Гонщиков на трассах Приамурья будут фотографировать зеленые машины
Зеленые автомобили с начала 2023 года отправились ловить нарушителей за пределами Благовещенска. «Дорожный патруль» получил региональный статус и перешел под управление ГКУ «Амурупрадор». «Дорожный патруль» — серьёзный инструмент профилактики, это доказывают данные статистики и анализа дорожных происшествий», — считает глава Приамурья Василий Орлов. В конце прошлого года две машины оснастили новыми современными комплексами — с помощью камер они могут поймать в кадр нарушителя правил дорожного движения в потоке движущихся автомобилей с любой стороны. Зачем региону мобильные комплексы фиксации, как работает система, и кого теперь будут наказывать с помощью патруля – в нашем материале.
Опасные трассы
Одна из самых аварийных дорог области — трасса Благовещенск — Свободный. Любители погонять здесь не редкость. Как следствие — серьезные аварии с пострадавшими и погибшими. Только на одном километре здесь в прошлом году произошло три аварии, в которых травмы получили 11 человек.
Кроме того, выявлены еще семь потенциально опасных участков на региональных дорогах: два на этой же трассе, еще три на трассе Благовещенск — Бибиково, участок автомобильной дороги Прогресс — Бурея — Новобурейский и участок дороги «Подъезд к г. Свободный от автомобильной дороги «Амур».
С учетом анализа составлен новый маршрут работы «Дорожного патруля» — он покинул пределы Благовещенска и патрулирует региональные и федеральные трассы. Экипаж начинает путь в областном центре и идет до Свободного, затем двигается с заездом в Белогорск, а потом через федеральную трассу, по кругу, возвращается в Благовещенск. Далее проезжает по трассе Благовещенск — Гомелевка до Новобурейского.
— Главная задача патруля — снизить аварийность. Экипажи курсируют по трассам и совершают длительные остановки в местах концентрации ДТП. Участки будут обозначены знаками «Фотовидеофиксация» и щитами с информацией о том, что ведётся контроль соблюдения правил дорожного движения мобильными комплексами. Эта работа уже идет, — рассказал заместитель начальника по безопасности дорожного движения ГКУ «Амурупрадор» Денис Аргунов. — Но важно, чтобы водители понимали: работники «Дорожного патруля» не оформляют протоколы и не выписывают штрафы. Они только фиксируют нарушения правил ПДД.
Зеленые машины покинули город
Не доезжая до поворота на городское кладбище, что на 17-м километре, видим знак с фотоаппаратом — он предупреждает водителей, что ведётся съемка. Здесь нас ждут ярко-зеленые, уже давно известные благовещенцам автомобили.
Служба «Дорожного патруля» появилась в Благовещенске в 2021 году. Фиксировать нарушения ПДД на улицы вышли две ярко-зеленых LADA Vesta с сигнальной полосой по нижнему бамперу. Позже автопарк полнили еще две машины и УАЗ-пикап. Кроме того, что служба с помощью автоматической системы фиксировала превышение скорости и следила за состоянием светофоров, часто «Дорожный патруль» оказывал помощь участникам дорожного движения, попавшим в трудную ситуацию. Так, зеленые машины буксировали заглохшие авто, оказывали помощь попавшим в ДТП и помогали автомобилистам оформлять европротокол при аварии — это упрощённая схема оформления документов для получения страховки без привлечения полиции.
Новая служба зарекомендовала себя отлично, и губернатор Амурской области Василий Орлов поручил распространить ее работу за пределы Благовещенска. В конце прошлого года патруль перешел под управление ГКУ «Амурупрадор». В дополнение к пяти автомобилям закупили еще две единицы транспорта.
— На сегодняшний день в основном фиксируем аварии с тяжелыми последствиями вне населенных пунктов, — отмечает министр транспорта и дорожного хозяйства области Александр Зеленин (на фото). — Подъезд к Благовещенску — самая аварийная дорога, а причина — несоблюдение скорости. И, как итог, высокая смертность. При этом дорога соответствует всем нормативам. За сутки «Дорожный патруль» на этом маршруте выявил более 100 нарушений скоростного режима. Все «рекорды» побил водитель со скоростью 175 километров в час. Просто шок — зачем так нестись и провоцировать аварийные ситуации! А потом в новостной сводке мы читаем о страшных авариях на трассе. В 2022 году на этой дороге погибло 17 человек. Мы обязаны исправить ситуацию. Если не получается достучаться до водителей словами и призывами, значит усилим контроль камерами. Дорожный патруль будет работать ежедневно, в любую погоду.
Новые комплексы фиксации работают в потоке
Для большей эффективности автомобили патруля оснастили новым оборудованием — мобильными комплексами «АвтоУраган-МС». Система позволяет контролировать происходящее вокруг машины с любой стороны — установленные камеры создают обзор в 360 градусов.
— Сверху на автомобиле стоит маячок, а снизу — платформа, по бокам на ней установлены камеры: две вперед и две назад. Таким образом получается круговой обзор.
То есть «АвтоУраган-МС» способен измерять скорость не только у попутных автомобилей, но и у встречного транспортного потока. Изображение выводится на экран рядом с водителем, — демонстрирует новое оборудование Денис Аргунов. — Камеры следят за всем потоком движения, и в случае обнаружения нарушителя делается снимок, на котором виден госномер автомобиля. По беспроводным защищённым каналам связи он отправляется в ЦАФАП Амурской области в режиме реального времени. Затем сотрудники ГИБДД выписывают постановление, которое направляется водителю.
В систему загружена карта дорожных знаков: когда машина проходит по участку, система по координатам определяет разрешённую скорость. Встроенный скоростемер высчитывает скорость у двигающегося автомобиля и сверяет с разрешенной на каждом конкретном участке.
По такому же принципу система вычислит и того, кто стоит в неположенном месте – она видит на карте знак о запрете остановки или стоянки и выслеживает нарушителя в зоне действия знака. Также система может проверить, не находится ли транспорт в розыске и вычислить злостных неплательщиков штрафов.
Система полностью автономна — как шутят специалисты, по сути водитель просто возит комплекс по дороге, а он сам выполняет работу. Рулевой еще не успеет вернуться домой, а умная машина уже обработает кадры и отправит в Госавтоинспекцию.
Комплекс даже сможет сам себя помыть — в нем есть комплект для омовения камер в непогоду, причем водителю даже не нужно выходить из машины. Оборудование отечественного производства, и программное обеспечение также наше — российское, рассказали в Амурупрадоре.
Кстати, далеко не все регионы могут похвастать современными комплексами — это разработка 2022 года, и на Дальнем Востоке Амурская область в числе первых, кто взял на вооружение новинку.
Пока за счет областного бюджета такими комплексами оснащены два автомобиля «Дорожного патруля», в этом году планируется закупить еще шесть комплексов «АвтоУраган-МС». На остальных машинах пока работает прежняя техника: камеры также фиксируют нарушителя, но установлены они только спереди.
Комплексы фиксации показывают эффективность
Как отмечают сотрудники Госавтоинспекции, использование средств фото- и видеофиксации уже давно доказали свою эффективность в обеспечении безопасности дорожного движения. Это дисциплинирует водителя, и чаще всего он снижает скорость, увидев предупреждающий знак и камеру.
Ежегодно ГИБДД анализирует, где чаще всего происходят аварии, а затем принимаются решения, как можно обезопасить эти участки — установить ограничительные знаки, комплексы фиксации, либо нужно улучшение качества дорожной сети и так далее. Теперь же помогать в снижении аварийности будут и мобильные комплексы на «Дорожном патруле».
— По результатам проведенного Госавтоинспекцией области топографического анализа аварийности, за 2022 год выявлено четыре места концентрации ДТП на автодорогах федерального значения и одно — регионального значения, — поясняет начальник отделения пропаганды УГИБДД МВД России по Амурской области Мария Забыкина. — Местом концентрации считается то, где на одном километре зарегистрировано три ДТП одного вида или 5 ДТП разного вида с пострадавшими.
Это такие участки: федеральная трасса «Амур» в Магдагачинском районе — здесь произошло 7 ДТП, четыре из которых — наезды на препятствия. Погиб один человек, 10 были ранены. Второй — участок федеральной дороги «Подъезд к г. Благовещенск» в Белогорском округе: четыре ДТП, в которых два человека погибли и 5 были ранены. Из них три ДТП одного типа — столкновение транспортных средств. Еще один участок этой же трассы находится на границе Ивановского и Белогорского округов. Здесь за год случилось четыре ДТП, три из них — съезд с проезжей части. Четвертый участок — 170-й километр автодороги «Лена» в Тындинском районе, где произошло 6 ДТП, в которых были травмированы 11 человек. Также выявлен участок региональной дороги Благовещенск — Свободный в Свободненском районе, где произошло три ДТП, в которых травмы получили 11 человек. Кроме того, определены и потенциально опасные участки: места, где также произошло много аварий.
Губернатор Амурской области Василий Орлов:
— В первый же год работы «Дорожный патруль» показал свою эффективность. С двух экипажей в 2021 году мы расширили службу до семи спецмашин, и патруль получил статус регионального подразделения. Оснащаем автомобили современным, уникальным, по меркам ДФО, оборудованием. «Дорожный патруль» — серьёзный инструмент профилактики, это доказывают данные статистики и анализа дорожных происшествий. Службу будем развивать.
Министр транспорта и дорожного хозяйства области Александр Зеленин:
— Использование стационарных комплексов и работа службы «Дорожный патруль» — это необходимые меры для того, чтобы свести к минимуму аварии. Патруль — это эффективный инструмент для повышения дисциплины на дорогах области. Одна из главных задач «Дорожного патруля» — обеспечение безопасного движения на городских, федеральных и региональных трассах. А также, при необходимости, оказание помощи водителям и пассажирам, оказавшимся в сложных ситуациях на дороге. Это особенно актуально сейчас — при аномально низких суточных температурах.
Мария Мурашко