Мой старший брат навсегда остался  девятнадцатилетним…

Читатели газеты часто присылают в редакцию письма с воспоминаниями о годах Великой Отечественной войны, повящяют этому времени свои рассказы и стихотворения. Редакция не может напечатать весь присланный материал,  но сегодня мы представляем вниманию читателей письмо - воспоминание Нины Кутаржевской. В годы войны она была ребенком, но многое из того тяжелого времени навсегда осталось в ее памяти. 

 

 

Когда Германия вероломно вторглась на нашу землю, мне было немногим более 10 лет. Училась в лучшей областной школе в Благовещенске (в войну - женской, юношей обучали военному делу в отдельной школе - фронту нужны были бойцы для отпора агрессору). Помню, что мы, дети и взрослые, с испугом и плачем смотрели документальную хронику, где показывалось, что творили на нашей земле оккупанты, танками давили людей… А в 43-ем моей маме и нам, уже подросткам, нельзя было умом понять и сердцем принять сообщение о гибели на Курской дуге ее старшего сына и нашего старшего брата. (Несправедливость свершившегося и несогласие с этой потерей я ощущаю и сейчас, в свои 84 года).

… А похоронки шли и шли, не минуя почти ни одну семью. Как жили мы, дети и взрослые, в эти горестные для страны годы? Подростков (и мою 13-летнюю сестру, в том числе) наскоро обучили в ФЗУ рабочей специальности, чтобы они смогли заменить ушедших на фронт  и на заводах качественно изготавливать все для нужд фронта. А женщины, юноши и пожилые мужчины, все, кто только был в силах, рыли окопы. Ведь Япония была под боком, и постоянно нарушала границу…  Население города регулярно выезжало в  колхозы, помогая сельчанам выполнять все работы на полях и в животноводстве. Мы все делали, чтобы наши защитники были одеты, обуты, сыты. В 43-ем я, мой 14-летний брат и мама работали один месяц в Воскресеновке, хотя после гибели сына здоровье мамы было сильно подорвано. Младший брат, учась отлично в школе, хорошо рисовал. На стене школы был помещен его плакат: как экономить посевной картофель, сажая не целые клубни, а разрезая их на глазки. (Этот метод опытных огородников и после войны экономил картофель и давал несравненно больший урожай).

Тяжелое положение страны, а, значит, и каждой семьи заставило этого моего брата уйти из школы после шестого класса на завод "Амурский металлист", причем, тайно от мамы. Ей врачи уже запретили работать по состоянию здоровья. На заводе обучили его профессии  - мастер-краснодеревщик, за хорошую работу наградили Почетной грамотой и присвоили звание "Стахановец". Мы же с нашими учителями ходили за р.Зея собирать лекарственные травы (ландыш, пастушью сумку, подорожник, полевой лук) для раненых бойцов и командиров. А в городе собирали металлолом, утильсырье, бутылки для изготовления горючей смеси против вражеских танков. А мама и женщины старшего поколения вязали для фронтовиков варежки, носки, шарфы, свитера. Собирали и отправляли эти посылки на фронт, в госпитали. Знаю, что, собрав, отдавали деньги, вещи, продукты в Фонд обороны.

В нашей школе были организованы Тимуровские команды (я в 5-6 классе была командиром одной из них). И на сборе дружины мы отчитывались, какую посильную помощь команда оказала семье фронтовика. Нам, ребятишкам, никогда не державшим в руках топоры и пилы, приходя в семьи фронтовиков, приходилось выполнять любую взрослую работу. Ведь в это время женщинам-солдаткам приходилось работать на заводах и фабриках.

Но мы, конечно же, и учились. Писали на старых книгах, учебниках… Вместо портфелей - сумки из старой материи. В областной школе уже в то время была кабинетная система обучения, а сами кабинеты почти все были хорошо оборудованы. К обучению школьников учителя относились серьезно, не смотря на  тяжелое положение в стране, в семьях. Низкий им поклон за это, и за то, что привили любовь к своей профессии!

Жизненная установка в то время была такая: "Все для фронта, все для Победы!". Но это вовсе не означало, что не было заботы о гражданском населении, о детях. Я до сих пор благодарна за помощь нашей семье: за сыновей-фронтовиков маме один раз в месяц выдавали "сухой" паек. На лесозаводе, откуда были призваны два моих брата, три раза в день в столовой мы получали вареную пищу. Помню, суп был очень жидкий: чуть мерзлой картошки, которую собирали с полей уже по морозу, кусочки соленых огурцов и заправлен он был, вроде бы, подсолнечным маслом. Давали второе и чай. Маме - матери сына-командира - посылали денежную помощь из военкомата по аттестату. В школе мы сразу же стали получать на перемене горячий обед и всегда - пончики. Я, как и многие школьники из многодетных семей и семей фронтовиков, получив талон, после школы обедала в какой-то столовой. Запомнилось, что обед был очень вкусным: давали три хороших блюда и чай, компот. Но, в целом, жилось людям очень тяжело: неработающим женщинам, находящимися дома с малыми детьми, на детей выдавали по 300 граммов хлеба, работающим и студентам - по 500 (если мне не изменяет память), служащим, по-моему, по 300 граммов. От голода всех спасали соя, лебеда, крапива, жмых, полевой лук из-за Зеи, ну, и  овощи с огорода.

… И вот он наступил - долгожданный День Победы! А узнали мы, школьники областной школы, об этом так. Шел урок математики, я решала на доске задачу. Вдруг без стука со шваброй к нам в класс зашла пожилая техничка. И сразу же не к преподавателю, а к классу: "Девочки! Победа!!!". Мы не верим. Но она снова: "Победа! Объявили по радио!". Весь класс - в радостных возгласах и в слезах, ведь мало кого из семей обошла похоронка… Все - на областной митинг! Следует заметить, что 1 мая - это был один из главных советских праздников. В этот  день Благовещенск всегда алел от флагов и транспарантов. Но 1 мая 1945-го года город казался во мраке, ведь еще не закончилась война с фашистской Германией, а здесь, у границы, Япония захватила Китай, Маньчжурию и злобно готовилась ринуться на Дальний Восток… Но вот наступило 9 мая 1945-го года!  Долгожданная победа! В этот день улицы Благовещенска алели от яркого ало-красного цвета. На некоторых домах вместо флага, флажка был вывешен просто лоскуток ярко-красного цвета. Как символ Победы! Взрослые, дети шли на митинг, обнимались, смеялись, плакали. А в начале сентября 1945-го года мы проснулись от частых, громких выстрелов и испугались: "Неужели опять война?!". Но наутро узнали, что это наши солдаты так салютовали  в честь окончания Второй мировой и победы над Японией. Запомнилось, как из боевых действий возвращались наши войска и шли через город наши танки… Мальчишки, проявив прыть, взбирались на танки и уплетали с победителями бесценную на тот момент рисовую кашу. А горожане несли своим защитникам овощи со своих огородов и фрукты из садов.  

… А в мае 46-го в нашей семье  - великая радость: приехал в краткосрочный отпуск из Китая старший брат - офицер-кавалерист, майор, участник боевых действий против Японии. Только эту радость омрачала гибель нашего 19-летнего братишки на поле брани. И, вообще, горечь от гибели миллионов защитников Отечества. В 46-ом, возвращаясь из школы, я опять увидела колонну танков. Танкист, подозвав меня, угостил галетами и конфетами "Звездочка" и подал полкаравая вкусного солдатского хлеба…