Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом. С 1 сентября 2010 года началось освоение новых стандартов для учащихся начальной ступени нашей школы. А уже в 2013-ом приказом министерства образования и науки Амурской области от 07.05.2013 № 514 был начат эксперимент опережающего введения ФГОС основного общего образования. И наряду с тысячами школ по всей России наша школа также вступила на "тропу" экспериментальной деятельности.
В сентябре 2015 года Институт развития образования Амурской области ввёл единый календарь методических мероприятий области по реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и единый методический день. Нашей школой было предложено, согласно плану методического сопровождения ФГОС ООО, несколько мероприятий, в том числе и методический марафон открытых уроков в 5-7 классах. И с 17 декабря по 23 декабря 2015 года в МОАУ СОШ №1 состоялся методический марафон открытых уроков "Современный урок на основе системно-деятельностного подхода". Марафон - это длительное состязание высшей степени сложности. В нашей школе марафон длился 3 дня, было дано 18 уроков следующими педагогами: Т.С.Ячменёвой, Г.П.Афанасьевой, Е.В.Черниковой, Е.Ю.Кондрашиной, О.Н. Михеевой, Н.Г.Мордовской, Н.В.Цын, О.В. Алешковой, Л.А.Кирик, Т.В.Жалнировской, Е.Б.Косыревой, Е.В.Захаровой, Л.Б.Золотарёвой, В.В.Рыжаковой, Т.А. Таразановой, Л.А.Поповой, И.В.Арзамасовой, В.В.Наумкиной.
Методический марафон открытых уроков - одна из форм повышения квалификации, профессионального сотрудничества и обмена педагогическим опытом. Основной единицей образовательного процесса остаётся урок. Особенность современного урока - это деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика согласно требованиям ФГОС ООО. Урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Поэтому самый актуальный вопрос - "Как организовать образовательный процесс, чтобы учесть различные уровни развития и подготовленности учащихся и подготовить его к реальной успешной жизни?" Человек, который преодолел марафон - это уже марафонец, и этим все сказано. Перед методическим кабинетом нашей школы в этом году в рамках методического марафона была поставлена задача: проанализировать работу педагогов на уроке по развитию мышления обучающихся, выделить эффективные приёмы и способы. На вопрос "В чем Вы видите пользу методического марафона для себя лично?" учителя отмечали, что марафон - это "возможность общаться с коллегами, развиваться профессионально, заимствовать приемы, методы, искать новые пути, способы представления материала"; "возможность поделиться опытом своей работы; показать работу учащихся (их потенциал); порадоваться успехам коллег, оценить их высокий уровень педагогического мастерства"; "марафон обогащает меня как личность, как учителя, дает импульс к творчеству, "заставляет оценить себя со стороны, задуматься о критериях оценки"; "возможность увидеть своих учеников с неожиданной стороны, заметить, как некоторые из них проявляются и раскрываются на других уроках, чтобы раскрыть их и на своих"; "после посещенных уроков на свой урок идешь с хорошим настроением, хочется дарить радость открытия своим ученикам"; "методический марафон заставляет проанализировать и глубже понять свою собственную работу, приемы и методы, которые ты используешь. А также при посещении уроков коллег видишь новое для себя или освежаешь (или воспринимаешь по-новому) хорошо "забытый" прием".
Предновогодняя суета и окончание четверти не повлияли на качество организации и проведения уроков. По итогам марафона наша педагогическая копилка пополнилась приемами и способами развития мышления учащихся, формами организации урока, соответствующими новым требования к современному уроку по ФГОС ООО. На этапе актуализации знаний педагоги применяли блиц-опрос, интеллектуальную разминку, приемы проблемного обучения, "отсроченную отгадку", "фантастическую добавку", кластер, "лови ошибку", "третий лишний", ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). На основных этапах уроков эффективно использовались такие приемы, как мозговой штурм, метод проектов, вопросы к тексту, иллюстрирование, создание схем, построение логической цепочки, открытая проблема, диспут. Эти приемы педагоги выделили как образцы, которые хотели бы использовать в своей работе при ответах на вопросы анкетирования, проведенного для организации обратной связи с участниками марафона. Каждый учитель продемонстрировал коллегам свой опыт, находки, технологии, подходы. Каждый смог научиться чему-то новому, интересному. Техническая комплектация школы, наличие всевозможных технических средств обучения, мультимедийного оборудования и пособий к нему позволили учителям наглядно продемонстрировать свою работу, провести уроки на высоком современном образовательном уровне, в соответствии с новыми стандартами.
Мы не останавливаемся на достигнутом, впереди нас ждут круглые столы, стажёрские площадки, публичная защита программ внеурочной деятельности, панорама по темам самообразования, выставки детей, направленные на сотрудничество учителей, детей и родителей.