Как в регионе борются со стихийными свалками и золотодобытчиками, убивающими реки
В Амурской области прекращена выдача поисковых лицензий на драгоценные металлы. Региональные власти по инициативе губернатора Василия Орлова добивались этого несколько лет, так как под «прикрытием» таких лицензий недобросовестные артели вели добычу золота с нарушениями технологий, загрязняя реки и ручьи. О борьбе с золотодобытчиками-нелегалами, а также о фотоловушках, которые помогают решать проблему стихийных свалок, рассказал министр природных ресурсов Амурской области Дмитрий Лужнов.
Минпририроды пресекает варварскую добычу золота
Приамурье остается лидером антирейтинга по протяженности загрязнения водных объектов. Поэтому региональные власти ведут активную борьбу с нарушителями в этой сфере. В основном, это компании, которые добывают золото на севере области: в Селемджинском, Зейском районах, Тындинском и Сковородинском округах, в части Магдагачинского и Мазановского районов. Специалисты минприроды Приамурья выявили нарушения законодательства у 24 золотодобывающих предприятий, ущерб водным объектам составил более 76 миллионов рублей.
Проблема в том, что по поисковым лицензиям в большинстве своем ведется не геологоразведка, а варварская добыча золота. Поэтому регион выступил с инициативой ввести мораторий на выдачу таких лицензий в Амурской области.
— Сейчас в регионе действует порядка 1 500 лицензий, и более тысячи из них дают право на поиск и оценку месторождений, — говорит Дмитрий Лужнов. — Но большая часть компаний используют их как средство ухода от уголовной ответственности и ведут добычу золота без необходимых документов и в нарушение технологий. Мы обращались в федеральные органы, чтобы ввести мораторий на выдачу поисковых лицензий. И с августа прошлого года этот процесс на территории Приамурья прекращен. Приказом Федерального агентства по недропользованию Амурская область включена в пообъектный план геологоразведочных работ. Что это значит: мы вошли в перечень территорий, где за счет федерального бюджета планируется поиск и локализация месторождений твердых полезных ископаемых. В этом случае выдача лицензий частным компаниям невозможна.
Недобросовестные компании лишаются лицензий
Недавно удалось лишить лицензии одну из компаний, несколько лет убивающую реку в Селемджинском районе.
— По поручению губернатора представители министерства природных ресурсов области участвуют в комиссиях Департамента по недропользованию по ДФО для того, чтобы мы могли высказать свое мнение в отношении недропользователей и методов добычи россыпного золота, — объяснил министр. — Недавно состоялась комиссия по вопросу прекращения действия лицензии в связи с неоднократными нарушениями законодательства, и одна из компаний была лишена лицензии. Она несколько лет загрязняла реку Малый Караурак рядом с Экимчаном, ущерб исчислялся сотнями миллионов. На рассмотрении находятся еще 6 наших материалов о досрочном прекращении права пользования.
Организаторов незаконных свалок будут фиксировать новые фотоловушки
Ведется в Амурской области работа и по выявлению стихийных свалок. Так, в прошлом году в регионе обнаружили550 мест несанкционированного размещения отходов. Нарушения помогают зафиксировать жители региона, а также специально установленные фотоловушки — еще десять новых министерство природных ресурсов области планирует установить в этом году.
— Когда мы входили в так называемую мусорную реформу — реформу в сфере обращения с ТКО, — цели были две. Одна из них — ликвидация несанкционированных свалок и недопущение их образования вновь, — отметил Дмитрий Лужнов. — В 2022 году мы выявили 550 мест несанкционированных свалок. Были выданы предостережения собственникам земельных участков, и на конец года ликвидированы 270 из этих мест. Эта работа продолжится после схода снежного покрова и установления положительных температур.
При этом, по словам министра, нужно предотвращать появление таких мест.
— Мы используем для этих целей фотоловушки и в этом году планируем приобрести еще дополнительно 10 штук. С их помощью фиксируем факт выгрузки мусора в лесополосе, пригороде — там, где это не предусмотрено. Выявляют места, где часто появляются отходы, наши инспекторы, плюс мы получаем обращения неравнодушных граждан и организаций. После чего на месте устанавливается фотоловушка.
Кроме нас такой работой занимаются и муниципальные образования, в частности, такие камеры приобрели Благовещенский и Тамбовский округа.
Штрафы выросли в разы
Как рассказал Дмитрий Лужнов, в прошлом году с помощью техники был зафиксирован факт выгрузки с грузовых и легковых автомобилей отходов в неположенном месте, возбуждены административные производства, виновные привлечены к ответственности. Причем штрафы выросли в разы: для гражданина, который впервые выбросил мусор в неположенном месте, это от 10 до 20 тысяч рублей, за повторное нарушение — уже 20-40 тысяч, а если еще и использовалось транспортное средство — уже от 40 тысяч рублей.
— Кроме того, с сентября прошлого года все экологические платежи, в том числе за негативное воздействие на окружающую среду, стали «окрашенными». Теперь платежи, которые поступают в бюджеты муниципальных образований, могут тратиться только на определенные цели. Минфин области прогнозирует поступление в год порядка 110 миллионов. И они пойдут на ликвидацию свалок, — отмечает министр.
Кроме того, часть предпринимателей не заключают договора с региональным оператором на захоронение ТКО на лицензионных полигонах.
— То есть именно они и вывозят отходы в неположенные места. И мы начали работу по выявлению таких ИП по поручению губернатора области, и сейчас их уже более 3 500. Мы выдаем им предостережения. Если не реагируют, то получают штрафы, и далее вплоть до исков о возмещении вреда окружающей среде. И количество тех, кто заключает договоры, стало расти, — заключил Дмитрий Лужнов.
Мария Мурашко