Главное – жить по совести…
 История Шимановска, как и любого другого города, состоит не только из официальных документов. Мы знаем, когда образовано поселение, помним, какое развитие получил город во времена строительства БАМа, другие факты.
 А повседневные воспоминания о жизни в Шимановске  - как и у кого их можно узнать? Конечно же, у старожилов города.
 Наша встреча с Виталием Кузьмичом Бояркиным (фото) произошла после того, как я познакомилась с его письменными трудами. Они записаны в обыкновенные школьные тетради. В них изложены события и мысли на различные темы. Одно из этих сочинений и стало поводом для нашей встречи.
 Почитаем его вместе.
  Воспоминания о войне
 Война – короткое слово. Но сколько горя и страданий вложено в него. Услышать слова мир, победа, бывает, ждать годами надо.
 В годы Великой Отечественной войны всем было тяжело – и тем, кто воевал, и тем, кто работал и жил в тылу. Большинство мужчин на фронт забрали. Все тяготы легли на плечи женщин и детей.
 Шимановск, конечно, не может сравниться с городами на западе нашей страны, но и здесь было нелегко. Работающим давали хлеба по полкило, а иждивенцам – по 200 граммов. Проблемно было отоварить талоны на хлеб – нужно было отстоять длинную очередь, или  даже с вечера занять.
 Шимановск в годы войны был большим населенным пунктом, железнодорожной станцией. Постройки все – деревянные, кирпичной была только школа.  С 5 класса здесь могли учиться, а начальные классы обучались в нескольких школах.
 В центре Шимановска была небольшая школа, в ней я и учился с первого класса, а всего в школе было 3 класса. Еще крохотная комната для учителей, и в одной из комнат жила уборщица с семьей.
 Хочу рассказать историю, как в нашей школе хлеб ученикам раздавали. Пайка для ученика была небольшая, 50 граммов. А от картошки быстро снова есть хотелось, потому что организм был молодой, растущий.
 Пайки хлеба готовила нам уборщица, у нее весы были как в магазине. Работа была кропотливая, полста граммов состояли из нескольких кусочков. Потом на поднос складывали аккуратно. А у подноса днище, а наверху из четырех досточек сбивалась коробка.
 Поднос приносил дежурный ученик, которого учитель назначал. В этот день дежурным назначили меня, и за подносом пришлось идти. Видимо, у столяра не было гвоздей, поэтому коробка была свободна от днища. Чтобы нести, за днище надо было брать, но мне об этом не сказали. Руками взял, потянул на себя, и  все пайки хлеба, конечно, оказались на полу. Пришлось все поднять и снова перевешивать. А что поделать, не камешки речные нес, а хлеб в то время был дорогой…»
 Крикнул: «Победа!», мне никто не поверил…
 В военные годы Виталий учился в начальной школе, но в памяти остались трудности того времени. Хорошо помнится, как берегли лошадей, используя ручной труд. Не хватало этим четвероногим помощникам питания – только сено и вода. Они часто падали, болели, были слабыми для тяжелой работы.
 Помнит, как отоваривали талоны на хлеб. Получить его можно было в нескольких точках, одна из них была расположена в маленьком здании на территории НГЧ.
 Именно сюда с друзьями-мальчишками приходил Виталий с вечера. Занимали очередь, и уйти было нельзя. Ходили только пить.
В том месте, где сейчас расположена  площадь Победы, бил ключ, стояла баночка – из нее и пили воду дежурившие в очереди пацаны. А утром приходили матери, и сыновья передавали им место в очереди…
 Еще одна интересная история – как Виталя первым из класса узнал о Победе.
 Вот как рассказывает об этом он сам:
 - Я баловался на уроке, и меня учительница выгнала из класса в коридор. Уборщица в это время была дома, в своей комнат е при школе. У нее было радио, такая черная тарелка. И вот она услышала, как диктор говорит, что подписан  акт о военной капитуляции фашистской Германии. Уборщица вышла, сказала мне, иди скорей в класс, скажи всем – Победа!
 Я забежал, крикнул: «Победа!», но мне никто не поверил, думали, я снова хулиганю. Но потом пришла уборщица, подтвердила мои слова…
 И пустили здесь свои корни
 Родился Виталий Кузьмич 25 февраля 1933 года в Шимановске. В семье родителей, Татьяны и Кузьмы Бояркиных, и до Виталия рождались дети, но доживали только до 5 лет. Вот и он родился слабым и хилым. И для того, чтобы как-то уберечь сына (даже поговаривали про родовое проклятье), родители провели обряд крещения. После этого мальчик пошел на поправку, мало болел, и, по словам Виталия Кузьмича, именно это охранило его от всевозможных трагических случаев.
 Также, считает Виталий Кузьмич, это помогло выжить и вырасти его младшим брату и двум сестрам. Жила семья на улице Лесной (сейчас улица Пограничная).
 Рассказал Виталий Кузьмич о том, какое передовое паровозное депо в его бытность было в Шимановске:
 - Если ставили на ремонт паровоз, его разбирали буквально до винтика. Те запчасти, которые необходимо было заменить, изготавливали на месте. Были первоклассные кузнецы, токари, котельщики…
И продолжает:
 - В Шимановске в поселке машинистов (нынешняя улица Локомотивная, овраг остался от деятельности завода) был кирпичный завод, выпускали кирпич. Шимановск быстро строился, развивался.
 В начале дороги, которая ведет на Кумарскую трассу, был заезжий двор. В нем останавливались крестьяне, которые везли товары на рынок и зерно на водяную мельницу (располагалась на Тараконе). Это здание сгорело в годы войны, мы с отцом ходили из углей выбирали гвозди, выпрямляли их и использовали.   
 Вспомнил Виталий Кузьмич, как образовался район Шимановска, который и сейчас называют «мордва». Здесь поселились люди из Мордовии, которые приехали в богатый землей, лесом, зверем, рыбой край за лучшей долей. Обрабатывали землю, держали скот, растили детей, и многие, как и семья Бояркиных, пустили здесь свои корни.
 Память – это не только фотографии
 История семьи Бояркиных хранится бережно, не только в памяти старшего из них, не только в фотоальбомах. На стене в квартире Виталия Кузьмича  под стеклом висит семейное генеалогическое древо. Начальная запись датирована 1862 годом. Все сведения для составления древа приготовил внук Виталия Кузьмича, Антон Бояркин. Виталий Кузьмич рассказал, что сам он мало чем помог в составлении древа – почему-то и в голову не приходило расспросить родителей о прабабушках, прадедушках.
 Всю основную работу выполнил Антон. Он побывал в разных местах России. В Саранске, например, в церкви нашел в книгах запись о венчании бабушки матери по отцу Виталия Бояркина. Не пропустил ни одного члена семьи, по возможности даже раздобыл фотографии. И теперь семье известна история о том, как прабабушка Виталия Кузьмича ходила паломницей в Иерусалим из Мордовии, стоптала много лаптей, ее поход занял время около года, она принесла оттуда икону.
 Вся жизнь связана с Шимановском
 А Виталий  Кузьмич после окончания 8 классов пошел работать в депо, затем его забрали в армию. Служил в Комсомольске-на-Амуре, в авиации, немногим больше трех лет, один год работал на шахте в Новокузнецке. После окончания Читинского железнодорожного техникума работал в Магдагачинском локомотивном депо бригадиром по ремонту тепловозов, но очень тянуло на родину, в Шимановск. По этой причине уволился, и после переезда в Шимановск работал главным механиком в Береинском леспромхозе до закрытия предприятия. 12 лет Виталий Кузьмич отработал механиком в Шимановском мостостроительном участке. Строил первые мосты Шимановск-Чагоян и Шимановск- Ушаково. 
 Вся жизнь Виталия Кузьмича Бояркина связана с Шимановском. Поэтому так дорог ему этот город, поэтому и хранит бережно свои воспоминания, передавая их детям, внукам, и нам с вами!
 …Уже прощаясь, я спросила у Виталия Кузьмича, что, по его мнению, самое главное в жизни. Немного подумав, он ответил:
 - Главное – это жить по совести и честно…

Светлана Кузьменко