К 100-летию  паровозного депо. А начиналось все с железнодорожных мастерских…
2013-й год - юбилейный для коллектива подменного пункта локомотивных бригад ст.Шимановская (бывшего паровозного и локомотивного депо). Строительство паровозного депо на ст.Гондатти началось в июне 1913-го года со строительства железнодорожных мастерских по ремонту вагонов. Первый его корпус был сдан в эксплуатацию в 1914-ом году, затем было построено еще три корпуса, водонапорная башня для снабжения паровозов водой. Первым начальником мастерских был назначен Владимир Иванович Шимановский, по образованию - инженер-механик, видный революционный деятель, человек долга и чести. Под его руководством был отлажен технологический процесс ремонта паровозов. Именем В.И.Шимановского в 1920-ом году был назван наш город, и паровозное депо стало градообразующим предприятием. В период становления в депо работало всего восемь поездных грузовых и пассажирских паровозов и маневровые локомотивы. Шло время, увеличивался объем работы, менялся коллектив. В предвоенные годы депо работало стабильно, укреплялась его материальная база, парк пополнялся новыми паровозами, в ремонтных цехах появилось новое оборудование, улучшались условия жизни работников депо. В последние предвоенные годы Амурская дорога успешно выполняла плановые задания 3-ей пятилетки. В паровозном депо ст.Шимановская улучшилось снабжение деталями и инструментами, были созданы условия для более высокой производительности труда. Была проведена большая работа по развитию стахановско-кривоносовского движения, а также движения "кольцевиков" и "пятисотников", вождения тяжеловесных поездов, ремонт паровозов в одну смену, шла борьба за экономию топлива. Все эти мероприятия позволили повысить вес грузовых поездов, значительно экономить топливо, государственные средства и контингент паровозных бригад. За достижение высоких результатов в работе и внедрение передовых методов большая группа паровозников была удостоена правительственных наград. Среди них машинисты - Давыдов и Павлов, бригадир цеха промывки Н.Чичуга, мастер механического цеха Н.П.Голодов и многие другие. Знаком "Почетный железнодорожник" наградили П.Ф. Новикова, И.П.Онищенко, А.И.Соколова, П.Ф.Покатович. Многие работники депо были награждены знаком "Ударник Сталинского призыва". В 1940-ом году в депо работало 1200 человек и социалистическое соревнование за ударный труд стало массовым. С самого начала Великой Отечественной войны коллектив принял дополнительную нагрузку по перевозке с Дальнего Востока на фронт большого количества войск и вооружения. Переход на работу по графику военного времени потребовал большой организованности, слаженности и четкости в работе всех звеньев, связанных с движением поездов. Огромным трудом коллектив обеспечивал перевозку грузов на фронт и для нужд военной промышленности. С первых дней войны, пока на железнодорожников не стала распространяться "бронь", 195 работников шимановского депо ушли на фронт. Большое количество паровозных бригад было сформировано в специальные колонны МПС и ГКО, которые были укомплектованы специалистами и необходимым инструментом. Первыми до Москвы ушли два паровоза, один из которых был в "горячем" состоянии, его вела бригада машиниста П.И.Сереветникова. Там они остались водить санитарные поезда по маршруту Москва-Александрово. Ударно работали и ремонтные цеха. В депо были разработаны конкретные задания для каждого цеха. Основной базой депо были цеха подъемочного и промывочного ремонтов, а также вспомогательные - заготовительный, механический, автоматный, котельный, инструментальный и другие. Из-за отказа заводов брать паровозы на средний ремонт, Управление Амурской дороги обязало производить ремонт в депо. Объемы работ значительно увеличились, рабочие работали по 15-16 часов в смену и без выходных дней. Кроме основной работы, работники заготовительного и инструментального цехов изготовляли вилы, грабли, топоры, гвозди, помогали ремонтировать тракторы, пилорамы. В годы войны коллектив депо активно участвовал в оказании помощи фронту. При депо был организован военный цех, выпускающий мины, отливку которых производили наши литейщики. Коллектив депо перечислил более трех миллионов рублей, сдав все довоенные займы в фонд обороны, организовывали посылки бойцам на фронт, в которых была теплая одежда - носки, варежки, а также кисеты с табаком и письма. Руководство депо искало различные пути обеспечения рабочих продовольствием, для чего было создано подсобное хозяйство на землях колхоза им. Мухина. Тем самым решив проблему дополнительного питания рабочих. В годы войны в депо было обучено рабочим специальностям более 600 молодых людей. Для этого на базе депо было создано железнодорожное училище №3. Недостаток опытных рабочих кадров восполнялся за счет девушек и женщин, которые осваивали обязанности слесарей, токарей, кочегаров, помощников машинистов. В военные и послевоенные годы работники депо активно участвовали в проведении субботников и воскресников. В тяжелые и грозные для страны годы войны весь коллектив паровозного депо ст.Шимановская работал под лозунгом :"Все для фронта, все для победы!". За что от всех нас, ныне живущих, им низкий поклон! С окончанием войны постепенно жизнь начала входить в нормальное мирное русло. С фронта стали возвращаться в родные дома бывшие работники депо. Коллектив взялся за восстановление и строительство дополнительных корпусов и бытовых помещений. Хозяйственным способом было построено трехэтажное здание Дома отдыха локомотивных бригад, общежитие и столовая, а также три корпуса для локомотивов. Самоотверженный труд работников паровозного депо был высоко оценен Министерством путей сообщений и ЦК профсоюза. Неоднократно по итогам отраслевого соревнования за высокие результаты работы коллектив награждался Красным знаменем с присуждением денежных премий. За долголетнюю ударную работу более 100 работников были награждены орденами и медалями Советского Союза (орденом Ленина - 6 человек, двое - орденом Октябрьской революции, 32 человека - орденом Трудового Красного знамени, 16 человек - знаком "Почетный железнодорожник". Большая группа работников награждена медалями - "За трудовое отличие и "Трудовую доблесть". В 1970-ом году на смену паровозной тяге пришла тепловозная: увеличились "плечи" обслуживания, уменьшилось количество локомотивов на тягу поездов. Были закрыты ремонтные цеха: депо стало чисто эксплуатационным с количеством работников в 600 человек. Все ремонтные корпуса были переданы вагонному депо, общежитие и Дом отдыха локомотивных бригад - другим организациям. В это время среди локомотивных бригад большая роль отводилась наставничеству: опытные машинисты учили молодое поколение профессиональным навыкам, которыми должен обладать настоящий машинист. Это смекалка, постоянная бдительность, строгая дисциплина, готовность к любым экстремальным ситуациям. Учили любить и уважать свою профессию. В 80-е годы произошло техническое перевооружение отрасли: на смену тепловозам пришли электровозы. В 1983-ем году был сдан в постоянную эксплуатацию электрифицированный участок Архара-Белогорск, а в 1984-ом - участок до Магдагачей и Белогорска. Все работники бригад были переквалифицированы для ведения поездов грузового движения электровозами. А с 1 октября 1997-го года локомотивное депо ст.Шимановская стало подменным пунктом и перешло в подчинение локомотивному депо Магдагачи, а с октября 2001-го года - в подчинение локомотивному депо Белогорска. В настоящее время у нас трудится порядка 170 человек. И, несмотря на непростую экономическую ситуацию, как в целом в стране, так и в железнодорожной отрасли, коллектив подменного пункта ст.Шимановская добросовестно выполняет свои задачи и живет надеждами на лучшее будущее.

А.Разоренова, председатель совета ветеранов