Больше 6 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц прекратили свою работу в Приамурье за коронавирусный 2020 год. Но при этом начали работу около 4 тысяч новых. Сильнее всего пострадали сферы общепита и туризма. Причем туристическая отрасль все еще находится в глубоком кризисе. Как амурский бизнес пережил год пандемии и какие теперь перспективы у предпринимательского сообщества, рассказали на пресс-конференции.
Потери года
Последние пять лет количество субъектов малого и среднего бизнеса постоянно сокращается. Причем, как рассказал амурский уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Белобородов, печальная тенденция наблюдается не только в Приамурье, но и по всей стране.
— Если в 2016 году у нас было 15 700 юрлиц, то в конце 2020 — 13 400. То есть почти на 2,5 тысячи стало меньше. Индивидуальных предпринимателей в 2016 году было 19 877, а в конце 2020 — 17,5 тысячи. Тоже достаточно серьезное снижение, — пояснил он.
В условиях пандемии этот процесс только ускорился. По словам бизнес-омбудсмена, за 2020 год снижение составило около 6,8 % — предпринимательское сообщество сократилось на две с лишним тысячи предприятий и ИП. При этом на самом деле свое дело закрыли больше 6 тысяч бизнесменов: 1 348 юридических лиц и 4 962 индивидуальных предпринимателя. Статистику немного спасает то, что за это же время появилось почти 4 тысячи новых предприятий: открыто 941 юрлицо и 3 тысячи ИП.
И, как показал анонимный опрос предпринимателей, у 77 % оставшихся на плаву бизнесменов в прошлом году уменьшилась выручка.
— За 2020 год у нас больше всего пострадала туристическая отрасль, которая до сих пор не восстановилась, потому что почти 8 месяцев не работали ни выездной, ни въездной туризм. На втором месте — сфера общественного питания. Здесь ситуация чуть лучше. Общепит до конца 2020 года испытывал серьезные ограничения. Сегодня почти все они сняты, за исключением ограничения по заполняемости залов. Также сильно пострадали такие отрасли как развлечение, дополнительное образование и так далее.
Удар нанесен и по бизнесу, завязанному на международном сотрудничестве. Как отметил Борис Белобородов, статистики по этим предприятиям сейчас нет. Но выводы можно делать уже на основании того, что весь прошлый год обмен грузами между Амурской областью и Китаем шел с ограничениями, а когда пандемия дошла до пика — были полностью перекрыты все каналы. «По железной дороге последние грузы были отправлены 13 декабря. С тех пор нет нормального грузового движения, — добавил он. — Но появилась информация, что китайские пункты пропуска готовы работать, необходимо только волевое решение со стороны органов власти».
ИП ушли в самозанятые
Частично сокращение количества индивидуальных предпринимателей специалисты связывают еще и с введением с 1 июля новой системы уплаты налога на профессиональный доход. Если в начале 2020 года в регионе было зарегистрировано 415 самозанятых, то к концу года их число увеличилось в девять раз — до 3 900 человек.
— Есть мнение, что часть ИП перешли в самозанятых. И, наверное, это действительно так, потому что специальный налоговый режим самозанятых оставляет много возможностей для упрощения предпринимательской деятельности, — прокомментировал бизнес-омбудсмен. — Например, не ведется отчетность, не ведется бумажная переписка с банками и налоговыми органами, все делается в режиме онлайн в мобильном приложении. И самое удобное, что налоги тоже автоматически высчитываются налоговой службой и перечисляются в бюджет. При этом налоговая нагрузка гораздо меньше. И нет необходимости в наемных работниках, которые осуществляют бухгалтерское сопровождение.
Грядет рост цен на мясо
При этом одна из главных сфер Амурской области — сельское хозяйство — от коронавируса пострадала не так сильно, как другие направления. По словам председателя Совета по развитию малого и среднего бизнеса при правительстве Амурской области Дмитрия Ядыкина, сама пандемия и введенные из-за нее ограничения почти не влияли на работу растениеводов, а животноводов затронули косвенно. Так, из-за закрытия кафе и гостиниц переработчики лишились клиентов, которым отгружали свою продукцию.
— Но проблема эта затронула весь мир и отразилась на жизненно важных поставках для птицеводства и животноводства: были нарушены логистические потоки доставки витаминов, аминокислот, производство которых в основном находится в Европе и Китае. И дефицит соответственно вызвал бурный рост их стоимости. Некоторые витамины по сравнению с февралем 2020 года выросли в цене почти на 100%, — рассказал Дмитрий Ядыкин.
Кроме того, по животноводам ударила высокая стоимость сои и зерновых — это привело к серьезному росту цен на комбикорма.
— Для примера: соевый шрот, который производится в Амурской области, в феврале 2020 года стоил 30 тысяч рублей за тонну, сегодня — 49 тысяч рублей. Рост почти 68 %. И на фоне колеблющегося спроса в связи с ограничениями из-за пандемии рост себестоимости привел к тому, что большая часть рентабельных мясных предприятий сошли как минимум к нулевой рентабельности, — объяснил специалист.
По его словам, в прошлом году животноводам и переработчикам удавалось сдерживать цены на мясо и птицу. «Но после Нового года птицеводческие и животноводческие фабрики исчерпали свои резервы. И в ближайшее время нас ждет резкий скачек цен на мясо», — озвучил прогноз глава Совета по развитию малого и среднего бизнеса.
Власти пытаются поддержать бизнес
В прошлом году, чтобы помочь пострадавшему бизнесу, правительство РФ и власти Амурской области ввели ряд мер поддержки.
В том числе снизили ставки налогов. Эти меры будут действовать до 31 декабря 2023 года, рассказала представитель Агентства стратегических инициатив и налоговый консультант Татьяна Максимова.
— По упрощенной системе налогообложения установлена нулевая ставка для тех, кто впервые зарегистрировал бизнес. Она действует в течение 2-х лет с момента регистрации для 17 видов предпринимательской деятельности, — отметила специалист. — Ставка в 1 % установлена для системы, когда объектом налогообложения являются доходы. Под нее попадают сейчас общепит, гостиничный, туристический бизнес и другие. Ставку в 3 % могут применять грузоперевозки и розничная торговля вне стационарных магазинов. Правительство области понимает, что всем сейчас тяжело. И главное не дать загубить бизнес, помочь ему продержаться это время.
Кроме того, как отметил Борис Белобородов, на 2021 год продлен мораторий на проведение плановых проверок предпринимателей. Он был введен с марта 2020 года.
— И недавно принято постановление правительства РФ о том, что для пострадавших отраслей будет предложена мера поддержки подобная той, которая действовала в 2020 году. Тогда бизнесу было предложено льготное кредитование на возобновление деятельности под очень хорошую ставку — 2 %. Это было сделано для того, чтобы сохранились рабочие места. На 2021 год предложена ставка 3 %, и первые полгода можно не возвращать основное тело кредита, — добавил бизнес-омбудсмен.
Что будет с бизнесом
Как показал анонимный опрос, около трети предпринимателей, переживших пандемию, думают о том, чтобы закрыть бизнес, если ситуация и дальше не изменится к лучшему. По словам Бориса Белоборода, та же туристическая отрасль не восстановится, пока не будут возобновлены международные поездки.
— Если прямо сейчас снимут все ограничения, то к лету, возможно, бизнес встанет на ноги. Если ограничения останутся в том или ином виде, и тем более если будут введены новые, то в 2021 году, скорее всего, бизнес не восстановится, — отметил Борис Белобородов.
Как подчеркнул глава совета по развитию предпринимательства Дмитрий Ядыкин, сейчас предпринимателям, если они хотят остаться на плаву, придется подстраиваться под изменившийся мир.
— Нужно понимать, что мир уже не будет прежним. И части предпринимательского сообщества надо задуматься либо о смене деятельности, либо о смене форматов работы. Недавно казалось, что доставка еды на дом — это не для нашего региона, это где-то там, в Москве. Сегодня почти каждый ресторан заточен на доставку на дом. Также и с торговлей. Молодое поколение давно уходит в онлайн, все покупается через интернет. Так, как было раньше, уже не будет. Нужно меняться, — подчеркнул он.
Мнение
Дмитрий Ядыкин, председатель Совета по развитию малого и среднего бизнеса при правительстве Амурской области:
— Если у кого-то есть иллюзия, что пандемия заканчивается и коронавирус куда-то исчез, то, к сожалению, это не так. Сегодня в Европе и Америке идут новые волны заболевания, начинаются новые ограничения. И не хотелось бы, чтобы мы вернулись в май 2020 года. Поэтому те требования, которые касаются ношения масок, дезинфекции, должны соблюдаться дальше. И вакцинация — это, конечно, добровольное дело, но, пожалуйста, задумайтесь о ней. Мне кажется, это единственный путь, который позволит быстро решить возникшие проблемы, защитить себя и свою семью.
Елена Васильева