История родного края в работах краеведов ЦДТ
 В марте в городе Шимановске по традиции состоялась Муниципальная научно-практическая конференция «Человек, природа, общество». Центр детского творчества представляла  команда клуба туристского краеведения «Истоки». Ребята защищали исследования в различных секциях: «Краеведение», «История», «Культурология», «Природное наследие», «Литературное краеведение», «Общественные науки». 
Конференция прошла уже четырнадцатый раз, и всегда это - важное, волнующее событие и для ребят, и для их руководителей, педагогов. Ведь для многих мальчишек и девчонок подготовленные доклады - по-настоящему самостоятельные и серьезные работы. А главное,  работы юных исследователей уникальны, ведь именно в них рассматриваются  особенности истории и природы родного края….
 Как правило,  ребята не останавливаются на достигнутом, продолжают работать по выбранным темам и далее защищают  на конференциях различного уровня. Муниципальная конференция – это ступенька к новым  открытиям, достижениям и победам!
 По  результатам заочного этапа  Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»,  от Амурской области для участия в очном туре приглашены обучающиеся ЦДТ: Жукова Вероника, Черепанов Богдан и Астапова Диана. Поздравляем ребят!
 Свое этнографическое исследование «Изготовление ковров – особое ремесло» представляет обучающаяся клуба «Истоки» Эвелина Давыденко.

Изготовление ковров – особое ремесло

 С раннего детства я езжу  в село Константиновка к  прабабушке Кайденко Любови Максимовне. И обратила внимание, что у нее на стенах висят яркие ковры. Это всё она выткала сама, своими руками (на фото вверху). Свои изделия она подарила моей бабушке Кайденко Ольге Нестеровне, которыми она очень дорожит. Ковры необычные: яркие, легкие, красивые. Мне очень понравились накидки, подушечки, но больше всего я обратила внимание на ковры. И это навело меня на мысль взять тему для изучения.
 Тема очень актуальна в наши дни, так как необходимо сохранить историю создания ковров. Работы, сделанные своими руками, всегда восхитительны! Так как каждый мастер вкладывает свою фантазию, творчество и частичку своей души.
 Сейчас не модно украшать свой дом изделиями ручной работы, но это было очень модно в 1970-1980 годы. Так как продажи настоящих персидских ковров практически не было, был дефицит.
 Мы предположили, что в домашних условиях возможно создать ковер своими руками. Он махровый, пушистый, «бархатный» с гирляндой ярких цветов.
Каких только видов рукоделия не придумано искусницами и мастерами всего мира! Одни из них сложны и требуют профессиональных навыков и специального инструмента, а другие просты и доступны даже новичкам. Одним из таких простых, но очень ярких и выразительных видов является вышивка ковров. Не нужно путать с ковроткачеством!
 Сегодня ковровую вышивку в своих работах используют как маститые кутюрье, так и доморощенные рукодельницы. Освоив эту технику, можно изготавливать мягкие и уютные подушки, пледы, коврики, украшать одежду. В общем, создавать уникальные неповторимые вещи.
 Существует две техники: петельная и узелковая. Петельная – выполняется с помощью специальной иглы. На лицевой стороне такой работы будут ровные петельки из пряжи. А с изнаночной будет гладкая вышивка. Еще одно название этой техники – «нетканый гобелен». Узелковая – выполняется с помощью специального или обычного вязального крючка. В процессе работы короткие отрезки нити привязываются узелками к ткани основы.
 На заре развития человечества ковры служили сугубо практическим целям – утеплению стен и пола жилища. Позднее они становились произведениями искусства. Наличие в доме ковров во все времена считалось признаком достатка хозяев. После того, как человек научился ткать изображения, орнаменты и символы, ковёр очень быстро превратился в символ власти. Вокруг трона и под троном любого царя были ковры, обозначая зону неприкасаемости. Никто кроме царя не мог на него наступить. Поэтому на многие века ковёр становится признаком состоятельности и зажиточности. К середине девятнадцатого века ковёр стал превращаться в обычный предмет домашнего интерьера, так как стали появляться ткацкие мастерские.
Производились различные виды ковров: санные, напольные, настенные, налавочники, насундучники. Наибольшую известность получили санные ковры.
Ямщики использовали ковры для покрытия сидений саней, тарантасов, возков. Гладкие безворсовые и махровые изделия служили в качестве одеял для путешественников. Ковриками–попонками накрывали лошадей. Санные ковры обычно состояли из нескольких частей, каждая имела свой рисунок. Самой яркой была та часть, которая набрасывалась на спинку саней, и они были видны издалека.
 В советское время обои были в дефиците, поэтому ковры были компромиссным решением. Их использовали, как элемент декора и роскоши. Ковры в СССР стоили довольно дорого, и часто могли быть даже приданым на свадьбе, заменяя собой  картины и показывая достаток семьи. Также ковры служили шумо- и теплоизоляцией, так как толщина стен во многих новостройках была очень тонкой.
 Для более полного исследования мы встретились с знатоками ковроделия нашего города. Одна из первых, кто освоил это ремесло, Савельева Екатерина Петровна (1931 г. р.). Она переняла умение работать в технике у родственников из Приморья. Мастерица продемонстрировала свои работы, в основном это ковры, и показала инструменты, необходимые для работы, подробно остановилась на процессе рукоделия.
 Со временем стало семейной традицией изготавливать рукоделия к свадьбе, юбилею, дню рождения детей и внуков. Екатерина Петровна научила свою дочь Татьяну и внуков Екатерину и Павла ремеслу. Их работы произвели на меня неизгладимое впечатление. Я рассмотрела ковры и анализировала сочетание цветов, расположение узоров и орнаментов.
 Встретились и с другими жителями города. Рассказова Зинаида Михайловна в родительском доме бережно хранит семейные реликвии. Один из ковров ее сестра Попик Надежда Дмитриевна сделала в подарок на свадьбу своей дочери Наталье. Ковру 42 года, но он не потерял цвет, очень хорошо сохранился. Также она хранит ковры своей родственницы Апрелковой Анны Федоровны.
 В результате бесед выяснила, что каждый ковер уникален по-своему. Обратили внимание, что и мастерицы называют свое ремесло по-своему: гобелены, вышивка, выбивание и шитье ковров. Изучив специальную литературу, поняла, что данная техника называется – вышивка ковров.
 Изучая рукоделия в технике - петельное выбивание, я убедилась, что основным изделием являются ковры. Ковры ручной работы с давних времен служили украшением интерьера, создавали атмосферу домашнего тепла и уюта, являлись символом благополучия и достатка дома. Кроме того, выполненные мастерами вручную, они являлись настоящим произведением искусства. Изучая историю создания ковров, я узнала, что изготовление ковров ручной работы уходит вглубь веков. Известно, что на территории Персии приблизительно 2500 лет назад был соткан первый восточный ковер.
 Выяснила, что  в нашем городе в 70-80 годы было популярно изготовление ковров ручной работы с применением петельной технологии. После посещения семей, владеющих этим ремеслом, поняла, что метод изготовления изделий один, но мастерицы называют по-своему: выбивание, вышивание, гобелен, шитье.
 В процессе работы я ответила на все интересующие меня вопросы. Изучила технику ковроделия и выполнила свою первую работу – диванную подушку с цветочным орнаментом, которая является теперь предметом моей гордости. Ведь я сама смогла освоить такой увлекательный способ декоративно-прикладного творчества! В современное время, когда многие забыли о самодельных коврах, ставших немодными, нам необходимо сохранить традиционное ремесло и познакомить мое поколение с оригинальными изделиями. Ковроделие – это полезный и увлекательный труд.
 Мастерицы предупреждают, что первое изделие может получиться не идеальным, посоветовали не отчаиваться. Ведь,  каждое изделие отличается своей индивидуальностью и красотой. Это очень увлекательная работа.

Эвелина Давыденко (руководители: Богомазова  Т.П., Нежданова О.А.)