«Школы должны меняться»

Министр образования Амурской области — о том, какие изменения
принёс родителям и ученикам новый учебный год 

 Четверги — для профориентации, единое образовательное пространство во всех школах, а также советники для воплощения в жизнь идей и инициатив детей — наступивший учебный год принес с собой нововведения в школьную жизнь. Должен ли родитель быть вовлечен в учебный процесс, и если да — то насколько, что будут делать советники по воспитанию в 99 школах Приамурья и как дополнительное образование помогает школьникам определять свое будущее? Об этом в прямом эфире рассказала заместитель председателя правительства области — министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева.
 Учебники с дополнительными возможностями
 — Я иногда слышу критику в адрес образования: «Зачем вы опять школу реформируете?» Но ведь нельзя развиваться, не изменяясь, — предвосхищает вопрос о необходимости нововведений Светлана Яковлева. — Мир вокруг меняется, и наши дети должны быть к этому готовы. Сегодня у школьников в руках гаджеты, и школа рассказывает, как они устроены, знакомит с достижениями в космосе, говорит о новых направлениях в науке.
 Самым главным нововведением этого года стал переход на единое образовательное пространство. Теперь ученику, который перейдет в новую школу, не придется волноваться о том, что он учился по другой программе и ему придется «догонять» одноклассников. Образовательные программы уже готовы.
 — У меня в руках учебник истории за 11-й класс, — демонстрирует новую книгу министр. — Теперь у ребят есть возможность получить дополнительную информацию благодаря QR-кодам. Вот здесь — ссылки на ресурсы, которые содержат официальные документы того времени. Например: что писали иностранные СМИ в 1961 году об СССР, когда мы полетели в космос. А здесь — ссылки на ресурсы с бесплатными фильмами, соответствующими изучаемому периоду. Например, «Служебный роман», который можно посмотреть всей семьей.
 Кроме того, сейчас специалисты работают над единым графиком учебного процесса. Его цель – сделать так, чтобы во всех школах каникулы шли в одно время. Тогда будет легче организовать досуг школьников между триместрами.
 На кого учиться
 Еще одна важная тенденция в современном образовании — профориентация. С шестого класса в школах должны обязательно проводиться соответствующие занятия.
 — Одна из задач школы — чтобы ребенок не просто получил образование, но и понял, к чему у него лежит душа. Ведь он не сможет оставаться вечным учеником. После выпускного придется выбирать, какую профессию получать. И лучше, чтобы к этому возрасту человек уже осознавал, чем он хочет заниматься, — подчеркивает Светлана Яковлева.
 Поэтому универсальных классов в школе будет оставаться всё меньше. А вот профильных, наоборот, будет становиться еще больше.
Более того, с сентября в школах появился новый обязательный день — «День профориентации». В большинстве учебных заведений это четверг. В этот день учителя должны проводить внеурочные занятия, которые помогут детям определиться с профессией в будущем.
 Дополнительное образование получают 75 процентов детей
 Поможет ребенку с поиском интересующей его сферы деятельности и дополнительное образование.
 — В соответствии с федеральным законодательством мы будем переходить на национальный заказ. Кардинальных изменений для родителей не произойдет. Этот механизм позволяет нам закрыть неинтересные для ребят программы, а востребованные – расширить, и вовлечь в них больше детей, — объясняет Светлана Вячеславовна.
 Записаться в кружок, секцию или студию можно, как и раньше, на портале «Навигатор дополнительного образования». Программы, которые отображены здесь, проходят предварительную экспертизу.
 Сегодня 75 процентов детей в Приамурье заняты в дополнительном образовании. В лидерах — Благовещенск и Белогорск, здесь процент охвата допобразованием еще выше — до 80 процентов.
 Родители — участники учебного процесса
 В этом году за парты в Амурской области сели 10 057 первоклашек. Но ответственность за то, как они 11 лет будут учиться и развиваться в стенах школы, лежит не только на самих детях и педагогах.
 —  Родитель сегодня — такой же участник образовательного процесса, как и сам ученик, — подчеркивает министр образования и науки области. — Уходит в прошлое отношение, когда родитель отдал в первом классе ребенка в школу, а в 11-м пришел на выпускной и поблагодарил учителя. У нас общая цель — сделать так, чтобы ребенок вырос успешным. Без помощи мам и пап сделать это невозможно.
Впрочем, амурские родители готовы идти навстречу такому нововведению. Например, в августовских конференциях (ежегодные педагогические совещания, где подводят итоги года и намечают задачи на будущее) раньше традиционно участвовали только педагоги, представители муниципалитетов. А теперь такие мероприятия интересны и родительскому сообществу. Более того: родители тоже могут вносить свои предложения, которые регион рассмотрит на «августовках».
 — Сейчас в августовских совещаниях принимают участие общественные организации и родители разных категорий. Например, представители родительских комитетов или родители, которые работают в некоммерческих организациях. В этом году я впервые выступила модератором одной из секций: «Воспитание как приоритет в системе образования», — рассказала Светлана Яковлева. — Было несколько выступающих, в том числе родители — например, мама четверых детей. Она рассказала о необходимости вовлекать родителей в деятельность образовательной организации, чтобы сохранить единство целей. Обсуждали и тот факт, что конфликтные ситуации лучше не решать, а предотвращать. Для этого существуют службы медиации: конфликты нужно стараться урегулировать в зачаточном состоянии, не доводя до абсурдных ситуаций.
 99 советников
 С этого года в школах вводится новая должность: советник директора по воспитанию и взаимодействую с детскими общественными организациями. 99 образовательных учреждений уже взяли на работу таких сотрудников.
 — Мы должны не только учить и воспитывать детей, но и принимать пожелания, отвечать на вопросы, слышать инициативы и помогать их реализовывать. В школе должен быть человек, который не занят уроками, не скажет ребенку: «Извини, мне некогда, еще тетради нужно проверять». Такой специалист сможет более тесно взаимодействовать с детьми, — объясняет министр. —  А еще советник — это человек, который поможет разобраться ребенку с трудностями и станет координатором — в том числе для ребенка, попавшего в трудную ситуацию.
 В колледжи идут чаще, чем в 10-й класс
 Среднее профессиональное образование становится всё популярнее у амурской молодежи: в этом году в регионе в колледжи поступили 4,5 тысячи подростков, в то время как в 10-й класс пойдут учиться 3,5 тысячи.
 В колледж можно поступить без экзаменов, но там существует конкурс аттестатов. Часть детей не прошли конкурс (хотя свободные места еще есть в учреждениях среднего образования Райчихинска и Тынды) и первого сентября вернутся за парты. «Я прошу учителей и родителей очень внимательно отнестись к таким ребятам, чтобы они смогли сдать ЕГЭ и поступить в среднее или высшее учебное заведение после 11-го класса», — отметила Светлана Яковлева.
 Конкурс на лучшее школьное кафе
 Еще одно нововведение — в регионе ежегодно планируют проводить конкурс на лучшее школьное кафе. В амурском правительстве обсудили возможные награды победителям. Организовать такой конкурс минобру поручил губернатор, во время командировки в Белогорск. Также глава Приамурья поддержал предложение поощрять лучших школьных поваров.
 — Школам, кафе которых станут победителями, в качестве приза выделим субсидии на закупку малых архитектурных форм. Скорее всего, это будут детские городки для младшеклассников. А лучших поваров можно поощрить финансово, — отметил губернатор Василий Орлов. 
 В 2023-м году в Приамурье создали 23 новых школьных кафе, на это из бюджета области направили 36 миллионов рублей. По словам министра образования Светланы Яковлевой, на следующий год запланировано создание 18 школьных кафе в 14 муниципалитетах региона. Всего же по проекту, который воплощается в жизнь третий год, школьные кафе появятся 138 образовательных учреждениях Приамурья.
 «Необходимо разработать стандарт»
 Некоторые школы оформляют кафе самостоятельно, не дожидаясь включения в областную программу. Так, в частности, сделали в Тынде, в классической гимназии № 2— город стал первопроходцем в этом начинании. Учебное заведение стало первым в пилотном проекте, переоборудовав школьную столовую в кафе. Примеру Тынды последовали также две школы в Благовещенске, а также СОШ в Свободном и селе Джалинда Сковородинского округа.
— Программа работает и работает неплохо. Чтобы облегчить задачу руководителям школ, а оформление кафе сделать более профессиональным, необходимо разработать стандарт, — считает губернатор. — Поручил минобру совместно с главами проанализировать уже готовые проекты, выбрать лучшие и тиражировать этот опыт.
 Проекты обсуждают не только дизайнеры и руководители учебных заведений, как это было в тындинской гимназии. Активное участие в разработке оформления и функционала принимают родители и ученики. Пример тому — благовещенская школа № 26 — первопроходец в создании кафе в амурской столице. Многие амурские школы выбирают интерьер в оранжевом, зеленом, желтом и белом цветах.
 Кстати, в 2024-м году в области появится первое офицерское кафе. Его оборудуют в Благовещенске в кадетском корпусе имени Героя Советского Союза генерал-майора Юрия Кузнецова, сообщает пресс-служба регионального правительства.

Екатерина Гвоздовская