Российская правовая система, все еще находится в постоянном движении. При этом основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступают права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Принятие на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации явилось существенным шагом в развитии федеративного государства России. В конституционном праве появилось понятие «субъект Российской Федерации» и принцип равноправия субъектов был провозглашен в качестве основы конституционного строя Российской Федерации.
Региональное законодательство представляет собой совокупность законов и иных нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи (вне пределов ведения Российской Федерации), действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Нормативные положения Конституции Российской Федерации, определяющие правовые основы законотворческой деятельности регионов и общие принципы ее организации, развиваются в Федеральном законе
от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 вышеуказанного закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 вышеуказанного закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Необходимость собственной законодательной базы субъектов Российской Федерации определяется федеративным характером Российского государства, в составе которого находятся 85 субъектов со своей региональной спецификой законотворчества.
Входящие в состав регионального законодательства нормативные правовые акты действуют на всей территории субъекта Российской Федерации и обязательны для находящихся на этой территории органов местного самоуправления, организаций, граждан и иных лиц.
На территории Амурской области действует Устав (основной Закон) Амурской области от 13.12.1995 №40-ОЗ, в котором закреплен государственно-правовой статус области, установленный Конституцией Российской Федерации, определяет административно-территориальное устройство области, систему органов государственной власти области, порядок их образования и полномочия, формы участия граждан в деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также иные полномочия, не противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Устав области обладает высшей юридической силой по отношению к иным правовым актам, принимаемым Законодательным Собранием, правовым актам, принимаемым губернатором области и Правительством области (статья 75 Устава (основного Закона) Амурской области).
На основании положений статьи 76 Устава (основного Закона) Амурской области правовое регулирование осуществляется в пределах компетенции Амурской области. По вопросам собственной компетенции Амурская область вправе принимать областные законы и иные нормативные правовые акты. Порядок их опубликования, вступления в силу и прекращения действия определяется настоящим Уставом и областными законами.
Относительно законодательства Амурской области стоит отметить его подвижность, постоянное развитие и совершенствование.
В свою очередь, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области, в целях реализации предоставленных полномочий, ведется постоянная работа по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов на соответствие их Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, что способствует обеспечению единства правового пространства и укреплению основ конституционного строя Российской Федерации.
В заключение, в настоящее время невозможно представить развитие современного российского законодательства без существования законодательства субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, как федеральное законодательство, так и региональное законодательство не могут действовать обособлено, для создания качественного уровня законодательного пространства в целом, необходимо действовать во взаимосвязи, дополняя друг друга.