5 мая. В школе №1 собралось много гостей: коллеги-педагоги, родители, бабушки и дедушки учеников. Сегодня здесь День открытых дверей «Родительская повесть. Семья в школе. Школа семьи», который посвящён теме «Родители реализуют ФГОС». Здесь будут представлены семейные презентации, конкурсы, мастерские и мастер-классы – это праздник содружества семьи и школы. Сегодня все - участники, а не зрители: у каждого свои переживания и деятельность, у каждого неограниченные возможности выбора. Приглашение к участию для родителей и педагогов школ города было размещено на сайте школы. Совет обучающихся МОАУ СОШ №1 так представлял это образовательное событие: «…Вы побываете на страницах большой семейной книги. Только у нас всех объединит большая дружная семья: педагоги, учителя и родители. Только для Вас мы приоткроем все тайны «семейного сундука». Мы вместе, мы рядом, и нам ХОРОШО!!!»
Мероприятие проходило как образовательное событие. Событийность - характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни как для всего педагогического коллектива, так и для учеников и их родителей. Основной принцип, на который опирается образовательное событие – «От сотрудничества - к содружеству, от содружества – к сотворчеству и соуправлению». Событие нельзя воспринимать как случайность, оно «предполагает очень серьёзную, трудную и напряжённую работу и переживание» (Б.Д. Эльконин).
Педагогическая ценность данного образовательного события заключается в том, что оно создаёт целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретённого, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. Это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей и родителей, где каждый находит себе место и познаёт возможности своих личностных качеств.
Итак, торжественное открытие! Директор школы – Афанасьева Галина Петровна – поздравляет всех с началом Дня открытых дверей, где все: педагоги, ученики, родители - участвуют в практической реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС): «Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок получил хорошее образование, развивался как личность и совершенствовал свои творческие способности. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Ведь ключевая идея нового стандарта – это трёхсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством». Галина Петровна настраивает всех присутствующих на плодотворную работу: «Уникальность каждой семьи откроется сегодня в готовом продукте коллективной творческой деятельности детей, педагогов и родителей».
Почему эта тема стала важной? Потому что сегодня как никогда остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании личности. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье. А современная семья в корне изменилась. Она развивается в условиях сложной экономической обстановки в стране. Некоторые родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Поэтому одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребёнка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которой учится их ребёнок.
Одним из направлений учебно-воспитательного плана школы является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья. Условие правильного воспитания, счастливого детства, источник благополучия ребёнка в семье – это любовь родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Иногда родители думают, что с приходом ребёнка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время он проводит в школе. Но именно в это время родители и педагоги должны действовать согласованно.
Родители — труднейшая из всех профессий, тончайшая из наук и особое искусство воспитания.
Оно способно развить то доброе и честное, что затем найдет выражение в отношении взрослых детей к родителям. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, которую может оказать школа. А школе необходима помощь родителей в решении учебных задач, в нравственном воспитании. Поэтому современная школа находится в поиске новых подходов к их активному вовлечению в процесс воспитания детей. Необходимы дружеские, партнёрские отношения между учителями и семьёй.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая сила, которую важно задействовать для решения цели нашего образовательного события: создание условий для выстраивания пространства разнообразных видов совместной деятельности ученика, педагогов и родителей в рамках неформального образования, обеспечивающего достижение метапредметных и личностных результатов.
Все гости (участвовали родители в работе образовательного события – 137 человек, коллеги из других общеобразовательных учреждений – 19 человек, всего педагогов, принимавших участие, – 59 человек) разошлись по кабинетам, чтобы в творческой атмосфере реализовывать образовательные идеи сегодняшнего дня.
Все 20 занятий данного события были разделены на три условных главы книги. «Детство» представляли ролевая игра с элементами тренинга «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Прощайло С.И., 4 А), классная академия «Чтение - путь к учению» (Влавацкая О.В., 3А), арт–дизайн декор «Рамка для фото» (Доянова Н.К., 3Б), семейная гостиная «Современная Россия» (Ермакова М.А., 4В), творческая мастерская «Сюрприз для бабушки» (подготовка семейного праздника - Аюшева А.В./Быкова Е.В., 2 А, Б), исторический проект «ВОВ в истории моей семьи и литературе» (Дзёмина В.В., 4 Б).
В главе «Отрочество» можно было увидеть студию компьютерного дизайна «Творим вместе» (Захарова Е.В., 7 А), ликбез для родителей «Устный экзамен по русскому языку» (Черникова Е.В., 8 Б), урок физкультуры «Всей семьёй на ГТО» (Попова Л.А./Семенцова Н.В., 5 Б), арт-терапия «Я в мире, мир во мне» (педагог-психолог Голотвина Т.В.), звёздную регату «Камеор» (Гладкова А.В., 7 Б), интегрированный урок английского языка и географии «Орёл и решка, или большое семейное путешествие» (Лебедок В.А./ Цын Н.В., 7 Б).
Глава «Юность» была не менее интересной, здесь работали исследовательский центр «Как подготовить учебный проект?», исследовательский центр «От теории к практике» Алешкова О.В./Рыжакова В.В., 8 А,В, аэрокосмический класс, тьюторы - ученики 9 Б класса), практико-ориентированное занятие «Я сдам ОГЭ» (Косырева Е.Б., 8 Б), лаборатория здоровья «Домашняя аптечка.ру» (Ерёмина Т.Л., 11 А), шёл деловой разговор «Формула профессионального выбора» (Козлова О.А., 9 Б).
В течение всего образовательного события работали выставка и промоакции, велось журналистское расследование.
Как отнеслись гости к тому, что увидели, в чём участвовали? Как выяснили журналисты - Толстоухова Альбина, Пирмагомедова Алёна, Коротченко Сергей (10А класс) под руководством Ячменевой Т.С. и Козловой Е.А., - очень положительно. Родители оценили не только работу педагогов и своего ребёнка, но и сами смогли поучаствовать в процессе. Например, Протасова С. А. поделилась: «Было очень много интересного и познавательного». Ельчин С.П. впервые увидел работу своего ребёнка и сам принял активное участие в занятии. Шейко О. В. считает очень важным поработать в команде с сыном. Для Бублик Е.А. показалось полезным развитие навыков работы на компьютере в студии компьютерного дизайна «Творим вместе». Шелехова О.С. поняла во время занятия, что семья – это крепость, Литвиненко О.М. и М.Ю. - что полезно приходить на такие занятия, Шкляренко О.В. уверена, что без общения и взаимопонимания очень трудно жить и что удивительно трудно обмениваться комплиментами. Извёсткин Д. убеждён, что семья – это терпение и труд, а совместная работа учителей и родителей не перестаёт быть актуальной. Родители 8Б класса вышли с занятия «Я сдам ОГЭ» уверенными, что их дети аттестацию по математике пройдут успешно, что все жизненные трудности преодолимы, если мы вместе, что их детям полезно научиться работать в коллективе. Все получили много положительных эмоций и хорошее настроение, понравилась тёплая обстановка на уроках. Родители единодушно заявили, что они готовы принимать участие в подобных мероприятиях и в дальнейшем. На вопрос «Смогли бы вы сдать современные экзамены?» мы получили в основном утвердительные ответы, потому что они в своих знаниях уверены. Особенно важно, что родители уверены в знаниях своих детей.
Коллеги-педагоги оценили значимость мероприятия. Лазука В.В., директор МОАУ СОШ №3, убеждена, что такие мероприятия очень полезны как для детей, так и для родителей. На вопрос о необходимости инновационных технологий в образовании она ответила, что относится к этому очень серьезно и ответственно.
После ликбезов, мастер-классов, игр и тренингов все собрались на подведение итогов. Седышева В.Ф., специалист управления образования г. Шимановска, дала высокую оценку идее, общему настрою и работе всех создателей «Родительской повести». Председатель Управляющего совета школы Волосанова И.И. высказала свою точку зрения: «В нашей школе выстраиваются такие формы усвоения учебных знаний, которые повышают познавательную активность, стимулируют продуктивную деятельность педагогов, родителей и учеников на основе взаимодействия.
Наша родительская позиция позволяет влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации и участии в учебной деятельности класса и школы, из пассивных слушателей превращаться в активных участников дискуссий».
Итак, книга «Родительская повесть «Школа семьи. Семья в школе»» закрыта, и можно с уверенностью сказать: всё задуманное получилось. Не зря же считается, что профессионализм педагога и доверие к нему родителей – два краеугольных камня, которые могут послужить мостом в создании долгосрочного сотрудничества образовательного учреждения и семьи в реализации стандартов нового поколения.