В Амурской области разработали уникальный сервис
для участников спецоперации и их семей
На любой вопрос теперь могут получить ответ участники специальной военной операции и их близкие с помощью уникальной платформы, которую разработали в Амурской области. На сегодня это единственная в стране площадка, на которой собрана информация о мерах поддержки участников СВО и членов их семей во всех сферах и работает обратная связь с органами власти. Министр соцзащиты населения Приамурья Наталья Киселева призвала все семьи мобилизованных и контрактников зарегистрироваться в онлайн-навигаторе «БеZ границ» и воспользоваться оказываемой регионом социальной помощью. «Навигатор региональных мер поддержки участников СВО и их семей находится на портале правительства Амурской области», — уточнила она. Как действует платформа «Без границ», рассказали ее авторы.
Единая информационная точка
Онлайн-навигатор разработало региональное министерство цифрового развития и связи, а куратором проекта выступает министерство соцзащиты.
— В Амурской области предоставляется большое количество мер поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей, — поясняет идею создания навигатора министр Наталья Киселева. — Мы получали на горячую линию много вопросов, кому положена мера поддержки и как ее получить. Минимизировать дублирующиеся обращения можно было бы, запустив современную платформу-навигатор. Направить обращение сюда можно 24 часа в сутки семь дней в неделю. Мы настроили навигатор таким образом, что на обратной связи находятся не только центры помощи семьям участников СВО в каждом муниципальном образовании, но и профильные министерства.
На какой площадке работает навигатор
Как рассказала замминистра цифрового развития и связи Анна Скок, навигатор размещен на одном из информационных ресурсов правительства Амурской области — это «Открытый регион Амурская область». Перейти на него можно с основного портала правительства Амурской области (www.amurobl.ru). Также новая платформа адаптирована под мобильную версию — навигатором удобно пользоваться с телефона.
— Это открытый портал, которым может воспользоваться любой гражданин, — поясняет Анна Скок. — Для этого нужно выбрать направление, которое вас интересует, и «кликнуть» на нужную меру. Максимально простым языком мы постарались рассказать, где можно получить поддержку, и указали контакты и адреса ответственных за это органов власти, плюс прикреплены образцы заявлений.
Так, направления навигатора посвящены решению бытовых проблем, мерам поддержки военного или его семьи в нескольких сферах — например, спорте, образовании, гуманитарной помощи, трудовых спорах, медицинской реабилитации и так далее.
Как получить обратную связь
Если участник СВО или кто-то из его близких не нашел ответ на интересующий его вопрос, он может оставить свое обращение.
Но для этого необходимо авторизоваться через «Госуслуги». Таким образом, человек получит доступ к «Личному кабинету», в котором он сможет отслеживать статус своего обращения и посмотреть комментарий специалиста, который взял в обработку его вопрос. Обращение можно написать в произвольной форме, а в случае необходимости с человеком свяжется сотрудник — если необходимо задать уточняющие вопросы, например по статусу участника СВО — мобилизованный он, контрактник или доброволец.
Если человек считает, что его проблема не решена, он может обратиться повторно. Также «Личный кабинет» есть у всех представителей муниципальных штабов помощи семьям и представителей органов власти, которые участвуют в процессе оказания мер поддержки.
При этом в минцифре региона отмечают, что навигатор по силам освоить и пожилым амурчанам — часть мер поддержки рассчитана на родителей участников СВО.
— Мы ориентировали штабы на местах, чтобы они помогли членам семей зарегистрироваться на платформе, объяснить работу навигатора. По опыту, у пенсионеров немного страхов перед «Госуслугами». Однажды зарегистрировавшись, они затем осваивают портал, — отметила Анна Скок.
Какие специалисты отвечают на вопросы
— Обратной связью занимаются 50-60 специалистов различных ведомств. Кабинет завели для представителя инспекции труда для решения спорных вопросов в этой сфере, также мы подключили представителя социального фонда (бывшего пенсионного), — отмечает Анна Скок.
Кроме того, что специалисты министерств в разных сферах готовят ответы близким участников СВО, обращаться к созданным группам профессионалов могут и сотрудники штабов в муниципалитетах.
— Можно сказать, что создание навигатора подстегнуло специалистов к самообразованию. Например, много вопросов касается статуса ребят, которые будут возвращаться с СВО. Мы знаем, что это статус ветерана боевых действий, весомая категория, и им положены определенные меры соцподдержки. Не все сотрудники штабов в районах знают о них, — отмечает Наталья Киселева.
Какие обращения поступают
Когда новая платформа начала работать, буквально за несколько дней работы было зафиксировано более 20 тысяч просмотров и более трех тысяч уникальных пользователей. Специалисты сразу же начали решать вопросы, с которыми обращались пользователи сервиса. Зачастую они касались бытовой помощи и бесплатного посещения спортивных и культурных мероприятий для членов семей участников СВО. В основном обращения поступают именно от родственников военнослужащих.
По словам Натальи Киселевой, все вопросы аккумулируются в министерстве социальной защиты, это сделано для того, чтобы максимально сократить сроки решения этих проблем.
В Приамурье создадут клуб семей мобилизованных
Как отмечают в правительстве области, проект, аналогов которому в таком виде не существует, будет развиваться — в соответствии с запросами амурчан.
— Это не статичная модель, и мы уже обговариваем с минцифры те сервисы, которые будут реализованы в навигаторе. Так, через него планируем объявлять о различных акциях. Также у нас есть большая задумка — создать клуб семей мобилизованных, чтобы родственники военнослужащих могли встречаться и общаться между собой. И запись в клуб мы тоже постараемся сделать через навигатор, — говорит Наталья Киселева.
Задача — решать проблемы семей бойцов как можно оперативнее
В навигаторе появится рубрика «Вопрос — ответ»: в ней разместят комментарии по самым популярным проблемам участников спецоперации и их близких, чтобы сэкономить и усилия специалистов, и время самих амурчан.
Сейчас на платформе можно найти контакты горячей линии Министерства обороны для решения вопросов, которые не находятся в компетенции региональных и муниципальных органов власти. Как рассказали создатели онлайн-навигатора, планируется дальше расширять перечень контактов, по которым можно получить ту или иную информацию.
Амурские власти подчеркивают, что главная задача — решать проблемы семей бойцов как можно оперативнее.
— Это площадка создана, чтобы максимально быстро дать обратную связь. По федеральному закону о письменных обращениях сроки исполнения — 30 дней, мы же ставим целью решать вопросы гораздо быстрее, — говорит Наталья Киселева. — Вопрос о получении консультации специалиста решается в течение дня. Но есть запросы длительного срока исполнения. Например, починить изгородь — здесь нужно подключаться муниципалитету.
Сейчас разрабатывается регламент, чтобы всем специалистам, которые работают с навигатором, была понятна схема и сроки выполнения, отметила министр.
Зампред попросила работать на опережение
Между тем зампред правительства Амурской области Татьяна Половайкина поручила проанализировать обращения в онлайн-навигаторе «Без границ», чтобы штабы помощи семьям участников СВО в районах работали на опережение. С помощью портала уже рассмотрено несколько десятков вопросов, на решение каждого уходит один-два дня.
— Нужно провести анализ обращений, чтобы было понятно, какие вопросы в каких районах беспокоят людей. Это поможет нам срабатывать на опережение, помогать заранее, не дожидаясь, когда сложность станет проблемой, — поставила задачу зампред правительства области Татьяна Половайкина.
По ее словам, в Амурской области будет создано региональное отделение Государственного Фонда помощи участникам СВО и их семьям. Его появление анонсировал президент во время своего послания Федеральному Собранию РФ. Фонд будет максимально задействовать электронные площадки, и в этом амурчанам поможет созданный навигатор.
Чтобы родные участников СВО могли пользоваться навигатором, на местах помогают авторизоваться на портале госуслуг. Например, в Зейском районе, по словам главы территории Илоны Сысолятиной, аккаунты уже имеют 80 % родственников военнослужащих, остальные — пенсионеры, которые предпочитают личное обращение. При этом по поручению губернатора в районах есть кураторы — за каждым закреплено от 5 до 7 семей участников СВО.
— В основном людям нужна помощь в решении бытовых вопросов, чаще всего – в доставке топлива. Транспортом нам помогают местные предприниматели, загружают и разгружают дрова мужчины – сотрудники администрации района, — поделилась подробностями о работе на местах глава района. — Активно работают волонтеры, в основном это старшеклассники. Сейчас уже поступают запросы о необходимости помощи по огороду, формируем потребность, чтобы быстро помочь всем, когда наступит сезон.
Если близкий ушел на СВО из другого региона
Сегодня участникам специальной военной операции и членам их семей в Амурской области предоставляется большое количество мер поддержки. Среди них есть как единовременные — например, выплата по 150 тысяч рублей, — так и долгосрочные. Например, освобождение от транспортного налога — эта мера начала действовать с января, и получить ее можно до конца этого года, рассказала министр соцзащиты Приамурья.
— Еще одна долговременная мера: родители участника СВО, достигшие пенсионного возраста, имеют право на оздоровительные услуги в пансионате «Приозерье». Большой блок мер соцподдержки касается образования — это и освобождение от платы за детсады, и льготы по питанию, и много других. При этом часть из них носит беззаявительный характер, но не во всех случаях, — пояснила Наталья Киселева.
Так, единовременная выплата в 150 тысяч рублей предоставлялась мобилизованным по предоставленным военкоматом спискам. В них уже содержались все сведения, в том числе банковские реквизиты для перечисления средств. В некоторых случаях понадобились уточнения — когда в счетах были допущены ошибки.
В случае выплат на детей и оплату ЖКУ требовалось заявление: например, коммунальную «поддержку» могли получить и родители участника СВО — тогда необходимы были их реквизиты. При этом документы также сверялись с предоставленными военкоматом списками. Однако сказать, что все амурчане, находящиеся на СВО, получили средства, нельзя.
— Списки нашего военкомата мы полностью отработали, но были ребята, которые уходили на спецоперацию из других регионов. С воинскими частями за пределами области мы заключали соглашения, получали списки и выплачивали деньги. Если есть те, кто не получил такую помощь, обратитесь за помощью через навигатор «БеZ границ» или в штаб по месту жительства. У нас нет даты завершения такой меры поддержки — появляются новые добровольцы, и они также имеют право на выплаты, — говорит Наталья Киселева.
На поддержку мобилизованных и их близких направили почти 700 миллионов
Из областного бюджета на три вида поддержки мобилизованным и членам их семей выделено уже 678 миллионов рублей. Эти деньги направили на компенсации на оплату ЖКУ, выплаты на детей и единовременную помощь участникам СВО в размере 150 тысяч рублей.
Работают и новые меры поддержки. Так, до конца учебного года обучающиеся в колледжах дети участников СВО будут получать ежемесячную стипендию в 2 тысячи рублей. Такой вид помощи ввели для близких мобилизованных с начала 2023 года.
Помимо этого, теперь семьи участников спецоперации могут получить с помощью онлайн-навигатора «БеZ границ» пригласительные билеты на культурно-массовые мероприятия, которые проводят областные учреждения. Также детям мобилизованных амурчан предоставляются льготы на посещение заведений дополнительного образования, а также кружков и студий, работающих на базе муниципальных культурно-досуговых учреждений. Чтобы воспользоваться такой соцподдержкой, близким участников спецоперации нужно оставить в онлайн-навигаторе заявку в разделе «Культура и спорт».
Также амурчане могут рассчитывать на другую помощь специалистов учреждений культуры. Оказание таких мер поддержки ведется адресно.
Мария Мурашко