Блокадный хлеб. Уроки памяти

 

Шимановский краеведческий музей присоединился к Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб». Сотрудники музея 27 и 28 января проводили Уроки памяти, приуроченные к Дню воинской славы России – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году.

Ученики 4 класса школы №3 побывали в музее 27 января. Галина Николаевна Веприк, директор музея, рассказала им о трудных днях блокады, о наших земляках-горожанах, которые в детские и юношеские годы прошли суровое испытание войной, голодом, блокадой…

Среди тех, кто сражался за Ленинград, были и наши земляки-шимановцы: Василий Федорович Агафонов, Иннокентий Иннокентьевич Белоусов, Константин Леонидович Мишарин, Виктор Васильевич Мельников, Анастасия Михайловна Тарасенко и другие.

После окончания курсов младших лейтенантов участвовала в прорыве блокады Татьяна Ивановна Королева - санитарка военного госпиталя в составе 221-й дивизии 5-го стрелкового корпуса 3-го Белорусского фронта.

Дети послушали воспоминания тех, кто жил в годы войны в блокадном Ленинграде. К сожалению, их уже нет среди нас, но их рассказы о том времени бережно хранятся в краеведческом музее города.   

Всю блокаду на одном из оборонных заводов работала Зинаида Семеновна Рассказова. Юной Зине было 16 лет, когда началась война. Старшеклассников тогда сразу же собрали в школе: они должны были оказывать посильную помощь фронту – запаковывать сигнальные полотнища. Когда Ленинград был взят в блокадное кольцо, и начались бомбежки, дети и подростки были отправлены на крыши, они тушили зажигательные бомбы. Потом Зине пришлось вместе со всеми рыть противотанковые рвы, растянувшиеся по суше почти на 700 км. Далее – Кировский завод: к станкам, выпускающим мины, встали женщины, старики, подростки…

Зинаида Семеновна вспоминала: «Хлеб пекли из древесной коры, куда добавляли чуть-чуть муки. Однажды я стояла в очереди, где нам на талоны к празднику должны были дать по бутылке пива и 50 граммов масла. Обессиленные от голода люди падали и умирали, так и не дождавшись очереди. Их относили в сторону и складывали. И когда я выбралась из очереди с драгоценным пайком, уже лежала гора трупов. Уже после того, как не стало отца, мать нашла немного столярного клея. Его сварили, посолили и съели. А еще помню, как выдавали 63 грамма ржаной муки. На стол ее насыпаешь и лижешь языком. Чай у нас был такой – кипяток, им соль крупинками запивали. Есть хотелось постоянно.

До Невы было далеко. Рядом находилось озеро со стоячей водой. Боялись инфекции, но все равно долбили лед, растапливали и пили. Морозы в эту зиму были очень сильные. До -42 градусов опускалась температура, хотя обычно в прежние зимы холодно считалось при -25. а тут такие морозы! У нас и обуви-то подходящей не было. Кто-то дал мне резиновые сапоги. Я наматывала на ноги тряпки и в резиновых сапогах ходила….», - рассказывала блокадница. В эти годы Зинаида Семеновна жила уже одна – схоронила всех своих родных и подруг.

Кировский завод, на котором она работала, был всего в трех метрах от линии фронта. Трудовая дисциплина была очень строгая. Работали без выходных, рабочий день продолжался 12 часов. За опоздание на одну минуту – год тюрьмы.

За мужество, участие в обороне города Зинаида Семеновна была награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Прошли ребята по залам музея, где выставлены экспозиции, посвященные годам войны. Увидели они и  ту норму хлеба, которую получали жители блокадного Ленинграда.

Наша память жива...