чем дирижёр. Музыканты вместе с армией переносили все тяготы войны, принимали непосредственное участие в боях. О героизме музыкантов свидетельствовали списки награжденных. Капельмейстеры русской армии не имели офицерских чинов, большинство из них были вольнонаемными, и, по уставу, награждались медалями. Но в виде исключения за служебные или боевые заслуги некоторые из них были пожалованы гражданскими чинами, соответствующими офицерским, и награждены орденами.
 Как правило, их авторами были военные музыканты и капельмейстеры, хорошо знавшие армейскую жизнь изнутри, и судьба их творений подчас была просто удивительной. Яркий тому пример – история русского военного марша «Прощание славянки». Родился марш очень красиво, на волне славянского патриотизма.
 В XIX и начале XX столетия в среде военных музыкантов (особенно в периферийных полковых оркестрах в отдаленных гарнизонах) не хватало нот для данного состава исполнителей.  Не было библиотек, а тем более не существовало интернета, перепечатки и копирования. Поэтому дирижерам-капельмейстерам нередко приходилось сочинять музыку для своих оркестров самим. Это были марши, вальсы, польки, мазурки и попурри на эти и другие темы. Зачастую скромность авторов подобной музыки не позволяла им афишировать свои имена, поэтому авторство многих хороших произведений так и осталось неустановленным. Впоследствии, чтобы как-то обозначить круг таких произведений, их назвали «старинными». Таковыми являются и многие полковые марши.
 Вальс «На сопках Маньчжурии»
 Популярный вальс «На сопках Маньчжурии» написан во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. Его автор - Илья Алексеевич Шатров. Будучи капельмейстером Мокшанского стрелкового полка, Шатров вместе с музыкантами принял участие в битве под Мукденом. Свой вальс он посвятил памяти погибших товарищей и назвал его «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».
 С самого рождения вальсу сопутствовал небывалый успех. В 1907 г. начали издаваться ноты, а с 1910 г. выходить грампластинки с записью вальса в исполнении главным образом военных оркестров. Затем его запели и певцы – к музыке стали сочинять различные варианты текста по вкусу исполнителей.
 Новый пик популярности вальса пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда его в 1945 году перед бойцами Дальневосточного фронта его исполнял Иван Козловский, и включали в свои репертуары многие фронтовые концертные бригады.
 Вслушиваюсь в трогательную и минорную мелодию вальса в исполнении  Ивана Козловского:
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
 На эту музыку было сочинено несколько стихотворений. Наибольшую известность получили стихи С.П. Петрова (Скитальца).
И так вальс облетел весь мир. За рубежом он назывался «Русским национальным вальсом». В России же имя его автора начали потихоньку забывать.  Сначала из названия вальса исчезло посвящение Мокшанскому полку. Осталось просто «На сопках Маньчжурии». Потом исчезло и имя автора. На  советских пластинках писали, что вальс стал просто «старинным».
 В 2023 году со дня создания славного вальса исполнится 117 лет.
По своей популярности вальс «На сопках Маньчжурии» долгое время практически не имел себе равных, а соперничать с ним могли только «Амурские волны», автор которых Макс Авелевич Кюсс, как и Шатров, полковым капельмейстером прошел японскую войну.
 Вечный вальс: история одной песни…
 Жизнь композитора, создавшего вальс «Амурские волны», с одной стороны, описана строгими документами военных архивов, а с другой, две легенды освещают ее.  Легенда о вальсе, созданном безнадёжно влюбленным человеком, и легенда о музыканте, не пожелавшем продать свой дар даже, когда за это ему пообещали сохранить жизнь.  Легенды, не потому что неправда, а потому, что его реальная биография, может быть, и забудется, а эти прекрасные истории никогда.
 Семья Кюсса была бедной, будущий композитор подрабатывал, помогая жестянщику, и, во многом себе отказывая, откладывал деньги, чтобы купить кларнет и оплатить уроки обучения игры на нем.  Окончив школу, поступил в Одесское музыкальное училище и уже в 18 лет опубликовал свое первое произведение — вальс «Грезы любви».
 По окончании училища Макс Авелевич был направлен во 2-й Восточно-Сибирский стрелковый полк капельмейстером. Во время русско-японской войны Кюсс со своим полком участвовал во многих боях на Дальнем Востоке. А за сочиненный им марш полка императрица Мария Федоровна наградила его именными золотыми часами.
 С 1 мая 1907 года Кюсс служит вольнонаёмным капельмейстером в дислоцированном во Владивостоке 11-м Восточно-Сибирском стрелковом полку.
И вот в полк был прислан из столичного Санкт-Петербурга новый командир, полковник Александр Кирилленко. Вместе с новым командиром полка приехала и его жена, Вера Яковлевна Кирилленко.
 Красавица с глазами цвета морской волны. Она была не только высоко образована, но быстро стала членом правления и душой Владивостокского «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям». Организовывала благотворительные концерты и вечера.
Кюсс влюбился в нее с первого взгляда.  Но безответно.  Своего мужа она, если и не любила, то уважала.  А на уважении семья держится крепче, чем на пылкой влюбленности, которая обычно быстро проходит.
 И вот, в 1909 году Макс Кюсс дарит ей ноты своего нового произведения, вальса, который он назвал «Амурского залива волны».  И с ее согласия исполняет его на благотворительном вечере в Офицерском собрании.
 Он не скрывает, что вальс посвящён именно Вере Яковлевне Кириленко, объяснив посвящение чувством благодарности за то, что Вера Яковлевна всю душу отдаёт работе в обществе и много делает для нуждающихся людей.
 После премьеры в Офицерском собрании ноты вальса выпрашивали друг у друга, чтобы переписать от руки, и вот он уже звучит в переложении для фортепиано на всех вечерах и во всех домах Владивостока, а на парадах и по вечерам и праздникам в парках его играли военные духовые оркестры.
 Так как местная типография не могла печатать ноты – не было соответствующей техники, Вера Яковлевна, используя свои связи, организовала издание нот вальса в Санкт-Петербурге. Правда, там немного сократили название, назвав вальс «Амурские волны».
 Первое издание имело на обложке посвящение Вере Яковлевне Кирилленко с ее профилем и надписью выше «Колоссальный успех!!!! 
Единственный человек, который не разделял всеобщего восторга, был полковник Кирилленко, поэтому в следующих изданиях по его требованию посвящение и профиль исчезли с обложки, а жизнь Макса Кюсса значительно усложнилась. В 1911 году А. Кирилленко добился его перевода в 33-й Сибирский стрелковый полк на острове Русский (1911—1913). А когда началась Первая мировая война, Макса Кюсса отправили на фронт капельмейстером 5-й Донской казачьей дивизии в отдельном батальоне Георгиевских кавалеров.
 После революции Кюсс остался служить в Красной армии дирижером военных оркестров в Одессе, Симферополе, Харькове, Москве.
 В Москву из Харькова он уехал в 1924 году, случайно узнав, что Вера Яковлевна Кириленко овдовела и живёт в столице. Вышел в отставку в 50 лет с должности командира музыкального взвода Кремлевской роты почетного караула.
 В характеристике, выданной ему при демобилизации, высоко оценивались его качества как композитора, аранжировщика и дирижера, но подчеркивалось: «политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно».
 Он дирижирует оркестрами в парках и скверах Москвы, начиная каждое выступление с вальса «Амурские волны» — в надежде, что Она его услышит!
 И однажды, в 1931 году, идя по улице, она услышала знакомый вальс. Они встретились. О чем говорили и чего ожидали от этой встречи, знают только они. Теперь женат был Кюсс, и они расстались. Под впечатлением этой последней их встречи Кюсс написал вальс «Беженка» и вернулся в Одессу.
В 1941 году Одессу оккупировали румынские войска, союзники гитлеровской Германии. Есть легенда, что, прослышав о знаменитом одесском композиторе Максе Кюссе, захватчики предложили ему в обмен на жизнь написать гимн для гитлеровцев. Кюсс в резкой форме отказался.  И зимой 1942 года вместе с другими тысячами евреев Одессы был расстрелян на окраине села Дальник.
 В 1944 г. ноты вальса случайно попались на глаза Владимиру Румянцеву, руководителю и дирижеру ансамбля песни и пляски Дальневосточного фронта, который и сам писал музыку. Об истории создания вальса тогда было мало кому известно, и, поскольку ансамбль базировался в Хабаровске, название красивой мелодии у В.Румянцева вызвало ассоциацию с рекой Амур. В конце 1940 г. поэты К.Васильев и С.Попов написали к вальсу «Амурские волны» стихи. Обработку для голоса к фортепиано выполнили В.Румянцев и В.Соколов.   В 1952 г. вальс был записан на радио и прозвучал на всю страну.  Стал настолько популярным, что через два года Московский хор молодежи и студентов исполнил его на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште.
 В СССР вальс по праву считался музыкальным символом восточных районов нашей страны: его исполнением открывались музыкальные передачи для Сибири и Дальнего Востока. Мелодия вальса была позывными для некоторых дальневосточных и восточно-сибирских радиостанций и телеканалов.
И вальс «Амурские волны» — первая музыка, зазвучавшая и услышанная в космосе.
 12 апреля 1961 года в Хабаровске работала на коротких волнах радиостанция. По основной программе передавались «Амурские волны», а на фоне песни телеграфом позывной «ВСН» через 30 секунд. В своём бортовом журнале Юрий Алексеевич Гагарин записал:
«9.33. Вышел в тень Земли. 9.42. В тени. Самочувствие хорошее. Слышу «Амурские волны»».
 Так вальс, написанный для любимой женщины, стал главным в творчестве композитора М.А.  Кюсса, написавшем более 300 музыкальных произведений, и первым космическим вальсом.
 Я считаю, что вальс «Амурские волны» есть пример общечеловеческого интернационала любителей хорошей и понятной мелодии. Несмотря на простоту бесхитростных мелодий, несложную гармонизацию и традиционность формы, это произведение неизменно задевает слушателя, берет его за душу. Вальсы «Амурские волны» и «На сопках Маньчжурии» обладают способностью неотразимого воздействия на слушателя. Думается, что это достигается тем, что авторы писали ее всем сердцем.
 Неформальный гимн пограничных и танковых войск
 На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят.
 В ходе опроса многие жители, в возрастной категории от 30 до 40 лет, называли песню «Три танкиста». Эта популярная советская песня о войне. Она написана в 1939 году и является неформальным гимном пограничных и танковых войск СССР и России.
 Экипаж из песни имеет реальный прототип — это танк БТ-7, участвовавший в боях у озера Хасан. Командиром экипажа был Василий Михайлович Агарков, механиком-водителем Николай Сергеевич Житенёв, башенным стрелком Сергей Михайлович Румянцев.
 29 июля 1938 года ночью все военнослужащие на Дальнем Востоке были подняты по боевой тревоге: японские войска внезапно вторглись на территорию СССР у высоты Безымянной.  Утром нескольким экипажам, в том числе и Василия Агаркова, предписывалось остаться в военном городке и нести караульную службу. Оставшиеся были расстроены невозможностью участвовать в бою.
 Агарков предложил отправить в штаб рапорт с просьбой отправиться на фронт. На следующий день экипаж принял участие в боевых действиях и до самого конца участвовал в хасанских событиях. Рапорт был зачитан на XVIII съезде партии как пример безграничного патриотизма. Это вдохновило присутствующих на съезде композиторов братьев Покрасс (фото сверху) и поэта Бориса Ласкина (фото снизу)написать песню об экипаже. Песня впервые прозвучала в заставке фильма «Трактористы» (1939 г.). В фильме песню исполнил герой Николая Крючкова Клим Ярко.
 Любимые народом песни БАМа
 Анализирую результаты опроса, я выявила, что многие люди отдали своё предпочтение песням и композициям, посвященным великой стройке - БАМу.
БАМ, что расшифровывается как Байкало-Амурская магистраль – это нечто гораздо более масштабное и значимое, чем просто советский проект... Это настоящий мировой феномен – протянувшаяся среди суровых хребтов Сибири железная дорога протяжённостью свыше четырёх тысяч километров! Неудивительно, что БАМ стал самым дорогим проектом за всю историю советского государства! На строительство этого феноменального пути ушло более 12 лет!
 В доперестроечное время музыканты штабного оркестра ездили открывать участки БАМа. Среди тайги делали специально для оркестра деревянный настил, чтобы музыканты могли комфортно разместиться и выступить. Много выезжали на различные фестивали, в том числе и международные.
 Чтобы поддерживать в людях боевой дух, сюда приезжали артисты со всего Советского Союза! И не только: даже американский красавец Дин Рид  побывал на БАМе!  Он же снялся в фильме «Я желаю вам счастья». Валентина Пациора, которая была организатором практически всех концертов и фестивалей на БАМе в то время, вспоминала: «Дин Рид выступил у нас летом 1979 года – вместе с ним выступали «Верасы», которые на тот момент мало кому были известны. Но после того, как коллектив появился с Ридом, о нём заговорил весь Советский Союз!».
 Во время своего выступления американский певец, которого в СССР любили больше, чем на родине, сказал: «Вы живёте в замечательной свободной стране. Вы запросто могли бы жить лучше, богаче... Но вы великодушны, добры и щедры. Спасибо вам большое, низкий вам поклон...». После этих слов весь зал аплодировал стоя – у некоторых людей на лицах виднелись слёзы.
 Учитывая масштаб БАМа, вовсе неудивительно, что этой великой стройке было посвящено множество прекрасных композиций! По результатам опроса я составила небольшой список песен о БАМе в исполнении популярных исполнителей.
 «Бамовский вальс»:
Парень взял аккордеон от души играет.
Так берёт аккорды он, сердце замирает.
Пусть плывёт смолистый дым
Сквозь густые ветки.
Будет самым молодым этот вальснавеки...
 Эта композиция 1977 года способна тронуть сердца своей искренностью и проницательным исполнением...
На момент её исполнения группа «Самоцветы» переживала непростые времена «внутренней перестройки»: в середине 1970-х ансамбль буквально развалился! К счастью, Юрий Маликов сумел собрать новый состав практически за 20 дней!
 «Строим БАМ» - ещё одна прекрасная композиция от группы «Самоцветы».
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче – БАМ...
 «Большой привет с большого БАМа» в исполнении многоуважаемого Эдуарда Хиля.
У друга - шестиструнная гитара,
Ему не занимать репертуара,
Но что-то он в последние недели
Какой-то странной песней заболел.
Себе под нос твердит упрямо:
«Большой привет с большого БАМа», -
А дальше слов придумать не сумел...
 Ну почему тогда были такие искренние душевные песни? Такие красивые чистые голоса? Как же приятно слушать! Даже такая короткая и, казалось бы, незамысловатая песня согревает душу.
 Вот они – советские соловьи! В те годы артисты воспевали труд, тем самым подчёркивали его важность. Музыканты пели для людей и о людях, чтобы хоть немного взбодрить тех трудяг, которым предстояло возведение этого масштабного проекта!
 Также отметили амурчане в анкете нашего амурского земляка, музыканта от бога – Николая Лошманова.
 «Любовь моя – песня!»
 На амурской земле нет, наверное, такого уголка, где бы ни побывал со своим баяном Николай Лошманов. Он писал задушевные и искренние песни о своих земляках-хлеборобах, строителях БАМа, Зейской и Бурейской ГЭС, ветеранах войны и труда, воинах-пограничниках и просто о хороших людях.
За всю свою творческую деятельность Николаем Лошмановым была написана музыка к пяти спектаклям театра драмы и театра кукол, три цикла романсов на стихи Сергея Есенина, создано около трехсот песен о Дальнем Востоке, России, Родине, написана кантата для детского хора. Произведения композитора неоднократно публиковались в различных сборниках, альманахах, газетах и журналах.
 В 1989 году Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Поет земля амурская». В этот диск-гигант вошло также девять песен Николая Лошманова, пять из них исполнил народный артист России Иосиф Кобзон. Николай Алексеевич был незаурядным режиссером-постановщиком зрелищных мероприятий. 18 октября 2023 г. ему исполнилось бы 83 года. Кто-то знает и помнит его творчество, кому-то впервые откроется огромный потенциал неугомонного музыкально-поэтического таланта.
 Современные музыкальные символы
 Музыкальные символы Дальнего Востока – это не только «визитная карточка» нашего края, говорящая о ее неповторимости, но и своеобразный памятник истории и культуры, отражающий основную направленность развития нашей малой Родины.
 В процессе работы над проектом я поняла, что мои сверстники, да и поколение до 30 лет, мало знают песен о родном крае. Большинство ребят назвали песню «Над Шимановском голуби летают», которую нам подарил замечательный дуэт «Вдохновение» Алёна Лужецкая и Андрей Немаков. Эту песню часто у нас исполняют на мероприятиях, посвященных Дню города.  У нашего Шимановска появился свой неформальный гимн.
 Когда я своим одноклассникам стала рассказывать о вальсах, посвященных нашему краю, многие очень удивились, так как не знали, что существуют такие произведения. Из этого я сделала вывод, что надо пропагандировать такое направление как музыкальные символы родного края в наших школах.
 Конечно, на уроках литературы и искусства мы изучаем творчество всемирно известных поэтов, которые пишут о Родине, о своей любви к ней, но мы мало знаем тех авторов и исполнителей и их произведения, которые воспевают именно наш родной край.
 Знакомство с творчеством таких замечательных людей поможет мне и моим сверстникам сохранить культуру нашего народа, помнить и знать прошлое и настоящее своего края, гордиться им. Ведь у поколения, не знающего истории, нет будущего!
 В процессе работы я узнала о музыкальных произведениях, которые дальневосточники считают своими символами. Вальсы, песни, композиции, которые исполняют духовые оркестры, прошли по истине через века и ценятся в наше время, как любимые музыкальные шедевры.
 Я выяснила, что поэты, композиторы и исполнители получали творческое вдохновение в период значимых событий на Дальнем Востоке. Стоит отметить, многие произведения связаны с военной тематикой. Познакомившись и прослушав произведения, я сама окунулась в эпоху истории Дальнего Востока.
И вот уже я представила не только город с пятиэтажными домами, но и множество озёр, большие горы, яркое солнце в синем, мирном небе…
 Какое простое человеческое счастье – жить в родном краю рядом с любимыми людьми, ходить в любимую школу, учиться, дружить, петь, танцевать, слушать родные мелодии, видеть свою любимую малую Родину, родной край!

Диана Тимакина, обучающаяся клуба туристического краеведения «Истоки» ЦДТ
Руководитель Т.П.   Богомазова

  
3 июня на концерте оркестра штаба Тихоокеанского флота, состоявшемся в Шимановске в рамках военно-музыкального фестиваля «Виват, Амур!», юные краеведы ЦДТ пообщались с музыкантами, взяли автограф у начальника оркестра Ильи Сергеева и подарили творческую исследовательскую работу Дианы Тимакиной «Музыкальные символы Дальнего Востока».