Новый мост через Зею начнут строить в этом году
 Строительство нового моста через Зею в Благовещенске стартует не в будущем, а уже в этом году. Во время видеосовещания российского президента с губернаторами, которое состоялось поздно вечером 27 апреля, глава Амурской области рассказал о чрезвычайной ситуации со старым мостом — разрушение опорной плиты, ограничение движения грузовиков и пассажирских автобусов и километровые пробки на въезде в амурскую столицу. Василий Орлов попросил Владимира Путина выделить 5 миллиардов рублей на возведение нового перехода в этом году. «Надо как можно быстрее начать строительство нового моста», — согласился президент и поручил Минфину России направить средства Приамурью.
 Главной темой селектора, соединившим Кремль с регионами, была ситуация с лесными пожарами и паводками. Главы субъектов докладывали о подготовке сил и средств и возникающих проблемах. Амурский губернатор отчитался по оперативной обстановке, озвучил нерешенные вопросы, связанные отсутствием средств на восстановление дорог и выплат людям, пострадавшим от прошлогоднего паводка. И поднял перед президентом проблему, которая внезапно возникла в регионе всего за сутки до селектора.
 — Владимир Владимирович, вопрос новый, и я считаю важным на ваш уровень его поднять. У нас вчера в Благовещенске случилось чрезвычайное происшествие — на единственном мосту, который связывает город с левобережьем через реку Зею, просела плита. Мост 80-х годов постройки и работает давно уже с превышением нагрузки: вместо проектных 2 500 автомобилей в сутки — больше 10 тысяч. Мы видим точно, что до капитального ремонта он больше не сможет принимать большегрузный транспорт, мы его будем запускать через город Свободный — это крюк в 300 километров, — объяснил Василий Орлов. — Мы приостановили пассажирское сообщение. Рассматриваем разные варианты, вплоть до того, чтобы на судах на воздушной подушке людей возить через реку Зею. Вы Зею представляете? Это широченная река с тяжелым течением, сейчас там идет ледоход, и это, конечно, огромные риски. Поэтому пока движение легкового транспорта организовано по одной полосе. В лучшем случае восстановление этого моста продлится до первого июля. Сложно даже прогнозировать.
 Губернатор подчеркнул — Минтранс России поддержал проект строительства второго моста через реку Зею примерно в километре от существующего. Стоимость объекта — 19,8 миллиарда рублей, проектная документация  с госэкспертизой уже готовы.
 — Более того, мы отыграли конкурс, и есть победитель конкурса — это компания «СК Мост», которая недавно завершила строительство мостового перехода через реку Амур в Китай.   Более того, этот новый мост профинансирован в федеральном бюджете на общую сумму 9 миллиардов рублей: по 4,7 миллиарда в 2021 и 2022 годах. В этом году мы уже выделили из областного бюджета 660 миллионов рублей, что нам позволило заблаговременно провести торги. Владимир Владимирович, для нас очень важно, чтобы лимиты, которые стоят в федеральном бюджете на 2021—2022 годы, были смещены на 2020 год, — обратился к президенту губернатор. — Это позволит как минимум на год сократить сроки строительства очень необходимого для нас моста.
 — Сколько сможете освоить в этом году? — поинтересовался президент.
— 5 миллиардов рублей подрядчик готов освоить, — сообщил Орлов.
— 5 миллиардов дополнительно? — уточнил глава государства.
— Так точно, — заверил Василий Орлов.
 На помощь главе Приамурья пришел зампред Правительства России Марат Хуснуллин, курирующий вопросы строительства в стране.
 — Мы этот вопрос изучили. Нормативный срок строительства данного моста — 42 месяца. Считаем, что можно построить до 30 месяцев — при наличии финансирования, но для этого нужна очень организованная работа с заказчиком — министерством транспорта Амурской области — и строителей. Подрядчик, достаточно профессиональный, подтверждает, что он готов освоить от четырех до пяти миллиардов при наличии авансов.  Если будет поручение президента нам вместе с правительством, с Амурской областью совместно составить план действий не позднее первого мая, определить источники, механизмы передвижки средств, составить четкий план-график работ, который жестко всем выполнять, с задачей готовы справиться.
 Владимир Путин поинтересовался, сколько времени нужно на ремонт старого моста.
 — Все зависит от того, что скажут проектировщики. Скорее всего, придется делать металлическую скобу для удержания. Я думаю, что день-два, и администрация вместе с проектировщиками определятся. Мы вместе с ними будем держать ситуацию на контроле, также до 1 мая все проектные решения выработаем, чтобы четко понимать, как мы можем рассчитывать на этот мост, в каком объеме, — рассказал Хуснуллин.
 — Хорошо. Надо отремонтировать, и как можно быстрее, и начать строительство нового моста, — озвучил президент и обратился к министру финансов России. — Антон Германович, надо будет передвинуть это финансирование влево на тот объем, который, сейчас коллеги говорят, можно освоить в текущем году и следующем.
 — Мы с регионом отработаем вопрос. Решим, — пообещал глава Минфина РФ. 
 Минтранс разработал временную схему движения автобусов
 На период ремонтных работ на мосту минтранс Приамурья проработал несколько схем альтернативного движения общественного междугороднего транспорта.
 —  Мы планировали пассажиров доставлять через реку Зею на судах на воздушной подушке, но сегодня перевозчики пересмотрели свои возможности. В итоге вопрос решился таким образом: шесть маршрутов, имеющих транспорт до 3,5 тонны,  будут проходить по мосту. Семь маршрутов будут выполнять рейсы по стыковочной схеме, то есть по мосту на автотранспорте до 3,5 тонны, а от моста — на рейсовых автобусах.
 И часть автобусных перевозок пойдет через свободненское направление, — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства области Александр Зеленин.
 Из 30 межмуниципальных маршрутов, которые проходили через мост, организовано движение по 15. Транспортные средства до 3,5 тонны будут выполнять рейсы по шести направлениям в Тамбовский район, Белогорск, Новокиевский Увал. По стыковочной схеме — по семи маршрутам в Белогорск, Райчихинск, Константиновский, Серышевский, Архаринский и Бурейский районы. Изменена схема движения транзитом через Свободный — два маршрута поедут в Шимановск и Зею через город президентского внимания.
 Василий Орлов, губернатор Амурской области:
—  Все конкурсные процедуры у нас завершены, выбран подрядчик —  СК «Мост». Мы знаем, что это надежная компания, которая с успехом реализовала такой важный проект, как строительство мостового перехода через Амур. Мост через Зею будет построен по такой же технологии. То, что работы начнутся в этом году, — это хорошая новость. Значит, новый мост появится раньше — в конце 2022, начале 2023 года.

Елена Андреева, «Амурская правда»