Свои две поездки в роли проводницы поезда Хабаровск-Москва в одни из моих студенческих каникул вспоминаю как веселое, полное новых впечатлений и знакомств время. Но то было беззаботное студенчество, и работа проводником была лишь краткосрочным эпизодом. А каково это - из месяца в месяц, из года в год, облачившись в спецодежду, колесить по матушке-России взад-вперед?! Работать под стук колес, засыпать под этот же стук, раз за разом выскакивать из теплого вагона на стылые перроны – зимой, и стоически переносить духоту и жару в вагонах – летом. И думать-думать, как они там без меня, мои сорванцы?! Согласитесь, это нелегкий труд и нелегкий хлеб. А чтобы поближе узнать о буднях сегодняшних проводников, наш корреспондент встретился с начальником резерва проводников Шимановского пассажирского вагонного депо Е.Ю.Чернышевой, проработавшей 15 лет начальником поезда, год - инструктором и два года - начальником резерва.
- Елена Юрьевна, для начала расскажите о вашем коллективе, собрать который вместе практически невозможно.
- По штатному расписанию сейчас у нас работают 124 проводника, один нормировщик, один инструктор, шесть начальников поездов, шесть механиков, два кладовщика. Дополнительно на летние перевозки на временную работу были приняты 25 проводников. В связи с сокращением пассажиропотока (в прошлые годы состав был до 12 вагонов, нынче – 9-10) в прошлом году было сокращено и число проводников. Наш резерв обслуживает поезд № 349-350 Благовещенск-Москва и разовые поездки на поездах № 391-392 Благовещенск-Чита.
- Работа проводника, вроде бы, вся на виду, но, все-таки, давайте поговорим о ее нынешней специфике.
- Работа, конечно же, не только сложная, но и ответственная по отношению к пассажирам. Здесь должны работать адекватные, уравновешенные люди, умеющие разрешить любую конфликтную ситуацию с пассажирами. Ведь нынешние пассажиры – другие, очень требовательные. Кроме того, проводник должен быть коммуникабельным. Поговорить с пассажиром, успокоить, помочь, если надо. В другом плане – по уровню затрат физических сил работать стало легче: в поездах все переведено на электроотопление и проводникам уже не надо запасаться углем. Стало легче и, когда отделили от нас мойку вагонов. Сейчас проводник заступает на смену и принимает вагон уже полностью экипированный. На вагоне работают по два проводника, смена их длится по 12 часов, в Москву состав прибывает на 6-е сутки, в парке отстоя он находится около 8-ми часов – и назад. 15 дней отъездил – имеешь право на 15 дней отдыха. Но в летний период время отдыха может быть сокращено до семи дней. Средняя зарплата за месяц в пределах 19-ти тысяч.
- А коллектив у вас стабильный?
- Основной костяк резерва – это кадровые проводники, работающие уже более 15-ти лет. Среди них есть и люди, имеющие высшее образование, пришли к нам в 90-е годы, когда многие предприятия закрыли, а в тех, которые остались, месяцами не платили зарплату. Пришли и остались, потому что у нас – стабильная работа и зарплата вовремя. Это ведь дает уверенность в завтрашнем дне, к тому же по тем временам проводники материально неплохо жили. Кто-то любит романтику – каждый день новые люди и новые впечатления. Хотелось бы добрым словом вспомнить наших ветеранов. Очень долго в резерве проводников отработали – проводниками и механиками – Александр Иванович Дудукин и Геннадий Иванович Выгузов, сейчас они оба находятся на заслуженном отдыхе. Есть у нас и целая династия проводников: уже долгие годы приветливо встречают пассажиров Любовь Анновна и Юрий Владимирович Варфоломеевы, проводниками также трудятся и их дочери – Татьяна и Эльвира. Отработав проводниками более 20-ти лет, совсем недавно ушли на пенсию Тамара Ивановна Савельева, Рамэла Огаларовна Аванесова и Любовь Александровна Старченко. Но они с охотой откликнулись на наше предложение поработать в летний период и вновь надели форменную одежду.