Обучающие Центра детского творчества: Черепанов Богдан, Жукова Вероника и Астапова Диана участвовали во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество». Ребята, финалисты регионального этапа, достойно представили Амурскую область на всероссийском этапе.
В номинации «Этнография» дипломантом стала Жукова Вероника, в номинации «Культурное наследие» дипломант - Черепанов Богдан. Астапова Диана - призер главного конкурса юных краеведов России, в номинации «Школьные музеи, история образования», заняла 3 место.
Поздравляем всех участников с высокими результатами!
Публикуем исследовательскую работу Астаповой Дианы «Особенности развития школьного образования в Амурском казачьем войске во второй половине XIX-начале XX веков», руководитель Татьяна Павловна Богомазова.
В 1847 году на пост генерал-губернатора Восточной Сибири назначен Николай Николаевич Муравьев. По его инициативе было образованно Амурское казачье войско. 29 декабря 1858 года Императором Александром II подписан Указ об образовании Амурского Казачьего Войска. И первые школы (восемь станичных и одна бригадная) открылись уже в 1859 году. В июне 1860 года утверждено «Положение об Амурском Казачьем Войске», которое чётко определяло организацию войска, его функции и обязанности. Особое значение в документе уделялось структурированию образования. Ведь государственная служба казака требовала от него всестороннего развития.
Зарождение и развитие образования в Приамурье является одной из основ истории амурского казачества. Сложившиеся в конце XIX–начале XX века исторические, этнографические и экономические традиции на осваиваемой казаками-переселенцами территории накладывали отпечаток на особенности образования .
Полагаю, исследование образования в Амурском Казачьем Войске является важным направлением как в изучении истории казачества, так и истории родного края.
Данная тема актуальна. Несмотря на то, что в современной России открыты казачьи лицеи, корпуса и классы, основным направлением которых является приобщение молодёжи к патриотизму и нравственности, об особенностях казачьей службы, традициях, а тем более обучении и воспитании казаков в прошлом, мне и моим сверстникам мало известно.
Я определила цель: изучить систему образования в казачьих школах во второй половине XIX-начало XX века (период до 1917 года).
В процессе работы мы обращались к различным статьям по истории Амурского казачества. Особенно ценные для исследования вопроса образования в Амурском казачьем войске публикации А.И. Коваленко, О.Л. Олейниковой.
Согласно официальным данным, в 1859 году при сотенных дворах Амурской конной казачьей бригады были открыты 8 учебных заведений. Обучение казачат сочетало начальную общеобразовательную подготовку с военной. Девочек учили ведению домашнего хозяйства и рукоделию. жительница Албазино Вера Николаевна Андреева пояснила, что девочки стали учиться позже, с 1910 года.
Из статьи Олейниковой Оксаны Леонидовны выяснили, что в Благовещенске при бригадном управлении была основана для «приготовления малолетков» в писарские и урядничие должности бригадная школа. Также из данной статьи у нас получилось выяснить основные предметы обучения в бригадной школе: Закон Божий; Русская грамота и главные основания Грамматики; Чистописание; Арифметика до тройного правила включительно; фронтовое образование. В программу обучения обязательно входили занятия, где казачата осваивали различные ремёсла и навыки, активно используемые в казачьем быту.
Организация каждого сотенного округа должна была отстроить хотя бы одну школу. На содержание школы государство выделяло в среднем сто рублей в год, но этих денег было недостаточно. Войсковому населению предоставлялась возможность открывать поселковые школы, но за свой счёт. В 1860 году таких школ было порядка десяти.
Рассматриваемый период характерен активной переселенческой политикой в Приамурье, за счет чего численность войска практически удвоилась. Вносились изменения и в содержание обучения. Жизнь требовала введения в учебный курс агротехнических знаний.
В России телесные наказания были официально отменены в 1864 году, тем не менее, практически во всех школах войска этот метод воспитания применялся.
Из интервью с Верой Николаевной Андреевой мы узнали, что телесные наказания - порка розгами, применялись в Албазинской школе как воспитательный метод.
Директор музея Амурского казачества Савина Инна Александровна подтвердила, что в Черняевской школе система наказаний также была развита. За малейший проступок учитель мог оставить ученика без обеда. На уроках - ударить линейкой или поставить в угол. Пороли розгами за любой проступок, вплоть до потери сознания.
Несмотря на суровые школьные законы, грамотность возрастала. В 1873 году Амурскую область посетил сын императора Алексей Александрович, который выказал покровительство казакам и способствовал сбору средств на школьное строительство.
Таким образом, школ с каждым годом становилось больше, а средств для обеспечения у казачьего сословия не хватало. Ситуацию смог изменить командир казачьего полка Г.В. Винников. Он предложил передать питейную торговлю, сосредоточенную в казачьем сословии на вине, из рук частников в распоряжение статичным обществам. В 1910 году был принят соответствующий закон. За короткий срок удалось накопить до 70 тысяч рублей. Это позволило начать строительство новых школ, дать новую жизнь старым. Школы, как правило, располагались на главной улице, рядом со станичным управлением.
Из статистических отчетов мы узнали «При школе состоит квартира учителя. Классные комнаты высокие, чистые, но прохладные, зимой сидят в валенках. Рекреационных залов нет; коридор – он же прихожая и раздевальня отделяются от классной комнаты перегородкой. Везде имеются трапеции, снаряды для гимнастики. Но на каждую тысячу населения приходилось только 10 учащихся».
Большие трудности испытывали с укомплектованием учительских кадров в поселковых школах. Зачастую роль учителей выполняли казаки, не годные для военной службы, соответственно качество знаний у учеников было довольно низким.
В сотенных и бригадных школах ситуация обстояла чуть лучше. Для обучения детей приглашались грамотные писари и урядники из гражданских отделений. Туда принимали лучших учеников сотенных школ. Обучение в этой школе было очень престижно.
Для улучшения качества знаний обратили внимание на подготовку молодых учителей. Также в 1915 году всем педагогам было повышено жалованье.
Одной из самых крупных станиц на Амуре была - Кумарская.
Сохранились воспоминания: «В 1914г. станичный атаман дал согласие предоставить на два месяца школьное здание для городских ребят, прибывших из Благовещенка в станицу Кумарская под руководством Александры Степановны Токаревой. Туристов разместили в светлой комнате, где полы были выкрашены. Лето гости провели на свежем воздухе, часто бывали на Кумарском утесе». Кумарская школа ассоциируется с современным детским оздоровительным лагерем.
От Верняева Андрея, атамана Кумарского станичного округа, мы узнали, что в Кумарской школе мальчиков учили езде на лошади, фланкировке. Особое внимание уделялось упражнениям на ловкость и силу. Сейчас в Кумарском округе активно используется обучение этим навыкам.
2 августа 1897 года в АКВ прибывает вновь назначенный атаман Грибский. Понимая важность в казачьем воспитании роли семьи, он особое внимание уделяет семейному и школьному образованию казаков. Вступая на должность, он обратился к казакам: «… Пятьдесят лет тому назад наши деды и отцы при занятии дорогих нам берегов Амура являют нам примеры редкого христианского терпения, дисциплины и самоотверженности. Мы должны уберечь наших детей от распущенности нравов, должны дать им образование. Матери! На вас вся надежда, укройте детей от дурных поступков. Призываю воспитывать своих детей на началах любви к богу, уважение к старшим и доброй нравственности, дабы из них вырабатывались люди, достойные почётного казачьего звания».
В своей работе мы выяснили, что казаки, будучи классом военным и боевым, открывая школы, объединяющие общеобразовательную программу с фронтовой подготовкой, стремились обеспечить себя необходимыми кадрами для ведения внутреннего хозяйства и охраны государственных границ.
На сегодняшний день согласно закону РФ «Об общественных объединениях» в Амурской области успешно функционируют детские казачьи организации.
Примером является объединение «Казачата» при Албазинской школе, создал которую потомственный казак учитель истории Лобанов А. Ю.
В современной школе достаточно много проблем в воспитании и образовании. Возможно, традиционная система, используемая в казачьих школах, позволит обогатить современную педагогическую практику нравственными ценностями.
Казачья школа, станица Екатерино-Никольская. 1910 год
Девушки-казачки станицы Верхнеблаговещенской,
награжденные серебряными медалями «За храбрость». 1900 г.
Казачата со своим учителем на крыльце Албазинской школы. 1910 г.
Казачья школа, станица Екатерино-Никольская. 1910 год
Девушки-казачки станицы Верхнеблаговещенской,
награжденные серебряными медалями «За храбрость». 1900 г.
Казачата со своим учителем на крыльце Албазинской школы. 1910 г.