«Ситуацию с природными пожарами  удалось стабилизировать»
Амурский министр лесного хозяйства и пожарной безопасности рассказал,
как область справлялась с весенними палами в сложных погодных условиях

 
 Борцам с природными пожарами этой весной пришлось работать в неимоверно сложных условиях. При отсутствии осадков, прохладных температурах и шквалистом ветре огонь распространялся со стремительной скоростью и охватывал большие площади. Затяжная весна на целый месяц продлила пожароопасный период в Приамурье. О том, как он проходит, с какими трудностями столкнулись амурские пожарные при тушении палов, — рассказал на пресс-конференции заместитель председателя правительства региона — министр лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Алексей Севостьянов.
 Аномальная весна
 Весенний пожароопасный сезон-2022 проходит с аномальными характеристиками. Начался он в этом году раньше обычного: уже 6 марта в области выявили первые термоточки. Нехарактерным для региона было и то, что первые природные пожары регистрировали в северных, а не южных территориях. Под прицел огненной стихии попали Тындинский муниципальный округ, Сковородинский, Мазановский и Зейский районы.
 Учитывая исключительные особенности нынешней весны, уже 7 марта в Приамурье объявили особый противопожарный режим и ввели пожароопасный сезон в северных территориях. В середине апреля он был введен уже по всей области.
 Весенний сезон огня длится в этот раз непривычно долго — два с половиной месяца. Лишь к концу второй декады мая ситуацию с лесными пожарами в регионе удалось стабилизировать.
 — Обстановка с природными пожарами пока стабильная, — отчитался перед журналистами министр Алексей Севостьянов. — Всплеск природных пожаров мы наблюдали в майские праздники, когда была высокая антропогенная нагрузка и шквалистый, а в некоторых районах ураганный ветер, который способствовал быстрому распространению огня. Действия граждан, которые выезжали на дачные участки и поджигали мусор, а также рыбаков и охотников, выжигавших сухую траву, — привели к большому росту возгораний на территории области. Но надо отметить, что из сложного положения вся противопожарная служба вышла достойно: мы не потеряли ни одного населенного пункта, достаточно быстро — в течение двух суток — ликвидировали все угрозы населению.
 Сейчас полагаем, что пик пожароопасного сезона на территории области пройден.  
 Сильные ветры разносили пламя
 Метеообстановка в этот весенний период была одной из самых сложных за последние пять лет. А ветровая нагрузка, по данным амурского Гидрометцентра, — самой сильной за ближайшую пятилетку. Порывистый ветер способствовал стремительному распространению лесных пожаров и создавал угрозу для их ликвидаторов. Единственный способ борьбы с огнем — это тушение путем встречных отжигов.
 — Когда при сильном ветре пожар идет со скоростью 40—50 метров в секунду и выше, специалисты отступают на большие расстояния, на определенные упорные линии. Это могут быть дороги, след от вездехода, и от них начинают пускать в сторону пожара встречный пал — для того чтобы он соединился с пожаром. Поскольку горимого материала уже не останется, пожар сам потушится. Конечно, все это приводило к увеличению пострадавших от огня площадей, но иного выхода у огнеборцев не было. Иначе бы ситуация с природными пожарами на территории области вышла из-под контроля, — объясняет министр.    
 В сложные моменты амурские службы привлекали огнеборцев из федерального резерва, который базировался в Свободном. Сейчас, когда в Приамурье стабилизировалась пожароопасная обстановка, эти ребята убыли в Красноярский край, и теперь там помогают бороться с природной стихией.
 Огонь «прошел»  меньше гектаров
 С начала календарной весны в Приамурье зарегистрировано 335 пожаров, они прошлись по площади в 112 тысяч гектаров. Несмотря на пугающие цифры, этой весной выгорело в пять раз меньше площадей, чем в предыдущие годы.
 За последние пять лет в регионе удалось добиться уменьшения площадей возгораний в шесть раз. Если взять среднее пятилетнее значение, то площадь природных пожаров составляла 608 тысяч гектаров, а их количество — 408 пожаров. Уменьшилась в пять раз и средняя площадь одного пожара. Сегодня она составляет 300 гектаров, а пятилетний показатель — 1,5 тысячи гектаров.
 Вся эта положительная динамика говорит об успешной работе региона по предотвращению природных пожаров: активном использовании новых систем мониторинга и высокой скорости реагирования. В частности, оперативность тушения природных пожаров в первые сутки достигает 90 процентов от общего числа таких возгораний.
 Хорошо в обнаружении палов зарекомендовали себя наземные патрули с участием сотрудников муниципалитетов, МЧС и пожарных служб. Специалисты не только стоят на обозначенных постах, но и ведут патрулирование по заранее утвержденным маршрутам.
 Большую роль в выявлении пожаров играет космический мониторинг термоточек. Амурские специалисты пользуются тремя системами навигации: ГИС «Каскад», ИСДМ-Рослесхоз и «НИЦ «Планета». Например, последняя способна передавать информацию о месте возгорания уже через 30 минут с момента обнаружения очага. Но при сильной облачности и осадках системы космического мониторинга становятся неспособными определить термоточки и оценить ситуацию по пожарам на территории области.
 — С учетом этого правительство региона и губернатор пошли по пути использования наземных систем видеонаблюдения, радиус действия которых — 30 —35 километров. В случае обнаружения дыма срабатывает система и указывает точные координаты местонахождения термоточки с привязкой к населенному пункту. Благодаря этой системе нам удается обнаруживать пожары фактически при появлении первого дымка и ликвидировать их на маленьких площадях, то есть держать ситуацию под контролем, — говорит министр лесного хозяйства и пожарной безопасности Алексей Севостьянов.    
 Горимость будет снижаться
 Самые крупные лесные пожары в России были зафиксированы в конце апреля в Амурской области. В соцсетях активно обсуждался коэффициент горимости, который в нашем регионе составлял 22 процента. Но ему в минлесхозе нисколько не удивлены.
 — Из всех регионов Приамурье начинает гореть первым, и, естественно, мы эти проценты набираем по площадям, пройденным огнем, — поясняет Алексей Александрович. — Но поскольку пик пожароопасного сезона сейчас нами пройден, то показатель горимости будет падать. К сожалению, гореть начинают теперь Сибирь и Якутия. Соответственно, по мере того, как другие регионы будут входить в пожароопасный режим, процент нашей горимости будет снижаться. И мы, как обычно, придем к показателям ниже среднего уровня от общего числа пройденных огнем площадей. Поэтому говорить о том, что 22 процента — катастрофа, это неправильно.
 Площадь Амурской области составляет около 38 миллионов гектаров, а площадь Гослесфонда в нашем регионе — 32 миллиона. Если пройденную огнем территорию сравнивать с землями Гослесфонда, то получится маленький процент — 0,3%. Это говорит от том, что горимость в Приамурье все-таки небольшая. А поскольку большинство весенних пожаров прошли по сухой полевой растительности, то ущерб Государственному лесному фонду, ценным породам деревьев нанесен незначительный. По предварительным подсчетам, он составляет чуть больше 3 миллионов рублей, что вполовину меньше, чем в 2021 году.  
 В пожарах виновен человек
 Причина всех лесных пожаров в Приамурье — человеческий фактор. Специалисты минлесхоза утверждают, что каждый амурский пожар имеет свое имя, отчество и фамилию. К сожалению, некоторые несознательные граждане, зная, что разводить огонь и жечь сухую траву в пожароопасный период нельзя, упорно продолжают делать это. Ставя тем самым под угрозу жизнь целых населенных пунктов.
 С начала весны в регионе выявлено 67 поджигателей, некоторые были пойманы практически за руку на месте совершения правонарушения. Восемь амурчан уже признаны виновными в содеянном, им теперь придется заплатить большие штрафы. Также на граждан, чья вина уже доказана, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности подает в суд — чтобы возместить затраты, понесенные при тушении лесных пожаров.
 — В частности, в отношении двоих амурчан, которые уже дали признательные показания, дела готовят для передачи в суд, — отметил министр лесного хозяйства и пожарной безопасности. — Сумма причиненного ущерба в одном случае составляет 400 тысяч рублей, а в другом — 500 тысяч рублей. В отношении остальных граждан еще ведутся оперативно-следственные мероприятия. Ущерб, который причинил государству один из шести товарищей, насчитывает 1,5 миллиона рублей. Пожар тушили в Магдагачинском районе, и пришлось применять авиацию.

Лариса Хатамова