Картошка с господдержкой: амурским овощеводам помогут построить хранилища и закупить технику для фасовки
 Хранилище для овощей и картофеля возведет в этом году фермер из Благовещенского района. Вопрос об обеспечении собственными овощами амурчан встал ребром с приходом коронавируса: после закрытия границ стало очевидно, насколько зависим амурский рынок от импорта из Китая и других регионов. Сейчас амурский минсельхоз готов помогать фермерам, главная проблема для которых — отсутствие мест для хранения продукции. Впервые в этом году областные власти предусмотрели сразу несколько мер поддержки для сельхозпроизводителей этого направления. Губернатор Василий Орлов на прошлой неделе побывал на полях близ села Гродеково и поручил предусмотреть дополнительную помощь, чтобы привлечь тех, кто еще сомневается расширять свои возможности — не только сажать, собирать, хранить, но и мыть, упаковывать и поставлять свою продукцию в магазины.
 Овощи без хранилищ
 Владимир Шилов трудится в сельском хозяйстве с 1992 года, сейчас ему на полях помогают оба сына. Его крестьянско-фермерское хозяйство «Семена» работает на 210 гектарах, 45 из которых взяты по программе «Дальневосточный гектар». «Можно было и в два раза больше сажать, но земель в районе нет», — делится Владимир Михайлович. Большая часть площадей хозяйства (160 га) занята картофелем, 40 га отдано под капусту, на четырех посеяли морковь и на семи га — свеклу. Сейчас аграрии ведут обработку гербицидами, но ей мешают дожди. В этом году фермеры надеются на лучшую урожайность, и, как ни парадоксально, в этом также может помочь влага, которой достаточно.
 У фермера большие планы — в этом году построить большое современное хранилище. Глава КФХ стал первым претендентом на новый вид поддержки областного бюджета.
 — Когда Китай закрылся, стало очевидно, что своих овощей на рынке не хватает. И это объясняется тем, что продукцию негде хранить. По факту мы можем реализовать продукцию только до марта, а потом все — хранить-то негде, — рассказывает губернатору Владимир Шилов. — У нас сейчас есть хранилище на 600 тонн, но его недостаточно. Часть урожая мы продавали за пределы региона — в Якутию и Еврейскую автономию. Поэтому в этом году, узнав о возможности построить овощехранилище,  мы не раздумывая вступаем в программу. Уже заказали проект и ждем его на этой неделе — хранилище будет современным, с охладительным оборудованием, оно позволит сохранять овощи до июня. Помещение будет рассчитано на 2 000 тонн картофеля и около 600 тонн капусты. Стоимость всего объекта — 30 миллионов рублей. После того как проект будет готов, мы обратимся за кредитом в банк и планируем в августе начать строительство. Хотим построить его в этом году. 
 Согласно новой мере поддержки, половину стоимости строительства готов компенсировать областной бюджет. В этом году также с помощью областной программы Владимир Шилов обновил автопарк: купил современный комбайн итальянского производства для уборки картофеля (он стал вторым в хозяйстве)и новый сортировальный пункт. Всего на новую технику ушло более 14 миллионов рублей.
 — Главная трудность — нехватка специалистов. В период уборочной мы задействуем порядка ста человек. Привлекаем студентов аграрного колледжа и Дальневосточного ГАУ. Плюс в овощеводстве дорогая техника. Заниматься выращиванием овощей сложнее и затратнее, чем зерновыми. Овощи сложнее вырастить. Требуется больше людей, больше обработки и культивации, да и на уборочную больше сил, — делится фермер.
 — Чем еще помочь? — обратился к главе хозяйства губернатор.
 — Если хранилище будет с вашей помощью, большего и не надо, — растерянно улыбнулся Владимир Шилов. — Погоду бы еще на уборочную хорошую…
 — Тут ничем не помогу, — развел руками глава региона.
 Овощеводов поддержат рублем
 — Если говорить о поддержке овощеводов и картофелеводов, то у нас три основных меры, реализуемые в этом году. Во-первых, компенсируем 50 процентов от стоимости приобретаемой техники; во-вторых, компенсация также половины стоимости строительства современных овощехранилищ. И есть еще такая мера поддержки — погектарная, когда производителю овощей даем на каждый гектар по 20 тысяч рублей. Эта мера появилась впервые в этом году. По нашему мнению, эти меры поддержки позволят вытеснить китайских овощеводов с рынка и занять эту нишу нашим, более качественным продуктом, — отметил министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков. — Само наличие современных хранилищ будет стимулировать хозяйства не продавать овощи дешево в период массовой уборки в другие регионы, а оставлять до весны у нас. Что касается конкуренции в плане цены с китайскими производителями, мы считаем, что увеличение объемов и урожайности автоматически удешевляет себестоимость каждого килограмма, и на это и нацеливаем наших производителей.
 При этом глава региона считает, что помощь овощеводам нужно корректировать, чтобы «заманить» их осваивать новые земли и выходить напрямую на амурский рынок.
 — Нужно думать о фасовке на местах самими производителями. Требуется обсчитать стоимость такого оборудования и поддержать хозяйства, — обратился к министру сельского хозяйства губернатор. — Также проанализировать, насколько нужна наша помощь при подготовке проекта, например в части затрат на проектирование хранилищ или специалистов. Также, возможно, увеличить погектарную оплату в тех районах, где сейчас есть свободные сельхозплощади. Необходимо наращивать объемы, тем более есть куда сбывать — в этом году и Приморье остается без хорошего урожая, рынок гарантирован, — подчеркнул Василий Орлов.
 По поручению губернатора, чтобы сделать более надежным вход амурских производителей в торговые сети, амурский минсельхоз проработает новую меру поддержки — удешевление оборудования по мойке и фасовке, и, возможно, фермеры смогут рассчитывать уже не на 50 процентов компенсации от затрат, а на 70—80.
 Рынок сбыта открыт
 При этом проблем со сбытом урожая у фермеров нет. Амурские овощи пользуются спросом в соседних регионах Дальнего Востока.
 КФХ «Семена» работало со всеми крупными сетями Благовещенска — продукция попадает на амурский рынок через перекупщиков. «Надо убирать это звено, но это не так просто», — отмечает глава Благовещенского района Евгений Седых.
 — У нас есть три основных составляющих сбыта. Это амурский рынок, соседние регионы, которые не имеют своего производства, в частности Якутия, и третий — социальная составляющая: школы, детские сады и так далее. Это наш гарантированный рынок. На сегодня амурский рынок не закрыт полностью. Связано это с тем, что нет возможности хранить. То есть возможность полностью обеспечить себя есть, но для этого нужна инфраструктура, — отметил губернатор.
 Фермер из соседнего села Каникурган Аркадий Корнеев солидарен с коллегами — проблема та же: негде хранить продукцию. Кроме того, растениевода волнует вопрос о фасовке своих овощей, чем он готов заниматься.
 — Я давно думаю о переработке и фасовке своей продукции. Мы обсчитывали примерные затраты, поэтому, конечно, если будет помощь области, мы готовы строить, — говорит Аркадий Корнеев. — Хотим ставить и новые теплицы, тем более сейчас есть компенсация области в 50 процентов.
 МНЕНИЕ
Василий Орлов, губернатор Амурской области:
 — Этот год показательный: все помнят историю с огурцами, когда зимой закрылась граница с Китаем и мы вынуждены были везти овощи из Сибири. Да, справились, но там, где есть возможность справиться своими силами, нужно это делать. Поэтому с учетом пандемии мы разработаем дополнительные меры поддержки и в ближайшее время доведем их до фермеров. Сегодня посмотрели, как работают хозяйства, насколько эта поддержка востребована, есть ряд решений по корректировке. В частности, считаем, что нужно дополнительно выделить из областного бюджета финансирование на строительство овощехранилищ. Сейчас у нас действует мера поддержки в виде 50 % субсидий, и мы видим хозяйства, которые собираются строить такие хранилища.   Средств нужно выделять больше, а также рассматривать возможность строительства таких инфраструктур в других муниципальных образованиях. Кроме того, отдельно с фермерами обсудили оборудование, которое занимается тарированием и упаковкой овощей, чтобы они имели товарный вид и могли поставляться в торговые сети. Сейчас рассмотрим вопрос о дополнительной мере поддержке — это погектарное субсидирование, для того чтобы хозяйства, которые уже хорошо себя зарекомендовали в южных территориях, могли заходить в более сложные земли и наращивать объемы производства с помощью нашей поддержки.

Мария Мурашко, «Амурская правда»