Страницы военной истории Дальнего Востока. Бронепоезд №8
 В феврале 2020 года в соседней с Приамурьем Еврейской области прошли мероприятия, посвящённые Волочаевскому сражению.
Волочаевская битва на Дальнем Востоке - одно из крупнейших сражений, которое завершило Гражданскую войну в нашей стране. В селе Волочаевском прошёл фестиваль «Волочаевские дни», в рамках которого были организованы мероприятия: уроки «Живая память», передвижная выставка «Плакаты Дальневосточной республики», военно-историческая реконструкция Волочаевского боя.
 Краеведческий клуб «Истоки» причастен к такому значимому историческому событию, так как ребята изучали этот период истории на Дальнем Востоке, побывали в Хабаровском музее, детально рассмотрели панораму «Волочаевская битва».
 Черепанов Богдан заинтересовался ролью бронепоезда №8 в ключевом сражении. Он занялся исследованием по истории бронепоезда. Защищал данную работу в Москве на краеведческих чтениях. Очень значимым событием для Богдана и для юных краеведов стала публикация исследования в  Книге Памяти (фото). Книга издана накануне Волочаевской даты. Автор подарил Богдану книгу с дарственной надписью.
 Публикуем исследовательскую работу Богдана Черепанова.
  Предыстория
 Предысторией данной работы стало исследование «Улицы города Шимановска: прошлое, настоящее, будущее». Изучение Волочаевского сражения (в честь которого названа одна из улиц г. Шимановска) в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке, посещение места событий в с. Волочаевка в 2018 году открыли для меня интересные факты об участии в кровопролитных боях гражданской войны бронепоездов, в частности,  бронепоезда №8.
О большом значении военной техники в годы Великой Отечественной войны мы знаем хорошо: знаменитые тараны самолетами, танковое сражение под Прохоровкой в 1943 году... Да и современные фильмы нам рассказывают о славе советской военной техники. Один из недавних - «Т-34». А о роли военной техники в Гражданской войне так хорошо неизвестно ни моим сверстникам, ни, думается, поколениям старшим.
  Я выяснил, что и в годы Гражданской войны военная техника при умелом использовании «творила чудеса». В работе рассмотрен этап войны, охватывающий военные действия на территории современной Еврейской автономной области, проходившие вдоль железной дороги. Поэтому именно  бронепоездам, как военной технике, отводилась большая роль. Меня заинтересовал  бронепоезд №8, получивший название «Освободитель». Собирая материал по данному вопросу, нам удалось связаться с писателем Ю.А. Тарасовым, проживающим в городе Свободный. Юрий Анатольевич написал историко-документальный очерк о М.Д. Кручинине, герое Гражданской войны,  в честь которого названа улица в г. Свободный Амурской области. В 1921-1922 гг. Кручинин М.Д. был военным комиссаром бронепоезда №8. При личной встрече  Ю.А. Тарасов поделился сведениями, касающимися данного этапа жизни Кручинина.
  Источники по данному вопросу также предоставил учитель-краевед средней школы с. Волочаевки А.Н.Зайцев. Алексей Николаевич несколько лет занимается историей Волочаевского сражения. Неоценимыми являются воспоминания жителей Волочаевки – непосредственных участников освобождения родной земли от врагов.
В работе использованы  сведения Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, государственного архива Еврейской автономной области.
 Из истории известно, что Волочаевское сражение стало переломным в Гражданской войне. Победа Народной революционной армии (или другое название - Красная армия) означала скорое окончание войны и освобождение Дальнего Востока от интервентов. В этой связи считаю особенно значимым изучение роли военной техники именно в ходе данных событий.
 Оснащение бронепоезда №8  и его история до Волочаевского сражения
 Чтобы лучше понять роль бронепоезда №8 в решающих сражениях Гражданской войны на Дальнем Востоке, необходимо иметь представление о данном виде тяжёлой военной техники. Бронепоезда в военных действиях начали использовать еще в конце  XIX века. А в Первой мировой войне и Гражданской войне в России они уже использовались очень широко. Бронепоезд представлял собой железнодорожный подвижной состав, состоящий из паровоза, нескольких площадок под артиллерийское орудие, вагонов для солдат, шпалы и рельсы, необходимые для быстрого восстановления железнодорожного полотна. Все составные части поезда были «одеты в броню» - железные листы, предохранявшие от пуль и снарядов. Это было одним из главных преимуществ бронепоездов, позволявших врываться в самую гущу боя и вести прицельный огонь. Главный минус бронепоездов – использование их только на железной дороге, практически отсутствие маневренности и огромный вес из-за брони. То есть паровозу было очень тяжело развивать скорость, что делало его отличной мишенью для артиллерийского огня.  Поэтому огромную роль в успешном использовании бронепоезда играло мастерство его командиров в быстром принятии верных решений.
 В годы Гражданской войны на вооружении Красной армии состояло 122 бронепоезда, среди которых значился и бронепоезд №8 «Освободитель».
Упоминания о бронепоезде №8 в материалах Хабаровского краевого музея, государственного архива Еврейской автономной области, А.Н. Зайцева связаны с 1921-1922 годами. То есть с событиями непосредственно Волочаевского сражения.
 О более ранних его упоминаниях говорится в книге Ю.А. Тарасова «Михаил Кручинин – человек-легенда». Непосредственно судьбой бронепоезда № 8 Юрий Анатольевич не занимался. Его история интересовала автора только как часть биографии Кручинина. В период между 1920 и 1922 гг. они между собой трижды пересекались. Первый раз - в апреле 1920 года. Тогда этот бронепоезд (ещё под № 3) увёз в Амурскую область похищенный у японцев состав с танками.
 Второй раз - летом 1920 года, когда Михаил Кручинин со своей бригадой слесарей довооружал и добронировал его в Благовещенске. Кручинину, заброшенному судьбой в Амурскую область, поручили это дело, так как он в начале 20 века после школы юнг окончил машинную школу в Кронштадте. И всерьез был увлечён изучением двигателей не только морских судов, на  которых он имел опыт работы машинистом. 
 Из воспоминаний Кручинина известно, что бронепоезд №8 был построен в 1919 году и был поставлен на службу Белой армии. Он имел две площадки под артиллерийские орудия, «один пулемётный вагон и 28 пулемётов «Максим». Бронированный паровоз и кухню и по две контрольных площадки с каждой стороны». Броня состояла из железа, а внутри - облицовка из железобетона.    Во время бронирования (сверху закрепили дополнительные стальные листы и добавили бронированные вагоны с более мощными артиллерийскими орудиями) в  Благовещенске бронепоезду №3 был присвоен №8. Косвенные подтверждения наличия на бронепоезде не только пулемётов, но и артиллерийского орудия мы нашли в воспоминаниях участника Волочаевского сражения, машиниста бронепоезда Б.М Гребенникова. Описывая решительный натиск бронепоезда №8 на вражеский бронепоезд, Гребенщиков говорит об обрушении на вражеские укрепления «пулеметного и артиллерийского огня».
 Однако, из документов разведки Белоповстанческой армии, известно, что бронепоезд №8 в декабре 1921 года имел уже небронированный паровоз.  Сохранились несколько фотографий, которые в разных источниках подписаны как «бронепоезд №8». В Хабаровском краевом музее есть две фотографии бронепоезда. Одна предоставлена участником Гражданской войны на Дальнем востоке А.Н. Липским. Другая подписана «Бронепоезд №8, участвовавший в штурме Волочаевки». Но, из пояснений научного сотрудника Хабаровского краевого музея Шестакова А.В., в составе данного бронепоезда «другие площадки и детали». Тем не менее, по этим фотографиям мы имеем представление о том, как выглядел бронепоезд №8.
 Таким образом, бронепоезд №8 был хорошо оснащенной боевым снаряжением своеобразной «крепостью на колесах» с двойной бронью.
   Первое боевое крещение
 Гражданская война в Советской России в 1918-1922 годах была особенно тяжёлой на нашем Дальнем Востоке из-за вторжения интервентов. И поэтому борьба с белогвардейцами подразумевала не только установление Советской власти на Дальнем Востоке, но и освобождение нашей земли от захватчиков. К концу 1921 года ситуация складывалась очень тяжело для войск народной революционной армии. В декабре 1921 года Белоповстанческая армия, поддерживаемая японскими интервентами, стала вытеснять войска Приамурского военного округа из Приморья и Хабаровска на левобережье Амура. Японцы делали последнюю ставку на войска генерала Виктора Молчанова. Части НРА (народной революционной армии) были оттеснены на запад и остановились на станции Ин, это современный Смидовичский район. Молчановцы, имея ближайшей целью захват станции Ин, планировали дальнейшее продвижение в Амурскую  область и далее в Забайкалье, у границ которых были стянуты контрреволюционные казачьи части из Маньчжурии, готовые выступить и соединиться с войсками генерала Молчанова.  Поэтому удержаться на станции Ин, остановить отступление, было важной стратегической задачей для войск красногвардейцев.
 В это время военным комиссаром бронепоезда, находившегося на станции Бочкаревка (современный г. Белогорск), был назначен М.Д. Кручинин.  То есть он отвечал за настроение солдат бронепоезда, имел решающее слово в принятии решений. 25 декабря Кручинин получает приказ срочно следовать на Восточный фронт, но паровоз бронепоезда стоял на ремонте на станции Бочкаревка. И тогда военком принимает решение прицепить состав бронепоезда к обычному небронированному паровозу и отправить его на линию фронта. Сам Кручинин позже на отремонтированном паровозе догонит свой бронепоезд. Теперь ясно, почему со слов белоповстанческой разведки у бронепоезда №8 паровоз не был бронированным.
 27 декабря бронепоезд №8 прибыл на станцию Бира, а вечером к нему уже присоединился  отремонтированный бронированный паровоз. И ведомый уже двумя паровозами бронепоезд подъехал к станции.
 Ночью под решительным и опытным командованием военкома Кручинина, командира Петра Дробышевского, начальника бронированной площадки Козловского И.П. бронепоезд №8 обрушил всю мощь своего артиллерийского и пулеметного орудия на белоповстанцев, которые застали части народоармейцев врасплох.  До вступления бронепоезда в бой они растерялись, начали отступать. По материалам предоставленным А.Н.Зайцевым, еще один человек повел себя решительно в ходе боя. Это командир партизанского отряда Ф.И. Петров-Тетерин. Он, проявляя мужество и героизм, под пулями вскочил на бронепоезд и повел его на врага. Бронепоезд прорвался сквозь огневой вал, плотно подошел к частям белых и стал расстреливать их в упор.Бойцы НРА под прикрытием огня бронепоезда бросились в штыковую атаку. «Белые» вынуждены были отступить на восток, бросая раненых и вооружение.
 Таким образом, разные источники подтверждают факт о том, что исход Инского сражения решил бронепоезд № 8. Всего один хорошо вооруженный бронепоезд под командованием умелых командиров спас основные силы Восточного фронта. Одним из решающих моментов было верное решение об использовании двух паровозов в составе бронепоезда, что позволило ему вовремя прибыть на стацию Ин.
 Инский бой  предопределил дальнейшие успехи НРА на территории Смидовичского района.  Именно здесь был стабилизирован фронт и перелом в моральном состоянии отступающих бойцов. Попытка белых стянуть все контрреволюционные силы на Дальнем Востоке в один кулак и  окончательно разбить НРА провалилась.
 За этот бой команда бронепоезда №8 была награждена Красным знаменем и серебряным кубком, а командир П. Дробышевский  – орденом Красного знамени. По другим источникам орденом Красного знамени были награждены и командир партизанского отряда Ф.И. Петров-Тетерин и Козловский И.П..  
 Решающий бой
 Почему бой за Волочаевку имел для всего хода Гражданской войны на Дальнем Востоке такое значение? По данным, опубликованным на сайте Госархива Еврейской автономной области, в этом селе части Белой армии под командованием генерала Молчанова сосредоточили основные свои силы. Укрепления села и сопки Июнь-Корань строились днем и ночью и представляли несколько поясов сообщающихся между собой траншей, колючей проволоки, земляных укреплений. Генерал Молчанов выражал уверенность, что даже 10 тысяч «красных» не смогут взять Волочаевку.     Поэтому освобождение Волочаевки от частей Белой армии означало переход стратегической инициативы в руки народной революционной армии, ведь тогда открывалась возможность освобождения Хабаровска и решение судьбы Дальнего Востока.
 После Инского боя еще почти полтора месяца шли ожесточенные бои вдоль железной дороги, в которых всегда принимал участие бронепоезд №8. Он всегда был в авангарде Амурского дивизиона бронепоездов. Ю. Тарасов объясняет это следующим. Железные дороги были однопутными. Разъехаться со встречным поездом можно было только на станциях или специальных разъездах. Поэтому в боях всегда принимали участие два бронепоезда, следовавшие один за другим. Так было и у Красной армии и у белоповстанцев. Огромное значение бронепоездов объясняется и условиями, в которых приходилось воевать обеим сторонам.  Вдали от железной дороги очень редки были населенные пункты, что в морозы заставляло жаться к ней и белых и красных.
 Выдвижение войск НРА на Волочаевку началось с 8 февраля. Однако бронепоезда не смогли помочь пехоте, так как был разрушен железнодорожный путь. Этим пользовались белоповстанцы, обрушивая на пехоту красных  со стороны своих укреплений  огонь с бронепоездов «Каппелевец» и «Волжанин». Наступление пехоты оборвалось. Народоармейцы потеряли 480 бойцов убитыми, ранеными и замёрзшими, а также оба танка. С огромными усилиями участок разрушенной железной дороги был восстановлен силами команды бронепоезда №8 и бойцов, находившейся рядом части. Штурм Волочаевки командованием народоармейцев запланировали на 12 февраля. Интересен спорный факт о том, с какого бронепоезда (№8 или №9) были даны три артиллерийских выстрела о начале штурма. В некоторых источниках эта роль отводится бронепоезду №9. Но мы нашли пояснения научного сотрудника Хабаровского краевого музея, который обосновывает факт первоочередности бронепоезда №8 использованием подтверждающих материалов из архива Штаба 2-й Приамурской ордена Красного Знамени стрелковой дивизии. Юрий Тарасов, основываясь на воспоминаниях Кручинина, приводит свои подтверждения тому, что выстрелы были даны всё-таки с бронепоезда №8. Еще 11 февраля, когда должен был начаться штурм, при первом сигнальном выстреле  у орудия бронепоезда №9 разорвало ствол. Таким образом и в штурме Волочаевки бронепоезд №8 оказался в авангарде. Его сигнальные выстрелы стали вестником будущей победы.
 Вот как вспоминает Г.Н. Никитин, участник Волочаевского сражения, начало штурма: «В 8 часов утра 12 февраля начался штурм Волочаевки, загремела артиллерия броневика № 8. Она била по вражеским укреплениям.  Бойцы, командиры …под ураганным огнем противника ринулись на колючие заграждения. Разрывая голыми руками, клинками и прикладами винтовок, продвигались вперед».
  Бронепоезд №8 во главе с командиром П. Дробышевским и военкомом      М. Кручининым в начале штурма сошелся в поединке с белоповстанческим бронепоездом «Каппелевец». Не выдержав артиллерийский огонь «Осовободителя»,   «Каппелевец» начал быстро отступать.
  После этой «дуэли» бронепоезд №8 вихрем пронесся по уже горящему мосту и ворвался в ряды стрелков белоповстанческой армии, обрушив на них всю мощь своих орудий и пулеметов. Тем самым обеспечив успех наступления на Волочаевку 6-го полка НРА и отступление Белой армии.
 За этот бой бронепоезд №8 получил свое второе Орденское знамя, об этом свидетельствует приказ военного Совета народно–революционной армии и флота Дальневосточной республики от   24 февраля 1922 года № 126. Этим же приказом награждены орденами Красного знамени военком М.Д. Кручинин и командир бронепоезда П.А. Дробышевский.
 Судьба бронепоезда №8 после Волочаевского боя
 Как сложилась судьба бронепоезда–знаменосца после столь значимого сражения? Частично об этом мы узнали из воспоминаний его военкома М.Д. Кручинина. До самого окончания Гражданкой войны бронепоезд №8 шел в авангарде своей народной революционной армии. Он под командованием П.А. Дробышевского и М.Д. Кручинина первым врывался на железнодорожные станции и разъезды, выбивал своим артиллерийским огнём остатки белых в поселениях вдоль железной дороги. В октябре 1922 года штурмовал г. Спасск: участвовал в многочасовой артиллерийской подготовке по позициям белых, а затем прикрывал своим огнем атаки пехоты.
 По данным Ю.Тарасова именно бронепоезду №8 выпала почетная миссия первым войти во Владивосток, что означало победу Советской власти на Дальнем Востоке. Здесь на параде бронепоезд №8  был награжден третьим Красным знаменем. Информации из других источников, подтверждающей данный факт, мы не нашли. Так же как нет данных о дальнейшей судьбе бронепоезда. Возможно, какое-то время он еще послужил в мирных целях. Можно было бы предположить, что бронепоезд участвовал в сражениях Великой Отечественной войны. Но вряд ли. Бои Гражданской войны не прошли бесследно: броня уже в любом случае была повреждена, орудия выходили из строя.
 В нашей беседе с А.Н. Зайцевым краевед предположил, что возможно из металла бронепоезда №8 был сооружен один из многочисленных мостов в Приморском крае. По крайней мере, он сам видел старый заброшенный мост из частей бронепоезда.
 Итак, в ходе исследования было собрано достаточно материала из различных источников, позволяющего проанализировать историю участия бронепоезда №8 во второй половине Гражданской войны на Дальнем Востоке. Я думаю, что факты, прежде всего воспоминания участников боев на территории современного Смидовичского района, позволяют сделать достоверные выводы о роли бронепоезда №8 в разгроме белоповстанческой армии и японских интервентов, и, в целом, в завершении Гражданской войны.
 Мы выяснили, что в период отступления частей народной революционной армии ставка стратегического плана командования НРА на перелом ситуации была сделана, в том числе, и на применение бронепоездов. По данным белогвардейской разведки, их было 4 [из документов белоповстанческой армии].   И именно бронепоезд №8 сумел оправдать данный план. Его роль в  Волочаевском сражении не была случайной. Благодаря талантливому управлению своих командиров, бронепоезд №8 еще до этого переломного боя проявил себя как грозную боевую машину, способную вовремя оказываться   в точке фонта, где он больше всего необходим. То как осторожный разведчик, предупреждающий внезапность атаки врага, то как смерч, врывающийся в центр боя, решающего его с помощью прицельного огня в свою пользу. Тому свидетельство Инский бой, за который бронепоезд №8 получил свое первое орденское Красное знамя.
 За победу в Волочаевском сражении бронепоезд был награжден вторым Орденским знаменем. И, по моему мнению, свое второе название – «Освободитель» - бронепоезд №8 получил именно после победы в этом сражении, сыграв ключевую роль в освобождении Волочаевки  и исхода Гражданской войны.
 Таким образом, гипотеза о том, что  участие бронепоезда №8 внесло решающий вклад в победу над белогвардейцами и интервентами в Волочаевском сражении, подтвердилась. Боевая техника начала 20 века, как и в современном мире, предопределяла исход сражений.
 Но, не стоит забывать, что за использованием военной техники стоят люди. Именно от их решений, умелых действий зависит успех боевого механизма. В своей работе я коснулся нескольких людей, имеющих непосредственное отношение к бронепоезду №8. О героях Волочаевского сражения более подробно можно узнать из материалов, собранных Алексеем Николаевичем Зайцевым (о нем упоминалось выше).
 В заключение хочу сказать, что современная военная техника сделала гигантский отрыв от своих предшественников. И как бы мы ни восхищались её мощью, хочется, чтобы она никогда не нашла своего применения. А зависит это, опять-таки, от людей.
 

                                                                                                                                                                                                                                                                        Богдан Черепанов,
                                                                                                                                                                                                                           клуб туристского краеведения Истоки» ЦДТ,
                                                                                                                                                                                                                                                 руководитель  Т.П. Богомазова