БАМ, воспетый в стихах и песнях

Еще в 1888 году была высказана мысль о возможности прокладки Транссибирской магистрали не по южному, а по северному берегу озера Байкал. Однако непроходимый ландшафт: горные хребты, болота, сопки, высокая сейсмичность, километры необжитой тайги и тундры, ужасные климатические условия заставили отказаться от этой идеи. Вернулись к ее воплощению уже после постройки Транссиба. В 1914 году новую трассу даже прочертили на карте. По этому плану БАМ должен был брать начало сразу из двух точек: Транссиба - на западе, линию предполагалось протянуть до Усть-Кута на реке Лене, где она сливалась бы с восточной, от Иркутска далее железнодорожные пути должны были пройти до реки Бойдабо и Северобайкальска. Осуществлению этого грандиозного плана помешала Первая мировая война.

План вновь начал обретать реальные формы в начале 30-х годов 20 века. Само строительство "старого БАМа" требовало больших человеческих жертв, романтики в ней не было ни капли. Уже в первые месяцы строительства столкнулись с острейшим дефицитом трудовых ресурсов. Вместо положенных 25 тысяч работающих Байкало-Амурскую магистраль строило всего 2500 человек. Нереальность поставленной задачи становилось все более очевидной, в октябре 1932 года был найден выход из сложившейся ситуации - передать строительство в ведение ОГПУ. На транссибирской магистрали в г. Свободном разместилось управление БАМЛАГа, поставлявшего заключенных для работ по сооружению железной дороги.

Согласно плану Сталина работы должны были завершиться к 1936 году. Таким образом, всего за 3,5 года подконвойные строители, вооруженные только тачками, кирками и лопатами, должны были провести путь длиной в 35 тыс.км. Невероятная спешка при строительстве объясняется самой сущностью замысла. БАМ должен был открыть путь к освоению несметных богатств Сибири, способствовать заселению этих безлюдных земель, но главное его назначение - стратегическое. Южный Транссиб проходит слишком близко к границе с Китаем и, в случае успешного наступления, вероятный противник легко мог полностью обрезать сообщение с Приморьем.

В бамлаговских лагерях отбывали срок разные люди, были здесь артисты, художники, писатели, архитекторы и другие представители творческой интеллигенции. По всей стране создавались литературные объединения. В Свободненском БАМЛАГе было образовано литобъединение. Многие заключенные свои внутренние переживания выливали на бумагу в виде стихов. И в 1935 году в Свободном был выпущен сборник стихов о строительстве железной дороги под названием "Путеармейцы". Авторы сборника - заключенные поэты из круга Ахматовой, Бальмонта. Вот одно из стихотворений этого сборника "Тачка". Автор - Иван Демидов.

Груз я повозил на ней немалый.

Ручки ее - тесаный штурвал.

Грузовик и лошадь заменял я.

Жилы рвал для Беломорканала -

Валуны в карьере разбивал.

Все-то не уложишь на бумаге.

Дикие осваивал края.

Не на БАМе, нет, а на БАМЛАГе

Разве ж расставался с тачкой я?

Под Облучьем насыпь - выше леса, -

Это говорю я без прикрас.

Пассажир летящего экспресса

Вспоминает ли когда о нас?

Четвертого ноября 1937 года путь дошел до эвенкийского поселка Тындинский - нынешней столицы БАМа. Однако новая дорога существовала недолго: начало Великой Отечественной войны положило конец "старому БАМу". В 1942 году уложенные с таким трудом рельсы были демонтированы и отправлены на запад. Послевоенное экономическое развитие заставило руководство страны вернуться к плану строительства БАМа, да и политическая напряженность на Дальнем Востоке возрастала. В начале 70-х была выработана программа хозяйственного развития зоны БАМа, рассчитанная до 1990 года. БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Каждое лето приезжало строить БАМ до 5000 бойцов студенческих стройотрядов из всех республик СССР. Стройка не обошла и наш родной город.

Как любая большая стройка, БАМ начинался не только с первых домов и с первых кубов земли, высыпанной на место будущей магистрали, - БАМ начинался и с поэзии. Многие юноши и девушки взялись за перо, чтобы в стихах и прозе запечатлеть все вокруг себя происходящее. Ни об одной стройке не было написано столько стихов и песен, как о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Песни пели со всех сцен… Пробовали писать о БАМе и амурские поэты. На их стихи композиторы сочиняли музыку. Одной из наиболее ярких и впечатляющих стала песня "Огни магистрали", стихи написал В. Куксов, а музыку положил Н. Лошманов. Для многих строительных отрядов эта песня стала гимном:

Сквозь лютые вьюги

По сопкам шагали,

Считали по шпалам

Шаги магистрали,

Не скроем - делами

Своими гордились,

Суровой тайге

Не сдавались на милость.

БАМ - это песня и трудное счастье,

БАМ - это подвиг на северной трассе.

Здесь мы на верность любовь

испытали.

Своими сердцами, своими сердцами

Зажгли мы огни магистрали.

На БАМе умели не только строить и крепко-накрепко сцеплять стальные рельсы. Здесь умели чувствовать, смеяться, радоваться, а по вечерам читать стихи и петь под гитару. Газеты того времени пестрели сообщениями: "На БАМ в рамках фестиваля "Огни магистрали" приехали известные артисты". Этот праздник проводился и в нашем городе на протяжении всего строительства БАМа и собирал всех шимановцев на стадионе "Локомотив".

Еще один интересный факт. Работники городской библиотеки рассказали нам о том, что книги с автографами известных писателей и поэтов (Е.Евтушенко, Р.Рождественского и других) до сих пор занимают особое место на их полках.

Солнце в небе светит мудро,

Молодеет древний край.

От Байкала до Амура

Мы проложим магистраль.

Встретим зябкие рассветы,

Встретим долгую пургу.

В биографию планеты

Впишем мы свою строку.

Город Тында по праву считался и считается столицей БАМа, как и в любом живом организме есть сердце, вот таким сердцем для Байкало-Амурской магистрали был Шимановск. В истории города записано: "1974 год. Шимановск - Всесоюзная ударная стройка"... На стройку в Шимановск ехала молодежь со всего огромного Советского Союза.

Все в стране для блага человека,

БАМ наш был в 70-е годы

стройкой века.

Сюда люди приезжали,

край таежный обживали

Все хотели изменить,

и по-новому зажить.

Сопки с багульником всех покорили.

Здесь они жили, дружили, любили.

Но вот уложено было звено,

Стало последним на БАМе оно.

И постепенно о стройке забыли.

Эти стихи написала жительница г. Шимановска - бывший строитель БАМа, а ныне учитель русского языка и литературы СОШ №2 Суровцева Лариса Геннадьевна. Родилась Лариса Геннадьевна в Москве, жила в детском доме, затем училась на факультете журналистики в Воронежском университете. В начале 70-х годов ее и многих других молодых ребят захватила романтика таежного края, далекой глубинки, где должны были работать именно они. Так Лариса Геннадьевна оказалась в далеком Шимановске, начала трудиться в знаменитом ГОРЕМе -21. Чем только не приходилось ей заниматься на стройке: копала ямы, укладывала плитку, таскала носилки с раствором, разгружала вагоны с цементом, делала кладку.

В своей бригаде Лариса Геннадьевна проводила политинформации, для подготовки использовала материалы из газет. Готовясь к этим выступлениям, Лариса Геннадьевна вспомнила о своих занятиях в литературном кружке университета и начала писать стихи, которые имеют глубокий философский смысл, и их очень любили слушать строители ГОРЕМа-21.

Как хрупок мир и скоро сновиденье.

Качает осень ярусы ночей.

А ты, мое больное поколенье

Стоишь в ногах у матери своей.

Та мать зовется ласково - Россией.

Да только вот уносят поезда

В Америку, Германию - по миру

Детей, что ты когда-то родила.

От бесконечной нежности не едут,

Заброшен сад надежды и любви,

Ты для меня красивая, как прежде,

Но страшны будни грешные твои.

С 1994 года в Шимановске создан и по сей день работает клуб любителей поэзии "Мецца воче", что означает с итальянского "вполголоса". Возглавляет работу клуба Людмила Ивановна Драчук. Людмила Ивановна приехала на строительство БАМа из Одессы, на время, но осталась здесь навсегда. Писать стихи, по словам Людмилы Ивановны, она стала по приезду в Шимановск. Раньше никогда не чувствующая тяги к рифмованным созвучиям, с удивлением заметила в себе желание как-то выразить переполнявшие чувства, вызванные ощущением причастности к большому и нужному делу, и невольно потянулась к перу, которого не выпускает и по настоящее время. Благодаря настойчивости Людмилы Ивановны клубом было выпущено два сборника стихов местных поэтов: "В ладонях сердце поднесу" (1997) и "Сокровенное" (2008).

Стихи Людмилы Ивановны - мягкие, добрые, располагающие к размышлениям. Пятнадцать лет она трудилась на комбинате Шимановскстройиндустрия в арматурном цехе, и немало строчек посвящено родному предприятию.

В мороз и май цветущий,

В осенний листопад,

Трудом свой день грядущий

Встречает комбинат.

Здесь наша быль и небыль

И трудных будней шаг

А город держит небо,

А город держит небо

На наших этажах.

Людмила Ивановна в своих стихах мечтала, что в будущем

Здесь пройдут электропоезда,

Скорость увеличивая вдвое,

Сблизятся большие города,

Станут нашей общею судьбою.

Здесь пойдут электропоезда,

И таежный воздух станет чище.

Жар костра и сердца никогда

Не остудим мы с тобой, дружище.

Сегодня много приходится слышать противоречивого о БАМе. Одни называют БАМ "дорогой в никуда", другие - "никому не нужной трассой". Но судьбы людей, ее возводивших, доказывают обратное. Даже тот факт, что БАМ возводили удивительные, творческие люди - это уже достижение. А еще это был целый этап в жизни нашей большой страны и моего родного города.