В самый канун Дня Победы к нам в редакцию зашел уже немолодой мужчина. По всему было видно, что он сильно волновался: "Прочитал в "Победе" статью про Яхненко Кирилла Федоровича, это ведь мой родной дядя. Думал-думал и решил, все-таки, надо и мне рассказать про своего отца-фронтовика. Пусть нынешнее поколение знает про своих защитников… Они ведь, два брата родных - Кирилл Федорович и Константин Федорович - прошли дорогами войны параллельно. И оба закончили войну в 45-ом, освобождая уже страны Европы от фашистов. Мой отец штурмовал Кенигсберг, который немцы превратили в неприступную крепость, где и был сильно ранен… По этому поводу отец всегда горевал: угораздило же быть раненным в последний месяц войны!".
Нашему земляку, Георгию Константиновичу Яхненко, идет уже 77-й год. Рассказывает, что в 38-ом году, когда ему был всего месяц отроду, его родители неожиданно сорвались с насиженного места. Жили они тогда в Введеновке, село стояло на самом берегу Зеи, в низине, и даже при небольшом наводнении, которые случались часто, его заливало. А в 38-ом на Зее случилось сильнейшее наводнение, причинившее немало бед. Отцу это надоело, он схватил свою семью, какой-никакой скарб и поездом приехали в Шимановск. Здесь купили домик по улице Дзержинской. В семье на тот момент уже было четверо ребятишек. Мать, Ульяна Савельевна, домовничала и занималась ребятишками, а отец устроился на склад топлива грузчиком. А как только началась война, железную дорогу, как известно, перевели на военное положение. В Белогорске формировали воинские эшелоны, а в Шимановске производили их полную экипировку: заправляли водой, топливом… Вот отец и стал работать экипировщиком воинских эшелонов, заправлял паровозы. Поэтому на первых порах его не отправляли на фронт, нужен был здесь. Призвали в 42-ом, как и старшего брата Кирилла. Только того, как свидетельствуют архивные документы, в ноябре, а Константина - в феврале.
… "Я помню, как отец уходил из дома, - у моего собеседника начинает дрожать голос, и выступают слезы на глазах. - Не поверите, эта картинка из детства запечатлелась у меня так ярко, и не стерлась до сих пор, хотя мне на тот момент было всего четыре года… Почему-то он уходил из родного дома не спиной к нам, а лицом, смотрел на детей, а их уже было пятеро, и как бы пятился… Младшенькой Галине был всего годик… Отцу на тот момент уже было 35 лет, и он все понимал, что, возможно, видит свою семью в последний раз…".
Благодаря стараниям одного из наших земляков, А.Г.Игнатенко, живущим сейчас в Омске, был сделан запрос в Омский военный архив Министерства обороны, и вот по весне Георгию Константиновичу от него пришло письмо, а в нем - выписки из военного архива.
"Яхненко Константин Федорович, 1907 года рождения. Звание: гв.красноармеец (от авт.: в других выписках уже указывается - "ефрейтор"). В РККА с 18.02.1942 года. Место призыва: Шимановский РВК. 24.12.43 года тов.Яхненко, действуя в составе группы по устройству проходов в районе дер. Жолуды, под сильным огнем противника лично проделал проход в усиленном заборе противника, чем обеспечил свободный путь пехоте. Награжден медалью "За отвагу".
"В ночь с 21 на 22.04. 1944г. … в районе дер.Пушач Витебской области под артиллерийско-пулеметным огнем проделал проход в проволочных и минных заграждениях обороны противника. Действуя с группой сапергвардии, рядовой Яхненко лично перерезал три витка спирали "Бруно", сняв 10 мин, обеспечил пропуск наступающей пехоты. Награжден медалью "За боевые заслуги".
"Тов. Яхненко Константин Федорович в период подготовки штурма г. Кенигсберга показал себя отважным, выносливым бойцом. При выполнении боевого задания в ночь на 2.04.45 г. в районе Альтемберга тов. Яхненко выполнил боевую задачу по строительству моста через противотанковый ров, залитый водой, несмотря на сильный пулеметно-минометный огонь противника, ненастную погоду, по пояс в воде тов. Яхненко установил рамную опору за 30 минут. Примерный поступок тов.Яхненко увлек всех остальных бойцов на быстрейшее выполнение боевой задачи. Мост был построен в срок. В настоящее время тов. Яхненко находится в строю. За проявленные стойкость и мужество тов. Яхненко представляется к правительственной награде к медали "За отвагу". (Судя по выписке из военных архивов, за этот подвиг красноармеец Яхненко в действительности был награжден орденом Славы III степени).
… Братья Яхненко оба живыми вернулись домой. С Победой! Да, израненными, изрешеченными пулями, но живыми. "Помню, ходили с отцом в баню, - рассказывает Георгий Константинович, - отец скинет рубаху, а там - вся спина исполосована рваными рубцами. Мужики подходили, смотрели, спрашивали, что да как… Он и нам, детям, рассказывал об этом, но все уже подзабылось".
Как отец вернулся с фронта - этот момент в памяти моего собеседника как-то не отложился. Или память за давностью лет просто стерла. Было ему на тот момент уже семь годков, но в школу еще не ходил. Помнит, что это было летом 45-го. Письма от него постоянно приходили, и дома все с нетерпением ждали возвращения отца и мужа. "Рано утром кто-то постучал в калитку, мать спросила: кто там? А потом зашла к нам и говорит: "Папка вернулся!". Какой он был, как мы его встретили - не помню. Только запомнилось, что он приехал к нам не один, а со своим фронтовым другом-земляком. Тот побыл у нас три дня и отправился в свою деревню. Еще помнится, как из вещмешка вытаскивал он подарки нам - печенье, конфеты…".
После войны Константин Федорович устроился на первое почтовое отделение, стал работать обменщиком почтовой связи. Ездил к почтовым поездам, передавал нашу почту и забирал ту, что пришла в наш город. Ездил с оружием, так как приходилось возить деньги. И здесь работал до самого выхода на пенсию. На улице Гайдара построил большой добротный дом, где они с супругой и доживали в старости. "Отец никогда не сидел без дела, занимался хозяйством, держал скотину, косил сено, возил его… По характеру был тихий, добродушный. Прожил большую жизнь и умер уже в 80-х годах".
В настоящее время Георгий Константинович живет в отцовском доме. Говорит, что бережно хранит все отцовские награды. И последние 10-12 лет в День Победы обязательно ходит на площадь Победы, вместе со всеми горожанами отдавая дань памяти всем защитникам Отечества. "Обязательно в этот день вместе со всеми отведаю солдатской каши, как бы прикоснувшись к фронтовой биографии своего отца-солдата… К его военному прошлому. И обязательно подниму солдатские 100 грамм - за своего отца и за всех воинов…".