Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. На территории города Шимановска с каждым годом увеличивается количество объектов торговли и бытового обслуживания, расширяются ассортимент товаров и виды оказываемых услуг. Одновременно увеличивается количество обращений граждан в администрацию города. Так, за 2010 год в отдел по развитию рынка и потребительских услуг обратились 197 потребителей по вопросам защиты их прав, рассмотрено 51 жалоба, из которых полностью удовлетворены 46. В 64% обращений горожане жаловались на низкое качество приобретенного товара. В основном, это товары сложно-бытовой техники: сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры, стиральные машины. В сравнении с прошлым годом произошло увеличение поступивших обращений на качество и несоблюдение договорных условий по установке окон и дверей. Нарушение договорных сроков, низкое качество выполненных работ, отсутствие квалифицированных работников привело к тому, что 13 граждан обратились за помощью в отдел в защиту своих прав. Поступали жалобы и на качество коммунальных, аптечных услуг, услуг связи. 23 потребителям оказана помощь в оформлении претензий в адрес руководителей с требованием об удовлетворении их законных требований. В настоящее время функции контроля в сфере торговли и бытового обслуживания возложены на Управление Федеральной службы Роспотребнадзора. Потребитель, у которого нарушены его законные права, вправе обратиться с жалобой в администрацию города Шимановска или в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Свободный, ул. Шатковского, 116. Функции по осуществлению защиты прав потребителей органами местного самоупраления ограничены и определены законодательством, т.е. мы вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, обращаться в суды в защиту их прав, при выявлении по жалобе потребителя товаров ненадлежащего качества, извещать об этом Федеральные органы власти, осуществляющие контроль за качеством товаров. Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, продавцами, регулируются Законом «О защите прав потребителей» с 1992 года. И сегодня мы должны уже придти к тому, чтобы предприниматель был добросовестным, честным, уважающим законы, а потребитель – знающий законы и умеющий грамотно отстаивать свои права. Но в жизни не все так получается. Предприниматель неохотно выполняет законные требования потребителя, а потребитель не всегда отстаивает свои интересы. В законе четко определены обязанности и ответственность продавца (исполнителя) и права потребителя. Кратко остановимся на разъяснении этих понятий. Продавец обязан передать покупателю качественный товар, предоставить полную информацию о товаре, принять товар с недостатками у потребителя в течение срока гарантии, выполнить требования потребителя в установленные законом сроки. Если сроки нарушены, наступает ответственность в виде неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день задержки выполнения требования и в размере 3% от стоимости услуги. В случае обнаружения в товаре недостатков, потребитель вправе потребовать от продавца замены на товар такой же марки или другой с учетом перерасчета цены, уменьшения цены, устранения недостатков за счет продавца, потребовать возврата уплаченной за товар суммы, обратиться к продавцу (исполнителю) с претензией, оформленной в двух экземплярах, где указать свое требование или обратиться с иском в суд в защиту своих прав. По закону потребитель выдвигает требования к продавцу, а не продавец диктует условия. Однако, часто продавец старается ввести в заблуждение потребителя, убеждает сдать товар в ремонт, чем нарушает его права. Уважаемые покупатели! Приобретая товар, требуйте от продавца чек, а на технически сложный товар, кроме чека, требуйте информацию о товаре на русском языке. Не покупайте продукты по сниженным ценам и с просроченным сроком годности. Сегодня у вас есть возможность выбора магазина, предприятия по оказанию услуг, где вас приветливо встретят и качественно обслужат. Если у вас возникли сомнения или не знаете как поступить в той или иной ситуации, вы можете обратиться в администрацию города отдел № 104 или по телефону 2-08-47. Т. Хаванова, ведущий специалист отдела по развитию потребительского рынка и услуг