Большая часть наших будущих первоклассников посещает дошкольные учреждения города, и успешное усвоение программы в период пребывания ребенка в детском саду к концу подготовительной группы в большинстве случаев дает возможность судить о его готовности к школьному обучению. Так что же такое «социально-психологическая готовность» ребенка к школьному обучению? Понятие «школьная зрелость» или «психологическая готовность к школьному обучению» многогранно. Традиционно выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Первый - интеллектуальный, более понятен родителям. Это определенный уровень базовых знаний окружающего мира, которые должен иметь ребенок согласно своему возрасту. Интеллектуальная зрелость предполагает определенный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти и восприятия (зрительного и слухоречевого), воображения; мышления и речи. Так что же должен уметь будущий первоклассник? Это, прежде всего, уметь концентрировать свое внимание на выполнении задания в течение 7-10 минут, даже если оно совсем ему не по душе, и не вызывает определенного интереса. Легко быстро запоминать стихи из 4-8 строк, удерживать в зрительной памяти до 6-9 объектов. Немаловажным является качество развития зрительного восприятия. Это умение выделять фигуру из общего фона: определять контуры отдельных фигур среди нескольких наложенных друг на друга изображений; отличать близкие, но тождественные фигуры, правильно соотносить форму с предметом; уметь наблюдать, замечая изменения. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть заложены основы мыслительной деятельности (образное и словесно-логическое мышление), умение создавать законченные узнаваемые образцы из конструктора, поделочных материалов, мозаики, в собственном рисунке; проводить несложные логические размышления, анализировать, сравнивать предметы и явления, делать выводы, классифицировать предметы и явления по заданному или самостоятельно выбранному признаку). Следующее важное умение, способствующее успешности обучения в школе - это достаточно развитая ручная умелость. Ребенок должен уверенно работать с ножницами и карандашом. Проведённые линии должны быть четкими и прямыми, а изображения - соответствовать форме или повторять предложенный образец. Следующий важный компонент в понятии «школьной зрелости» - это эмоциональный. Предполагается, что у старшего дошкольника уже формируется такое качество как воля, уменьшается количество импульсивных реакций: когда сделал, а потом подумал или не думал вообще, и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. Дети на 7-ом году жизни должны ориентироваться на требования взрослых, и слово «надо» уже должно перевешивать «хочу». Эмоциональная зрелость будущего школьника подразумевает способность справляться со своими отрицательными эмоциями, соответствующей должна быть самооценка, и естественно низкий фон тревожности. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына или дочери, например, за совместной игрой с взрослыми. Проявляет ли ребенок беспокойство или раздражительность? Как реагирует на критику действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции (крик, плач, обиды на более удачливых игроков) если проигрывает? Также важна и социальная зрелость будущего школьника - это третий аспект «школьной зрелости» - умение и желание общаться со сверстниками и взрослыми. Следует говорить о наличии такого свойства, если ребенок стремиться к общению с другими детьми, умеет подчинять свое поведение законам детской группы, правилам игры, имеет опыт приемлемого решения конфликтов. Дети, посещающие дошкольные учреждения обычно хорошо бывают, подготовлены в этом плане, потому как имеют достаточный социальный опыт общения и со сверстниками и педагогом. Но и здесь бывают исключения, так как ребенок многое несет из семьи, в том числе и социальную модель поведения родителей которая, к сожалению, оставляет желать лучшего. Нормально развивающийся ребенок должен понимать что со взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой, дядей или другом отца. К концу дошкольного детства ребенок уже может научиться соблюдать дистанцию в общении с другими взрослыми в частности с педагогами, даже если взрослый шутит и играет, то все равно не стоит переходить за рамки обозначенного приличия. И, конечно же, у вашего ребенка должно быть желание учиться в школе не, потому что там учился старший брат или сестра, или же похвастаться своими новенькими школьными принадлежностями, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако, можно быть уверенным в том, что ребенок достиг личностной школьной зрелости, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых., стремление получать новые знания, развивать умения и навыки, во-вторых, потребность участвовать в серьезной коллективной работе. Помимо всех вышеперечисленных свойств обязательно учитывайте здоровье ребенка. Если выявлены какие-либо хронические заболевания или слабый иммунитет, то стоит еще раз задуматься о своевременности решения отдать ребенка в школу. Если, читая эту статью, вас все время посещали мысли: «Ну, конечно, это моя дочь (или сын), и вполне справится с этим», - то, скорее всего вам стоит идти «первый раз - в первый класс». Возможно, при чтении этой информации вы скорее огорчались и недоумевали, размышляя: «Неужели есть дети, которые все это умеют?» - то, вероятно, вам и вашему ребенку лучше подождать со школьным обучением и посвятить еще год развивающим занятиям. Или же вы чувствуете, что развитие вашего ребенка существенно отклоняется от описанных нормативов, то вашему ребенку следует посетить специальные коррекционные занятия с педагогом-психологом в нашем Центре «Диалог» по адресу: улица Крупской, д. 8 (здание ГОРОНО). Информацию вы можете получить по телефону 2-21-21. Надеюсь, что в любом случае данная статья окажется полезной и поможет сориентироваться в дальнейших действиях. 12 советов родителям будущих первоклассников
  • 1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
  • 2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
  • 3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
  • 4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
  • 5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
  • 6.Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
  • 7. Хорошие манеры - зеркало семейных отношений.
  • 8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
  • 9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обычной жизни.
  • 10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
  • 11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
  • 12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
О. Нитяговская, педагог-психолог, центр психолого-педагогическойреабилитации и коррекции «Диалог»