Исследовательская работа
В 2020 году в Амурском областном музее состоялось открытие этнографического центра «Бидекит» (фото справа), что в переводе с эвенкийского означает - «Наша жизнь». Клуб туристского краеведения «Истоки», где я занимаюсь, принимает непосредственное участие в мероприятиях нового центра.
На первой экскурсии (фото слева) обратили внимание на оформление зала этноцентра. В центре композиции изображена Энекан Буга, по эвенкийским представлениям - хозяйка Вселенной и рода человеческого.
Понятие «буга» в эвенкийской культуре многозначно - это и мир в целом, вселенная, и источник жизни, в первую очередь - земля. Эвенки делят вселенную на три яруса. Поясню: Угу буга (Верхний мир, мир духов-создателей и ещё не рождённых душ людей и животных), Дулинбуга (Средняя земля, где живём мы с вами), Харгибуга (Нижняя земля, мир злых духов и умерших предков). Я обратила внимание, что хозяйка всех трёх миров Энекан Буга изображена в женском образе.
Особой роли женщин в эвенкийском сообществе касались в своих трудах Г.М. Василевич, А. Анисимов, Варламов, А.И. Мазин, которые были опубликованы во второй половине ХХ в.
У эвенков женские образы в фольклоре присутствуют во всех жанрах: поговорках, сказках, легендах, сказаниях и др. В мифах в образе женщин представлены все космогонические объекты: солнце, месяц, земля, река.
Являясь непосредственными участниками проекта «Бидекит», мы погрузились в изучение женской темы, которая чётко просматривается в эвенкийском фольклоре. Полагаю, только изучая, сохраняя и приумножая наследие эвенкийского народа, возможно донести его до следующих поколений.
В своей работе я использовала материалы Амурского областного краеведческого музея, консультации непосредственных носителей эвенкийской культуры, публикации из интернета, материалы областной детской библиотеки, свои собственные мысли и рассуждения.
В представлениях эвенков духу – хозяйке вселенной в женском обличье - отводится очень большое значение. Женские образы в их фольклоре разнообразны, многоплановы и актуальны. Это и Мать – Прародительница, и дух-охранитель, и божество, приносящее удачу охотнику.
Наиболее распространенным образом у всех групп эвенков является образ Энекан Буга – Небесной Старушки, он встречается в мифах, эпосе и обрядовом фольклоре и даже в современных сказках эвенков. Анатолий Иванович Мазин, со слов информаторов, зафиксировал следующее описание образа: «на третьем ярусе верхнего мира, или первом от земли, живет Энекан Буга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры). Волосы зачесаны назад (возможно на голове капюшон). В левой руке она держит чемпули, (мешочек) полный шерстинок – душ разных животных, в правой – шерстинку, чтобы подарить ее кому-нибудь из людей».
В ее власти олени, их приплод, животные и охотничий промысел. Если она благоволит человеку, семье, роду, то рост оленьего стада и удачная охота обеспечены, а если нет, то добра не жди.
Луна (бега) по представлению эвенков - это зеркало Энекан Буга. В дни полной луны, в ясную погоду на луне можно рассмотреть темные пятна. Эвенки говорят, что это отражение Энекан Буга, которая смотрится в зеркало. Этот облик – ориентир для шамана, когда он «летит» к ней со своими просьбами. Кстати, нередко шаманами становились женщины.
Стоит отметить, что солнце также представлялось в образе женщины и называли его Энекан Сигун (Бабушка Солнце). От солнца зависела смена времен года, дня и ночи. Считалось, что зимой оно сидит в своём чуме и копит тепло, а весной выпускает его на волю, поэтому начинает таять снег, вскрываются реки, наступают теплые дни.
Смена дня и ночи интересно объясняется в легенде о богатыре Мани, в которой он отобрал солнце и вернул его людям, все участники космической охоты превратились в звезды. С тех пор происходит смена дня и ночи, и космическая охота повторяется. Каждый вечер лоси выкрадывают солнце, в свою очередь, Мани гонится за ними и к утру возвращает людям.
Наиболее почитаемая помощница Энекан Буга в Среднем мире — Энекан Того (Бабушка Огонь), за плечами у которой мешочек с углями.
Наличие огня в чуме считалось залогом выживания. Костёр был строго по центру как символ жилища и семейства. Летом в чуме располагали дымокур, а пищу готовили на костре около чума.
Следует отметить, что огонь считался главной семейной святыней, поэтому с ним связано много интересных традиций. В основном за поддержанием костра следили женщины, пока мужья и отцы семейств уходили в тайгу. Огонь считался живым существом с чувствительной и тонкой душой, поэтому угасание костра сравнивалось с предвестником трагических событий. Бабушку Огонь задабривали, на угли клали лучшие куски мяса. Невеста приобщалась к роду мужа после того, как «угощала» огонь жиром.
Эвенки часто обращались к огню с мелкими просьбами: послать зверя, благополучие и здоровье семье, здоровье оленьему стаду и т. д.
У эвенков сложилось доброжелательное отношение к огню, появились всевозможные запреты: не бросай в огонь острые предметы, наколется дух — хозяйка огня; не клади нож острием к огню, поранишь бабушку — обидится; не бросай в огонь свежий тальник, будет щипать бабушке глаза — обидится.
Энекан Того является самым близким для человека духом, т.к. живет в каждом жилище. Через огонь можно обратиться к любому духу и божеству. Обряд Имты – очищение огнём - самый распространенный из эвенкийских обрядов. Он проводится на каждом большом празднике или собрании эвенков.
Крупный российский исследователь культуры эвенков Глафира Макаровна Василевич писала об отношении эвенков к огню: «Значение огня у эвенков проходит красной нитью через всю их жизнь. Огонь охраняет от злых духов. Автор была свидетельницей, когда охотник, собравшийся на промысел, услышав потрескивание, (это плохая примета) в этот день на охоту не пошел. Шипение огня означает хорошее предзнаменование для охотника, говорят: «бабушка шикнула, много зверя добудем». Последнее замечание эвенкийского охотника свидетельствует, что эвенки представляли духа огня женщиной.
Итак, эвенки Приамурья считают, Энекан Буга или просто Буга обитает в верхнем ярусе Верхнего мира и следит за жизнью на земле, периодически посещая ее, появляясь в особенных сакральных местах, чаще всего, в местах с наскальными писаницами.
В Амурской области на сегодняшний день открыто более двадцати писаниц. Чтобы разобраться в древнем творчестве эвенков, мы связались с Денисом Павловичем Волковым, директором Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области. Он рассказал: «Эвенки поклоняются наскальным рисункам, чтобы задобрить Энекан Буга и ее помощников, оставляют там жертвоприношения: повязывают на деревья ленточки, кладут патроны, монеты, детские игрушки». Специалисты Центра под руководством Дениса Павловича презентовали уникальный для России VR-проект «Амурские писаницы». И мы погрузились в мир древней наскальной живописи, рассмотрели «Средненюкжинскую писаницу».
В самой верхней части изображен верхний мир и прибывающие там главнейшие небесные светила - солнце (Бабушка-солнце), Луна, звезды и шаманская звезда Чалбон (Венера), также с женскими чертами лица.
До нашего времени дошли эвенкийские произведения различных фольклорных жанров, в том числе и мифы, которые получили свое дальнейшее развитие в сюжетах героических сказаний.
Образ женщины в эвенкийских героических сказаниях представлен как образ идеала женщины-эвенкийки, где она предстает нам как красавица, основательница рода и семьи, хозяйка дома-жилища, основа семьи и помощница, наставница и советчица мужа, брата, богатыря. Именно вокруг них выстроена сюжетная линия всего произведения.
Женщины из сказаний обладают магическими способностями, например: может превратиться в белую птицу, поместиться в кармане брата, может оживлять умерших.
Исследователи находят свидетельства того времени, когда материнский род имел основополагающее значение. В героическом сказании «Шестипрядевые косы» имеющая шесть кос Нюнгурмок – девочка-сиротка стала матерью первым эвенкийским богатырям, обучила их всему. В другом сказании говорится, что женщина первая приручила оленя, который стал основой всей жизни амурских кочевников.
Эвенки чтили опыт своих предков, передавая от старших к младшим.
Наиболее распространенный жанр эвенкийского фольклора - сказки. В сказках четко просматривается «женская тема», звучащая даже в названиях: «Две девушки - Дюр ахи», «Две сестры - Дюрнэкунэн», «Три девушки - Иланахаткан».
Герои эвенкийских сказок отличаются мужеством, смелостью, готовностью прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.
Заканчивается сказка такими словами: «Старые эвенки говорят: «Только от материнского молока дети сильными и здоровыми вырастают». Старые эвенки говорят: «Доставляй другим добро, и оно вернется к тебе. Ведь мир держится на добре».
К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, наставления, загадки, которые частично рассмотрели в главе, посвященной Энекан Того (Бабушке Огонь).
Старая эвенкийская пословица гласит – «Женщина растит человека». Эту же пословицу употребляют, когда хотят сослаться на приоритет женщины, жены в семье. Аналогичны предыдущей эвенкийские пословицы: «Муж без жены - сирота», «Жену потеряешь - потухнет огонь», «Земля – наша мать - всех накормит и напоит», Загадка - Кто всех лучше? (мать).
Загадки о природе также включают особое отношение к женскому роду: «Бабушка идёт, поёт, никогда не отдыхает (река), Бабушка плача идёт (туча), Старуха вскочила, к небу убежала (туман), По утрам девочки плачут, солнце их слёзы вытирает (роса)».
Таким образом, в результате проведенного исследования мы убедились, что образ женщины является центральной фигурой эвенкийского фольклора и интересным объектом исследования.
Вероника Жукова, обучающаяся клуба «Истоки»,
руководитель Т.П. Богомазова, педагог дополнительного образования ЦДТ г. Шимановска