«Корабли Амура. История и современность»

В освоении Россией Дальнего Востока, начавшегося в XVII веке, важнейшее значение имела река Амур, главная и до 1916-1917 годов почти единственная транспортная коммуникация, связывающая между собой все города, казачьи и крестьянские поселения Приамурского края.

Какие суда использовались в те далёкие времена? Как их называли? Как они влияли на развитие Амурского края? Этими вопросами я заинтересовалась и  в год 160-летия Амурской области определила тему исследования: «Корабли Амура. История и современность». В исследовании я использовала информацию из фондов музеев: села Албазино, городов Благовещенск, Хабаровск и Николаевск-на-Амуре, а также областного архива.

На протяжении последней тысячи лет на территории будущей России происходили сложные насыщенные войнами события по завоеванию и присоединению новых земель, поисков выхода в Европу и к Тихому океану.

В этом процессе был только один уникальный случай мирного присоединения к России огромной территории Дальнего Востока. Это событие связано с двумя именами: капитана Геннадия Невельского и губернатора Сибирского края Николая Николаевича Муравьёва (будущего графа Муравьёва-Амурского).

В конце августа 1849 г. корабль «Байкал» под командой капитана-лейтенанта Невельского прибыл из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский. Невельской провел исследования части острова Сахалин, устья реки Амур и доказал доступность Амура для морских судов.

Судьбу великой дальневосточной реки решили два Николая, встретившись на другом конце континента 22 апреля 1853 года. Русский царь Николай 1 и Николай Муравьёв, генерал-губернатор Восточной Сибири, обсуждали будущее Амура в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, разглядывая только что составленные первые карты дальневосточных земель.

Предлагая царю совершить пробное плавание по всему Амуру, от истоков до устья, Николай Муравьёв ждал гонца из Забайкалья. Там, в пяти тысячах вёрст к востоку от Петербурга, у казачьей станицы Сретенской на берегу одного из амурских истоков — реки Шилки — шло строительство первого на Дальнем Востоке парохода.

Муравьёв понимал, что первый пароход, прошедший воды Амура от истоков до устья, навсегда решит судьбу великой реки и её берегов.

Первый русский пароход получил имя «Аргунь».

Ценную информацию об истории этого парохода мы получили от Чепелева Владимира Романовича - историка, увлечённого морской тематикой. По счастливой случайности он обнаружил картину с изображением «Аргуни». Благодаря этой находке удалось воссоздать уменьшенную копию легендарного парохода, макеты которого в настоящее время есть в музеях  Хабаровска и Благовещенска.

Пароход «Аргунь» был колёсным. Корпус его был железным, а дерево применялось только для палубного настила, мачт и реев. Длина - 26 метров. Так как пароходу предстояло плыть по мелким истокам и притокам Амура, то его днище соорудили почти плоским.

 Капитаном «Аргуни» стал 28-летний Александр Степанович Сгибнев, потомственный военный моряк. С лета 1851 года он занимался исследованием русла реки Шилки «с целью учреждения на ней судоходства», а затем строил деревянные баржи и гребные суда, который должны были пойти по Амуру вслед за первым пароходом.

18 мая 1854 года прошёл первый сплав по Амуру, который возглавил генерал-губернатор Муравьёв для защиты Дальнего Востока от англо-французской агрессии во время Крымской войны. Караван, гружёный оружием, солдатами, казаками, продовольствием, лошадьми, во главе с пароходом «Аргунь», состоял из шести лодок, четырёх вельботов, восемнадцати баркасов, тринадцати барж и двадцати девяти плотов. Караван растянулся на много вёрст по Шилке.

Через четыре дня плавания по Шилке караван подошёл к её слиянию с рекой Аргунь. Отсюда начинался сам Амур, по которому русские люди не плавали более полутора веков. Генерал-губернатор зачерпнул в стакан амурской воды и поздравил всех с открытием плавания по реке.

Первый сплав продолжался 30 дней, а последующие три сплава были с переселенцами и казаками.

После подписания Айгуньского договора, по которому была установлена граница на реке Амур и Амурская область вошла в состав Российского государства, в наши края из центра потянулись предприниматели.

Они-то и решили, что в таком месте, богатом лесом и золотом, нужно строить свой флот.

В 2016 году, работая по теме в областном архиве с подлинными документами, я изучала, какие суда ходили по Амуру в то далёкое время, как они назывались и кто были их капитанами, а также какую роль эти суда играли в развитии Приамурья. В результате я выяснила интересный факт, что многие корабли называли именами известных в России людей. Например, «Цесаревич», «Граф Путятин», «Граф Амурский», «Василий Алексеев».

В годы заселения Приамурья становилось все более очевидным, что на Амуре необходимо иметь собственное речное транспортное предприятие. Прародителем такового стала в 1858 г. «Амурская компания».

Наиболее крупным частным судовладельцем был торговый дом преуспевающего купца Алексеева с сыновьями. Он владел мощными буксирами: «Амгунь», «Гавриил Скобелев», «Генерал Линевич» и несколькими пассажирскими судами: «Атаман», «Бородино», «Иртыш» и «Василий Алексеев».

Товариществом, развивавшим судоходство на Амуре, стало «Товарищество Бенардаки и К». Позднее товарищество переименовывают в «Товарищество Амурского пароходства», а затем в «Амурское общество пароходства и торговли». В это время продолжают активно строиться новые суда.

В числе построенных судов наиболее крупными и мощными были буксирно-пассажирские пароходы «Цесаревич», «Сергей Духовской», «Барон Корф», «Владимир Мономах», «Граф Игнатьев», «Граф Путятин» и другие.

О каждом пароходе можно рассказать отдельную историю. Взять хотя бы «Колумб», который построили в 1912 году на Благовещенской верфи. Корпус судна был деревянным. «Колумб» курсировал между Благовещенском и Хабаровском.

Самый легендарный его рейс был совершен в 1932 году. Вместе с пароходом «Коминтерн», который уже был железным, они везли первых комсомольцев для постройки города Комсомольска-на-Амуре. Это был действительно героический переход, потому как в весеннюю навигацию, когда еще стоял лед, для деревянного судна это было практически невозможно. В 1952 году из-за ветхости он был разобран, но это достаточно долгая судьба для деревянного парохода.

Стратегическое значение Амура как важнейшей военно-транспортной коммуникации Российской империи на Дальнем Востоке определилось сразу же после образования Приамурского края.

На Амуре имели место столкновения с вооруженными китайскими парусными джонками, а также обстрелы китайцами российских пароходов в районе Благовещенска.

Во время Русско-японской войны на Амуре были зафрахтованы, мобилизованы и частично вооружены Военным и Морским ведомствами коммерческие пароходы под госпитали и пограничную охрану.

В настоящее время быстроходные катера стоят на охране государственной границы. В очередной экспедиции на Кумарскую заставу мне посчастливилось совершить поход на сторожевом катере.

Вплоть до конца 19 века амурские пароходы отапливались дровами. Когда корабль останавливался вблизи берега, его экипаж и часть пассажиров - мужчин высаживались на берег и рубили деревья на дрова.

С начала 20-го века пароходы стали отапливать углём. Также на Амуре появились корабли с двигателем внутреннего сгорания. Первым теплоходом на Амуре был моторный катер «Ермак».

А в 1913 году в водах Амура появился первый настоящий грузопассажирский теплоход «Бородино».

В 1918 году торговый флот был национализирован, а многие корабли переименованы. Например, пароход «Иван Опарин» был переименован в «Карл Маркс».

В 1922 г. правительство Дальнего Востока России утвердило временное «Положение об Амурском государственном водном транспорте», которое 5 декабря 1922 г. было переименовано в «Амурское государственное пароходство».

В 50-60-е годы 20-го столетия по Амуру ходили трехпалубные и двухпалубные пароходы «Сергей Лазо», «Анадырь», «Балхаш», а также маленькие суда, похожие на трамвайчики, «Гранат», «Алмаз», «Бриллиант», «Заря».

Дом моего деда, Пономаренко Александра Павловича, стоял в селе Ушаково на высоком берегу Амура. Приход этих больших комфортабельных судов был праздником для села. Обычно стояли они по три часа. Это была единственная связь с Благовещенском. Пока шла разгрузка, на третьей палубе устраивали танцы. С корабля продавали свежевыловленную рыбу, часто это была калуга. Также там работал магазин, где можно было купить дефицитные товары.

В настоящее время группа компаний «Амурское пароходство» - одно из крупнейших транспортных предприятий Дальнего Востока России.

Ежегодно судами пароходства перевозится более 2-х миллионов тонн грузов и около 1-го миллиона пассажиров.

В управлении «Амурского пароходства» находятся развитые речные и морские порты. «Амурское пароходство» является основным исполнителем государственной программы Северного завоза в Хабаровском крае, доставляя социально значимые грузы в труднодоступные районы края.

Как я предположила в начале, корабли, как и люди, сыграли важную роль в освоении и заселении Амурских земель. Считаю, что моя гипотеза подтвердилась.