Посреди Амура дали старт строительству уникального трансграничного объекта между Благовещенском и Хэйхэ

Благовещенск и Хэйхэ на пороге туристической революции — на фарватере пограничной реки Амур на прошлой неделе дан старт строительству первой в мире канатной дороги между двумя государствами. Историческое событие произошло 18 июля на барже — гости прибыли туда на теплоходах с двух берегов. «Скоро будем ездить друг к другу на канатке», — улыбались гости. Власти двух регионов и инвесторы не сомневаются: всего через три года над рекой дружбы полетят гондолы с путешественниками из России, Китая и других стран. Свидетелями уникальной церемонии стали журналисты «Амурской правды».

Уникальный  во всем

Утро, Амур, баржа с флагами России и Китая, сцена, около сотни гостей. Все под контролем пограничников двух стран, ведь мероприятие проходит прямо на государственной границе. Инициаторами того, чтобы старт исторического проекта вошел в историю, стали инвесторы — российская группа компаний «Регион» и китайская  «Цзиньлунган». Проект будет на 100 процентов реализован на частные средства. 

Уникально — самое популярное слово, которое звучало перед началом и во время церемонии. И это действительно так.

— Это просто уникальное событие — такого проекта в мире больше нет и вряд ли будет, — признался «Амурской правде» консул России в Шэньяне Сергей Черненко. — Потому что у Благовещенска и Хэйхэ уникальное географическое положение. Я вчера ездил по Амуру на катере и посредине реки осознал, насколько мы близки с Китаем. Мы сотрудничаем во всех областях. Наши отношения устремлены в будущее, и канатная дорога - показатель этого. Это увеличение пассажиропотоков, туристических обменов и поездок. Все транспортные схемы, которые были раньше, были логически сложны. А сейчас все будет настолько просто, прекрасно и главное — удобно для людей.

Удобно — не то слово. Пролететь над Амуром можно будет всего за пять минут. Причем туристы будут уезжать и приезжать в центральные части Благовещенска и Хэйхэ: в амурской столице терминальная станция будет располагаться за ОКЦ. 

Одна канатка — две страны

В ожидании церемонии на барже — российские и китайские песни о счастье и Родине. Приамурье представляла артистка областной филармонии, а Поднебесную — известная певица из Пекина. И даже ведущие торжества представляли две страны и говорили на двух языках.

— Идея провести такую церемонию и показать, что канатная дорога соединит две страны, принадлежит инвесторам, — рассказала АП министр культуры и национальной политики Приамурья Ольга Юркова. — Потому мы выбрали место на фарватере — на самой границе. Посмотрите, напротив на нашем берегу — наша Триумфальная арка, наша любимая ротонда. Канатная дорога будет популяризировать нашу область. Амурчане должны этим гордиться.

«Мы творим  историю»

В назначенное время на сцену поднялись почетные гости церемонии: руководители правительства Приамурья, провинции Хэйлунцзян, мэры приграничных городов и представители инвесторов.

Губернатор Василий Орлов уже традиционно начал речь на китайском языке — под аплодисменты делегации из КНР, — а потом перешел на русский.

— Дорогие друзья, у нас сегодня замечательный день — мы даем старт строительству канатной дороги. Это очень важный проект для наших городов.

Он значительно увеличит объем взаимного туристического обмена и станет визитной карточкой Благовещенска и Хэйхэ, — отметил глава региона.

После официальных выступлений почетные гости приступили к самому важному. На установленный на сцене большой экран вывели видео со строительных площадок будущей канатки на двух берегах. После нажатия на символическую кнопку «пуск» российские и китайские строители залили первые кубометры в бетонные основания будущих международных терминалов. На амурской стороне после окончания заливки раздалось громкое «ура!».

Туризм в кратном размере

Руководители двух приграничных регионов признались: главный эффект, который ждут от канатной дороги, — развитие туризма.

— У нас в прошлом году с китайской стороны приехало более 100 тысяч туристов. С помощью канатной дороги мы сможем кратно, на порядок увеличить количество туристов, которые посещают Россию, и сможем отправить больше своих туристов в Китай, — подчеркнул губернатор Приамурья Василий Орлов. 

— Это третий важный проект сотрудничества в сфере строительства инфраструктуры между нашими городами после строительства трансграничного моста через реку Амур и газопровода. Я считаю, канатная дорога будет играть очень важную роль в развитии туризма на наших территориях, — уверен первый заместитель председателя Народного правительства провинции Хэйлунцзян Ли Хайтао.

Ежегодно в Хэйхэ приезжает 10 миллионов китайских туристов, однако для миллиардной нации это не столь высокий показатель.

— После ввода канатной дороги туристам будет еще удобнее выезжать в Россию. Мы будем строить зоны дьюти-фри, шопинга, новые гостиницы, развлекательные объекты, — сообщил журналистам глава Народного правительства Хэйхэ Ма Ли.

Мэр Благовещенска Валентина Калита пообещала, что амурская столица тоже достойно встретит новый поток китайских туристов. Руководство провинции Хэйлунцзян предложило Приамурью объединить усилия туристических компаний для создания новых маршрутов для путешественников и провести совместные презентации уникального объекта в России и Китае. К тому же времени осталось не так много — всего три года.

Канатная дорога

будет строиться с двух берегов

Соглашение о строительстве канатной дороги через Амур между Благовещенском и Хэйхэ было заключено между правительствами России и КНР в сентябре 2015 года. Однако все эти годы оно так и оставалось на бумаге — прежний инвестор не спешил начинать работы. Ситуация изменилась в прошлом году — с приходом на пост губернатора Василия Орлова, который волевым решением сменил инвестора. В проект вошла  финансово-инвестиционная группа компаний «Регион».

— Мы вкладываем средства в долгосрочные и надежные проекты. И канатная дорога через Амур — именно такой, — отметила генеральный директор Агентства развития проектных инициатив ГК «Регион» Валерия Репкова. — Для нас объект будет, безусловно, коммерчески эффективным, но мы понимаем, что канатная дорога имеет уникальное международное значение. Потому для нас это серьезный имиджевый проект.

В короткие сроки новый инвестор с привлечением конструкторского бюро «Стрелка» доработал проект и приступил к воплощению в жизнь. Строительство канатной дороги, как и международного моста через Амур, будет вестись синхронно с двух сторон. Работы начнутся в следующем году.

— Сейчас завершается проектирование, после чего по конкурсу мы определим подрядчика. Будем отбирать компанию с точки зрения надежности, качества и репутации, которая для нас очень важна в данном проекте. Все должно быть выполнено в срок и с надлежащим качеством, — рассказала АП Репкова.

Согласно проектной мощности, канатная дорога будет состоять из четырех линий и работать по маятниковому принципу, как фуникулер. По канатам над Амуром будут ходить гондолы вместимостью 60 человек. Пропускная способность дороги — 457 человек в час, или  6—7 тысяч пассажиров в день. Интервал между рейсами не превысит 12—15 минут (сегодня интервал отправления теплоходов — 60 минут). Стоимость билета пока неизвестна, но, как обещают представители компании-инвестора, она будет на уровне существующих цен за пересечение границы из Благовещенска в Хэйхэ. Планируемый ежегодный трансграничный поток пассажиров к 2024 году — один миллион человек.

 Мнения

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— У нас, конечно, очень радужные ожидания от реализации этого проекта. Действительно, обсуждался он очень давно. Проект сложный, нигде в мире такого нет — чтобы граница пересекалась именно по канатной дороге. Более того, в РФ по нашим регламентам даже такого вида транспорта нет. Поэтому мы внимательно следим и будем оказывать поддержку этому проекту.

 

Екатерина Киреева, первый заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области:

— Канатная дорога через Амур — это частный инвестиционный проект, но изначально инициатива и концепция принадлежала нашему правительству. После подписания межправительственного соглашения 2015 года были четко закреплены все права и обязанности: инвестор вкладывает деньги, организует строительство и последующую эксплуатацию. А региональные правительства двух стран оказывают очень большое содействие: в предоставлении земельных участков, подведении обеспечивающей инженерной инфраструктуры. И администрируют весь организационный процесс по принципу одного окна. У каждой стороны есть свои штабы, действует совместная российско-китайская группа, которая встречается и решает все возникающие вопросы.

 

Павел Пузанов, директор  Агентства Амурской области по привлечению инвестиций:  

— Канатная дорога даст Амурской области возможность в полной мере использовать наше уникальное положение: хоть мы и занимаем четвертое место в России по количеству китайских туристов, но разрыв очень большой. И постоянный переход с точки зрения развития туризма принесет большой вклад в экономику региона. Терминальная станция канатной дороги, по сути, станет якорным проектом «Золотой мили». Она будет включать в себя многофункциональный комплекс: и торговые, и бизнес-, и культурные площадки. Плюс выставочные места, галерея. Канатная дорога станет новым символом и визитной карточкой Благовещенска —  представительская функция необходима. Станция создаст очень качественное пространство вокруг самого терминала, потому что тема благоустройства сейчас очень важна не только для жителей, но и для развития бизнеса.