Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области в рамках осуществления полномочий по профилактике и противодействию деятельности зарегистрированных общественных объединений, религиозных и некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм, направленной на распространение экстремизма, финансирование терроризма, информирует о следующем.
 Федеральной службой по финансовому мониторингу на основе стандартов и документов по лучшей практике разработаны Рекомендации для некоммерческого сектора в сфере противодействия финансированию терроризма, направленные на повышение осведомленности среди представителей некоммерческих организаций в целях минимизации риска их вовлечения в террористическую деятельность. Полный текст указанных Рекомендаций размещен на сайте Росфинмониторинга по ссылке: http://www.fedsfm.ru/documents-nko.
 В частности, некоммерческим организациям рекомендуется предпринимать следующие меры по противодействию угрозе использования их в целях финансирования терроризма:
 1. Анализ риска и меры по его нейтрализации.
 Исходя из конкретных условий работы НКО и характера их деятельности, необходимо регулярное проведение внутренней оценки рисков в целях их своевременного выявления и устранения. Одним из способов минимизации риска злоупотребления некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма является организация надлежащего управления и финансового менеджмента, позволяющего учитывать и контролировать расходы некоммерческих организаций в соответствии с заявленными целями и задачами.
 Важным элементом также является проверка лиц и организаций (в т.ч. по международным и национальным перечням террористов), от которых некоммерческие  получают средства и пожертвования, а также тех, кому эти средства в дальнейшем предоставляются в качестве благотворительности.  Некоммерческим организациям рекомендуется проводить проверку своих партнеров на официальном сайте Росфинмониторинга с целью подтверждения идентификации, полномочий и положительной  репутации своих контрагентов. Конечной целью таких мер является предотвращение использования благотворительных средств для финансирования и поддержки террористов и террористических организаций.
 Указанные меры заключаются в достаточной информированности о лицах и организациях, с которыми НКО сотрудничает и осведомленности относительно того, что партнерские НКО не используют благотворительные средства для поддержки субъектов террористической деятельности.   Нейтрализации риска финансирования терроризма также способствует постоянный контроль со стороны некоммерческих организаций за ходом реализации программ и проектов, в том числе с целью удостовериться, что средства направляются в адрес запланированного бенефициара.
 2. Надлежащее внутреннее управление некоммерческой организацией.
 Результаты проведенных исследований показывают, что в большинстве случаев использование террористами сектора НКО явилось следствием отсутствия должного внутреннего управления в организации и внешнего надзора и контроля. Надлежащее внутреннее управление структурируется по четырем основным направлениям:
а) организационная целостность
 НКО учреждаются и действуют в соответствии с законодательством и руководящими документами, в которых указываются цели, структура, порядок отчетности и другие требующиеся параметры. Руководство НКО, действуя в интересах организации, обеспечивают надлежащую кадровую политику и финансовый контроль, а также постоянный мониторинг текущей деятельности организации.
б) взаимодействие с партнерами
 При выстраивании отношений с партнерами, перед вступлением в деловой контакт НКО осуществляет меры по проверке лиц и организаций, от которых НКО получают средства и пожертвования, а также тех, кому эти средства в дальнейшем предоставляются в качестве благотворительности. В ходе данной работы внимание обращается на репутацию доноров и получателей помощи, при этом используется общественно доступная информация, включая международные списки террористов (СБ ООН) и национальные перечни. Полезным является заключение с партнерами письменных соглашений, что позволяет зафиксировать задачи и ответственность сторон, подробно указать цели расходования средств, процедуры регулярной отчетности, аудита и контроля на месте.
в) финансовая прозрачность и отчетность
 НКО следует вести подробную финансовую отчетность по приходу и расходу, осуществляемым финансовым транзакциям, позволяющую проследить весь путь перемещения средств от донора до бенефициара. При сборе и привлечении средств публичной должна становиться информация: о целях программы/проекта, о ходе реализации и осуществленных программах. НКО следует интересоваться происхождением предоставляемых им средств и устанавливать критерии решения вопроса о возможности или невозможности принять средства или пожертвования.
 Важную роль в обеспечении надлежащего контроля за привлечением и расходованием НКО средств и пожертвований отводится независимому аудиту, который является надежным способом убедиться в том, что финансовая отчетность организации адекватно отражает финансовое состояние, и средства не используются на цели финансирования терроризма. В стандартах и исследованиях подчеркивается, что лучшей практикой для некоммерческих организаций является наличие открытых банковских счетов, сбор и хранение денежных средств на этих счетах и использование официальной финансовой системы для осуществления денежных переводов, в том числе переводов за рубеж.
г) разработка и мониторинг программ и проектов
 НКО необходимо устанавливать правила внутреннего контроля и мониторинга для обеспечения целевого использования привлекаемых средств:
- четко определять цели и объем предполагаемой благотворительной деятельности, группу бенефициаров;
- анализировать возникающие в этой связи возможные риски финансирования терроризма и меры по их нейтрализации;
- по каждому проекту составлять развернутый бюджет, вести подробную отчетность и мониторинг движения средств, материалов и оборудования.
 Финансовые операции в целях обеспечения транспарентности и снижения риска финансирования терроризма по возможности следует осуществлять через банковский сектор. Мониторинг должен включать контроль фактического получения помощи реальными бенефициарами. НКО должны быть способны отчитаться по расходуемым средствам и предоставляемым услугам.
 Более подробные рекомендации для некоммерческого сектора в сфере противодействия финансированию терроризма размещены на официальном сайте Управления в разделе Деятельность – НКО – Контроль за деятельностью некоммерческих организаций по ссылке: https://to28.minjust.ru/ru/node/362046.