Когда по новой переправе поедут соя, фрукты, овощи и опасные грузы
Этот мост строили в доковидном мире, а начинать работу специалистам из двух стран пришлось уже в новых условиях. Выстраиваются новые логистические цепочки, идет согласование документов, правил и условий функционирования переправы на региональном, государственном и международном уровнях по обе стороны Амура. Создание международного пункта пропуска — сложный многоступенчатый механизм, который не ограничивается возведением самой переправы. Почему мост пока не работает на полную мощность, когда начнет действовать пассажирское сообщение, сколько времени потребуется, прежде чем через Амур автомобилями начнут возить зерно, сою, фрукты, овощи, сжиженный газ и другие грузы, — мы узнали у первого заместителя министра экономического развития и внешних связей Приамурья Екатерины Киреевой.
Пандемия потребовала донастройки
Идею строительства в Приамурье моста в Китай в регионе обсуждали последние четверть века, однако к строительству приступили в 2016 году. В середине 2020-го строители получили разрешение на ввод в эксплуатацию, но торжественное открытие откладывали из-за пандемии. В итоге переправа заработала 10 июня этого года. Сегодня за день по мосту проезжает в среднем 50 машин, однако он рассчитан на гораздо большую нагрузку — до 190 транспортных средств в сутки. Почему мост не может работать на полную мощность, ведь он построен и функционирует? Дело в том, что становление международной переправы на самом деле все еще идет. Причем по обе стороны реки.
— У амурского моста на самом деле непростая история: разрешение в эксплуатацию было получено в 2020 году. К этому времени мир столкнулся с пандемией, а у Китая, как известно, политика нулевой терпимости к COVID-19, — говорит Екатерина Киреева. — В связи с этим китайская сторона организовала усиленные мероприятия по формированию закрытой карантинной зоны в пункте автомобильного пропуска.
Из-за пандемии в Поднебесной ужесточили правила приема и отправки грузов. И мосту, который в начале строительства соответствовал всем инфраструктурным требованиям, потребовалась «донастройка». Специалисты создавали специальные карантинные зоны, где можно проводить дезинфекцию. При этом нужно понимать, что такая работа ведется на нескольких уровнях: в ней задействованы в том числе и контролирующие региональные, федеральные органы.
В России тоже существует определенный порядок формирования документов, которые определяют вопросы международных перевозок. В работу вовлечены различные ведомства, управления и организации. Причем часть вопросов решается на международном уровне. Поэтому для того, чтобы мост заработал в полную силу, необходимо время.
Границу пересекает все больше машин
Тем не менее машины пересекают границу с помощью нового моста каждый день, и их количество постепенно растет. Увеличивается и перечень грузов, которые можно перевозить через этот пункт пропуска. В Приморье перевозчики доставляют картон, спецтехнику, электрооборудование, двери, обувь, канцелярские товары, формы для выпечки, шины, автозапчасти. В Китай — пиломатериалы, облепиховое и соевое масло, сухое молоко, косметику. Перечень разрешенных к провозу грузов довольно большой, но участники международной внешнеэкономической детальности регулярно просят его расширить.
— Сегодня для нас актуален запрос на вывоз сои. Согласно российским требованиям, вывозить ее можно. Китайская сторона пока работает над этим вопросом: сейчас там идет создание площадки для обработки данного вида грузов, — комментирует Екатерина Киреева. — Точной даты завершения этих работ пока нет, но наши китайские коллеги заверили, что работа ведется максимально оперативно.
Кроме того, актуален запрос на вывоз опасных грузов. В первую очередь это сжиженный углеродный газ, сжиженный природный газ. Ситуация здесь аналогична сое: Китай работает над формированием и сертификацией соответствующей площадки.
«Мы предложили несколько вариантов, которые позволят ускорить работу.
Пока, по предварительному прогнозу китайских коллег, вывозить углеводороды можно будет к концу 2023 года», — отметила замминистра.
Овощи и фрукты просятся на мост
Еще одна востребованная категория — скоропортящиеся продукты: фрукты и овощи. Здесь ситуация обратная: Китай готов выпускать такие грузы, однако на сегодняшний день данных позиций нет в списке разрешенных к ввозу через мост в Приамурье. Такие изменения вносятся на федеральном уровне. Кстати, регион еще за несколько лет до открытия моста поднимал вопросы о перевозке актуальных для Приамурья товаров. Однако, как показывает практика, решить это возможно только на всероссийском уровне. Перечень таких пунктов пропуска в большинстве случаев актуализируется уже после введения конкретного пункта в эксплуатацию.
— Наше предложение о ввозе скоропортящихся продуктов через мост поддержали на федеральном уровне, сейчас ведется работа по корректировке соответствующих документов, — отметила Екатерина Киреева. — Надеемся, до конца 2022-го эта работа будет завершена, и предприниматели смогут ввозить в Приамурье овощи и фрукты с помощью автомобилей напрямую из Китая.
Перевозчики, которые хотят ввозить или вывозить грузы через новую амурскую переправу, могут рассчитывать на индивидуальные консультации.
По всем интересующим вопросам можно обращаться на Email: info@mostamur.com, форма обратной связи на официальном сайте www.mostamur.com
Когда по новому переходу разрешат ездить пассажирам
Сегодня мостовой переход работает по временной схеме: автомобильный пункт пропуска Каникурган обустроен в части грузовой составляющей. Параллельно строится постоянный пункт пропуска Каникурган. Он будет работать в круглосуточном режиме и пропускать не только грузовой, но также пассажирский и легковой транспорт. Пропускная способность — 862 транспортных средства (из них 630 грузовиков) и 5,5 тысячи человек в сутки. По предварительной информации, в эксплуатацию его введут в начале 2024 года.
Екатерина Гвоздовская