Попасть в короткий список Премии им. Арсеньева – уже «литературная медаль» для автора
 25 февраля организаторы Премии и представители литературного сообщества обсудили место Премии в российском и мировом литературном процессе и наметили темы для будущих дискуссий.

 Литпремия «Дальний Восток» шагнет в АТР и СНГ как «мягкая сила» Тихоокеанской России

 В дискуссии 25 февраля приняли участие куратор Премии им. Арсеньева, президент фестиваля «Литература Тихоокеанской России» Вячеслав Коновалов,  директор медиахолдинга PrimaMedia Виктор Суханов, писатель, победитель Премии-2019 и председатель жюри Премии-2021 Андрей Геласимов, директор Сахалинской областной универсальной научной библиотеки Валентина Малышева, сахалинский поэт Николай Тарасов, литературовед, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Ольга Хандарова. Модератором конференции выступил журналист и историк литературы Антон Ефимов.
 Подводя итоги предыдущих сезонов Премии, ее куратор Вячеслав Коновалов констатировал, что не только лауреатство, но само попадание в «короткий список» стало для участников конкурса своеобразной «литературной медалью», символизирующей профессиональное признание. 
«Качество жюри Премии – это то, на что я хочу обратить внимание. Председатель жюри всегда за все эти годы – это не просто писатель, а человек авторитетнейший, – отметил Коновалов. – Поэтому уже само по себе попадание в «короткий список» и потом в победители является, по большому счету, такой, если хотите, «литературной медалью» на грудь любого писателя. Потому что с гордостью потом можно говорить, что «меня читал и судил мою литературу такой-то». И дальше уже следует список: Рубанов, Шаргунов, Геласимов, Басинский и так далее. Конечно же, это уже достижение».
 Также, по словам Вячеслава Коновалова, номинация и победа в конкурсе Премии для авторов отнюдь не ограничиваются всего лишь «пятнадцатью минутами славы» благодаря той массированной медиа-поддержке, которую оказывают Премии организаторы и особенно медиахолдинг PrimaMedia, а имеют и долгосрочные позитивные последствия.
 
 «Это (то есть победа в одной из пяти номинаций Премии – ред.) не заканчивается только поздравлениями. Как правило, обращают внимание на этого писателя – и местные власти, и «литературные власти». То есть «жизнь после Премии»– существует, она насыщенна, богата», – заявил куратор Премии, напомнив, в том числе, и о высокой лояльности издательств и общероссийских литературных журналов к номинантам и лауреатам дальневосточной Премии. 
Валентина Малышева, директор Сахалинской областной универсальной научной библиотеки, отметила, что за три предшествующих года Премия им. Арсеньева стала для литераторов Дальнего Востока  и, в частности, Сахалина настоящим окном в общероссийский литературный процесс и вместе с тем –действующей площадкой для популяризации произведений самобытных дальневосточных авторов.
 «У нас в марте запланирована и состоится читательская конференция по книге Любови Безбах«Шепот ночного дождя» (12+, произведение –победитель Премии-2021 в номинации «Короткая проза»– ред.). Придут читатели и почитатели ее творчества. Будем говорить не только о ее произведении, мы будем говорить и о других лауреатах этой Премии. И будем рассказывать еще раз об этой Премии», – поделилась планами Малышева.
 Кладезь тем и талантов
 В ходе обсуждения будущего сезона и дальнейшего развития Премии писатель Андрей Геласимов, возглавлявший конкурсное жюри в 2021 году, отметил, что ключевой темой произведений, посвященных российскому Дальнему Востоку, должна быть история макрорегиона.
 «Материала так много, и он не охвачен до сих пор, во всяком случае, на федеральном уровне. Все, что я читал для Премии предыдущего сезона, мне понятно и близко – и история войны 1905 года, и книга «Шепот ночного дождя», которую упоминали коллеги с Сахалина, где рассказывается о жизни Сахалина во время его оккупации японскими властями. Но дело в том, то широкий читатель на федеральном уровне, на международном уровне не очень эти темы знает, он мало знает и о трагедии в Цусимском проливе, и о быте русских морских офицеров и рядовых моряков, которые попали в японский плен в 1905 году, – отметил Геласимов. – Поэтому даже этого материала, как мне кажется, хватит надолго. Его нужно обязательно и с исторической, и с политической точки зрения пропагандировать, развивать и писать об этом тома, тома и тома».
 
 Литературовед, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Ольга Хандарова, говоря о будущем Премии, обратила внимание на необходимость ее развития именно как значимого сегмента общероссийского литературного процесса.
«Любая литературная премия – это, прежде всего, институция. Это некая инфраструктура, которая возникает и работает как система, как организм. Мне кажется, в плане задумки и начальной реализации Премии работа сделана очень правильно, – поделилась своим видением литературовед. –И если мы говорим, что произведения и авторы, консолидированные Премией, «вписаны в литературную жизнь»– это, прежде всего, означает, что они вписаны в информационное пространство. Я вижу Премию как информационное поле, в которое я как исследователь и читатель смогла бы зайти и охватить весь пласт».
 Директор медиахолдинга PrimaMedia Виктор Суханов поддержал Хандарову, отметив, что, по его оценке, становится назревшим и своевременным вопрос о создании специальной статьи о Премии им. Арсеньева в Википедии. Кроме того, руководитель холдинга – лидера информационного рынка Дальнего Востока заявил о необходимости усиления работы и расширения медиаканалов распространения информации о Премии.
 Литература –«мягкая сила»
 Особое внимание участников дискуссии Виктор Суханов обратил и на то, что сегодня большой интерес к Премии проявляют и литературная общественность стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
 «Это, безусловно, свидетельствует о том, что мы находимся на правильном пути. И то, что Юрий Петрович Трутнев поддержал на первом литературном фестивале «Литература Тихоокеанской России» идею российских писателей о том, что необходимо такую Премию учредить, показывает ее востребованность. Ее востребованность демонстрирует и тот факт, что наши иностранные коллеги из КНР, Кореи, Вьетнама уже системно ставят вопрос о том, чтобы принять участие в качестве номинантов этой литературной Премии. Это говорит нам о том, что Премия стала действительно востребованной, необходимой, настоящим элементом «мягкой силы», к чему мы и стремимся», – констатировал Суханов, добавив, что полностью согласен с Андреем Геласимовым в том, что в рамках инициированного Премией им. Арсеньева литературного процесса нужно тщательнее и больше «смотреть в историю» российского Дальнего Востока.
 
 Вячеслав Коновалов в развитие предложенной директором медиахолдинга темы отметил, что большой потенциал к вовлечению в «орбиту» Премии им. Арсеньева имеет и русскоязычное литературное сообщество стран СНГ.
 «Изначально, когда Премия еще мной задумывалась в 2017 году, я старался сделать так, чтобы она была масштабируема в основных своих постулатах и положениях на весь мир. И здесь, скорее всего, задача на сегодняшний день, следующая: мы должны шире дать знать о себе во всем мире. И мы это уже делаем, у нас есть замечательный партнер – Александр Зубрицкий, директор Дальневосточного филиала фонда «Русский мир», – рассказал куратор Премии. – И здесь возникает вопрос: кто пишет о Дальнем Востоке за рубежами РФ? Разумеется, на первом месте – это страны СНГ, это люди, которые выросли с нами в Советском Союзе. Уверен и знаю, что о Дальнем Востоке пишут в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, даже в прибалтийских странах и так далее. Это одно из направлений, в котором нужно двигаться в ближайшие годы».
 Жанров — поле непаханое
 Заключительная часть дискуссии была посвящена поиску баланса в жанровом разнообразии произведений, которые в будущем могут быть представлены на соискание Премии им. Арсеньева. Сахалинский поэт Николай Тарасов предложил рассмотреть возможность введения новых номинаций в Премию (в настоящее время, напомним, Премия им. Арсеньева присуждается в пяти номинациях: «Длинная проза», «Короткая проза», «Проза для детей» и двух «именных» номинациях от Юрия Трутнева и Олега Кожемяко – ред.).
 «Может быть, пора «дочернюю» премию создавать, куда бы вошла номинация «Краеведение» или «Документальная проза», ведь есть мемуарная интереснейшая литература о Дальнем Востоке, литература нон-фикшн. То, о чем сейчас говорили, то есть о литературе зарубежья, тоже вполне могло бы стать номинацией – допустим, «Литературный перевод». Есть куда двигаться», – предложил Тарасов. 
 Андрей Геласимов поддержал сахалинского коллегу в том, что тема новых номинаций в рамках Премии им. Арсеньева или же «дочерних»премий имеет право на существование и обсуждение. Подытоживая дискуссию, Вячеслав Коновалов предложил коллегам подумать о том, насколько введение новых номинаций может сказаться на «литературном весе» каждой из них. 
 
 «Мне бы хотелось, чтобы вот эти три автора, которые «выстреливают» каждый год благодаря Премии им. Арсеньева, получили максимально сконцентрированное на них внимание. – отметил куратор Премии им. Арсеньева. – Поэтому, когда мы говорили о Премии, я двумя руками и за переводческую литературу, и за краеведение, и за поэзию. И мне кажется, что самый оптимальный вариант был бы здесь – дополнительные самостоятельные премии. Допустим, «Поэзия ДВ», «Краеведение ДВ», «Нон-фикшн ДВ». На Дальнем Востоке, кстати, много пишут и о науке, особенно о науке, связанной с океанологией, океанографией и так далее. То есть здесь еще – поле непаханое».
 Напомним, что Общероссийская литературная Премия «Дальний Восток» имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве» в здании Российского Фонда культуры.
 Главная цель Премии – поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
 За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.
 Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: «Длинная проза», «Короткая проза», «Проза для детей». Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.