Рассказы хранителей музейных предметов: «Неприметный раритет»
 Вы хоть раз бывали в нашем краеведческом музее? Большинство, уверена, ответят отрицательно. И, поверьте, зря. Заходишь в музей и кажется, что попадаешь в другое пространство, где время словно остановилось. Оно замерло - в снимках, документах, предметах быта...
 Здесь - наша история, о которой вам  напомнят потрепанные документы, советские книги и открытки. Со старых, пожелтевших фотографий на вас глянут простые лица наших земляков, тех кого уже давно нет с нами. Юные девушки и молодые парни, прошедшие фронтовыми дорогами. Удивительно ясные, искренние глаза. Глаза людей, беззаветно верящих в правоту своего дела, сильных не только физически, но и духовно…
 А еще в музее хорошо думается, осмысливается наше прошлое, оценивается настоящее.
 Здесь начинаешь по достоинству оценивать кропотливый, скромный труд музейных работников, разыскавших и собравших воедино все эти порой бесценные свидетельства истории города.
 В результате этнографических экспедиций в села района и у жителей города были собраны предметы, которые сейчас представлены в экспозиции «Интерьер избы крестьянина-переселенца».
 Среди выставленных в музейной экспозиции предметов есть один, на первый взгляд довольно непримечательный, – обычная пила. Но перед нами удивительный экспонат, непривычный, длинный (более 2 метров) -  это пила маховая продольная вертикальная.
 Пила один из древнейших инструментов, но Русь издавна считалась страной дерева, и возможно поэтому в лесном русском крае всё старались рубить топором, пила же использовалась для отделочных работ. Лес не пилили, а рубили и доски были непилеными, а колотыми, они в ту пору буквально вытесывались топорами прямо из цельного или из расколотого с помощью клиньев бревна. При этом из бревна получали одну, в лучшем случае две доски, а сколько еще бревен при неправильном расколе шло в брак. Именно поэтому доски в постройках употреблялись в малых количествах.
Широкое распространение пилы в России получили в эпоху Петра Первого в связи с началом массового военного судостроения. Сначала их покупали у европейцев, но постепенно начинали делать и в самой России.
 Для чего же служила наша пила? Маховая пила использовалась для продольного распиливания брёвен.
 До революции человека, умевшего пользоваться ею, называли пильщиком, при этом имели в виду, что он не пилит, а растирает бревно. «Тереть» лес маховой вертикальной продольной пилой было долгим и тяжелейшим занятием. Установив бревно, наиболее сильный поднимался на козлы (подставку), потому что должен был тянуть пилу вверх, внизу оставался наиболее терпеливый, потому что на него сыпался ворох опилок. Таким способом верховой и низовой, растирая бревно не поперек, а вдоль, распиливали его на доски нужной толщины. Постоянство толщины доски зависело всецело от верхнего пильщика, который должен был направлять пилу по заранее намеченной линии. После столь трудоемкой работы, требующей выносливости, аккуратности и ловкости, получалась не просто дорогая, а «золотая» продукция. Доски стоили недешево и были не по карману каждому, кто брался за строительство дома, поэтому, по мнению знатоков дореволюционной эпохи, большинство крестьянских жилых строений имело земляные полы и соломенные крыши.
 Пила маховая, представленная в экспозиции, датируется началом XX века и была передана в дар музею в 1985 году Дядченко Евдокией Афанасьевной.  Надежный инструмент и по сей день выглядит отлично - пила не потеряла ни одного «зуба».
 Проходит время, уходят в историю ручные пилы, на смену им приходят современные облегченные электро- и бензопилы, пилорамы. А их прародительницам остается только занимать место экспоната музея, вызывая уважение и удивление посетителей.
 Возможно, кто-то скажет, что музей - это хранилище старых, отживших свой век предметов. А я отвечу, что музей – это память, направленная в будущее. 

Елена Лоншакова, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности 
МБУ «Шимановский краеведческий музей»