Министр природных ресурсов области — о том, как работает мусорная реформа,
и как регион планирует развивать переработку отходов
В Амурской области появится новый комплекс по обработке отходов, в планах — создание собственной переработки полезных фракций. Для борьбы со стихийными свалками региональные власти берут на вооружение технические новинки — фотоловушки, беспилотники и снимки из космоса. Каких результатов удалось достичь за пять лет действия мусорной реформы, кто виноват в появлении свалок и почему амурчанам пакет с мусором теперь выгоднее доносить до контейнера, рассказал министр природных ресурсов области Дмитрий Лужнов.
«Мы убираем свалки, они снова там же»
Устранить все несанкционированные места скопления отходов — одна из главных задач мусорной реформы. И эта работа началась в Приамурье в 2019 году. Она прошла эффективно — удалось ликвидировать большую часть незаконных свалок, но каждый год они, как бумеранг, возвращаются.
— В 2019 году, когда мы заходили в мусорную реформу, было около 1200 таких мест, за 2020 год ликвидировали более 900. За прошлый год и текущий период этого года зафиксировано 835 незаконных свалок, — рассказывает глава амурского минприроды Дмитрий Лужнов. — То есть они образуются вновь, причем часто — на тех же самых местах. Уборка мусора ложится на плечи муниципалитетов, потому что большей частью это муниципальные земли. Совместно составляем планы-графики ликвидации свалок, работа идет плодотворно — на сегодняшний день 708 таких мест ликвидировано. Эта работа продолжится весной со сходом снежного покрова.
По словам министра, есть среди амурчан несознательные граждане, которым «трудно» донести пакет с мусором до контейнера — проще бросить где придется.
— Сейчас вывоз мусора уже предоплачен, ведь это — коммунальная услуга, которая входит в ежемесячный платеж. Для чего люди выбрасывают мусор вне отведенных мест — просто непонятно. Труда поместить отходы в контейнер нет — региональный оператор всё вывезет, — недоумевает Дмитрий Валерьевич. — Но всё-таки большая часть таких свалок, на наш взгляд, образуется по вине бизнеса — это предприниматели, которые не заключают договоры на вывоз ТКО, предпочитая просто выкидывать упаковку, коробки и другие отходы где придется. Мы плотно работаем с регоператорами по выявлению таких бизнесменов и принуждаем их к заключению договоров.
При этом тарифы и нормативы накопления пересматриваются исходя из замеров. Они ведутся ежегодно по определенной методике и в каждый из четырех сезонов.
— Но вы сами понимаете, что мероприятия плановые. Бывает, приезжая на замер, обнаруживаем всего один пакет мусора от магазина, — отмечает Дмитрий Лужнов. — Но сейчас вышел федеральный нормативный акт, в котором есть усредненный норматив накопления с учетом поправочного коэффициента для каждого субъекта. И если с бизнесом диалог не наладится, мы можем применять этот усредненный норматив для расчета тарифа.
Фотоловушки и беспилотники помогают искать нарушителей
Места, в которых постоянно образуются свалки, в минприроды знают «в лицо» — и держат их на особом контроле. Если раньше поймать нарушителя за руку на месте преступления мог только инспектор, то сейчас бороться с мусорщиками помогает беспристрастная техника. В распоряжении минприроды 14 фотоловушек, закупают приборы и сами региональные операторы.
— Фотоловушки — это средства дистанционной фото- и видеофиксации любых нарушений, а не только выброса мусора. Они работают через интернет, могут вести съёмку как непрерывно, так и с заданным интервалом времени, либо срабатывать с помощью датчика движения, — рассказывает Дмитрий Лужнов. — Фотоловушки работают эффективно, качество изображений — отличное. Мы устанавливаем их в местах скопления мусора и постоянно меняем место дислокации. Сейчас к этой работе присоединились региональные операторы, в первую очередь такие приборы приобретает Благовещенск. Их устанавливают на контейнерных площадках, чтобы выявлять бизнесменов, которые незаконно оставляют свой мусор.
Такие факты регоператор публикует в своем ТГ-канале. Сейчас к этой работе подключились Свободный и Белогорск, там тоже начинают приобретать фотоловушки.
Прибор делает снимок или видео, после чего данные отправляются в полицию. По номерам автомобиля устанавливается личность нарушителя, и возбужденное дело возвращается в минприроды. В ведомстве рассматривают эти материалы, виновным выносят наказание. Фотоловушки в этом году зафиксировали 31 такой факт, 18 дел уже поступило на рассмотрение в минприроды, девять граждан привлекли к административной ответственности на общую сумму штрафов 110 тысяч рублей.
— Штрафы увеличили, и они сейчас серьезные. Так, обычный человек за выброс мусора заплатит 10–15 тысяч рублей, должностные лица — 20–30 тысяч, юридические — 50 тысяч. При выгрузке с автотранспорта — уже 40 тысяч для обычных граждан, а для юрлица — до 120 тысяч, — отмечает Дмитрий Валерьевич.
«Нужно менять сознание людей»
Сейчас по поручению губернатора Василия Орлова региональное минприроды совместно с минюстом прорабатывают вопрос о новом увеличении штрафов.
— Скорее всего, будет учитываться факт, нанесен ли вред окружающей среде, а также повторность правонарушения. Но мало наложить ущерб — его же нужно и взыскать, ведь часто это миллионные суммы, — подчёркивает министр.
По мнению Дмитрия Лужнова, главное, чего нужно добиться в итоге, — изменить сознание людей.
— Тут срабатывает эффект выбитого окна: если разбить одно и сразу не застеклить — выбьют остальные. Так и тут: один бросил, значит и другим можно. И как разграничить ущерб между тем, кто постоянно делает это, и кто — однажды? Логично наказывать тех, кто попался. Надеемся, когда-то мы победим свалки, надо просто прививать экологическую культуру, поменять сознание людей. Мы обсуждаем с Министерством образования и Минприроды России необходимость возвращения в школы такого предмета как экология. На наш взгляд, от него отказались абсолютно напрасно, — уверен глава минприроды.
В борьбе с нарушителями помогут снимки из космоса
Кроме фотоловушек, министерство использует и другие технические помощники. Так, недавно беспилотник «поймал» в селе «черных копателей» песка: незаконный груз возили на земельный участок самосвалом. Сейчас регион изучает опыт других субъектов, например Московской области, где на вооружение взяли искусственный интеллект. Он самостоятельно анализирует данные с видеокомплексов и направляет постановление нарушителю.
— Если говорить о планах, то это использование данных дистанционного зондирования земли из космоса. Оно может использоваться не только по незаконным свалкам, но и по незаконной добыче полезных ископаемых. Есть сложности: часто качеству таких снимков мешает облачность. Но сейчас наращивается группировка спутников, у нас здесь свой космодром Восточный. Кроме того, снимки требуют обработки — нужно с помощью специальных программ привести их в понятный вид. Мы работаем с ПАО «Сбербанк», другими организациями, которые предоставляют такие услуги. Один из продуктов Сбербанка разработан на базе технологий искусственного интеллекта для геоаналитики по выявлению стихийных и несанкционированных свалок мусора. Он обрабатывает снимки с беспилотников и спутников. Из космоса можно смотреть и за загрязнением водных объектов, и за строительством — и так до бесконечности. Но это история достаточно затратная, — делится подробностями Дмитрий Лужнов.
Все мусорные площадки в регионе приведут к единому стилю
В Амурской области все мусорные площадки приведут к единому стилю — в этом году в минприроды были разработаны типовые проекты. Они уже утверждены и доведены до всех муниципальных образований.
— Это площадки, аналогичные тем, которые уже оборудованы в Благовещенске — город был пилотным. Теперь работа продолжится в других городах. В проект входят контейнеры для раздельного сбора и для крупногабаритных отходов там, где это необходимо. Мы должны полностью прийти к евроконтейнерам — это в первую очередь эстетика. Замена происходит постепенно, так как регоператоры закупают мусоровозы под заднюю загрузку для таких контейнеров с крышкой. Старые емкости рассчитаны на машины с боковой загрузкой, но в таком случае мусор может высыпаться. При задней загрузке контейнера с крышкой такой проблемы нет, — поясняет глава минприроды.
С начала мусорной реформы в Амурской области оборудовано и модернизировано порядка 15 тысяч контейнерных площадок, регоператоры закупили и установили около двух тысяч контейнеров для накопления, в том числе евроконтейнеры, а также 200 контейнеров для раздельного сбора отходов. При этом сейчас регоператоры имеют право закупать новые емкости, направляя на это один процент от своей выручки. И они активно этим занимаются.
— В начале мусорной реформы были трудности с сельскими жителями. Они за вывоз ТКО никогда раньше не платили. В селе мусор действительно не образовывается: используется всё до последнего, а что не используется — сжигается в печи. За пять лет жители уже осознали, приняли и начали вывозить мусор в контейнеры, — отмечает Дмитрий Лужнов. — Но существует проблема, когда жители выкидывают в контейнер горячую золу: когда она попадает в мусоровоз, начинается возгорание. По закону водитель обязан выгрузить проблемный груз сразу же, где бы он ни находился, во дворе или на дороге — неважно. У нас такие случаи периодически бывают, к счастью, удаётся потушить вовремя. Но пластиковые контейнеры горят. Мы пришли к решению, что в частном секторе это все-таки будут современные, но металлические емкости.
При этом пока решено не вводить раздельный сбор по фракциям для самих амурчан. Хотя у регоператора есть возможность установить шесть контейнеров под каждую — это базовые стекло, пластик, металл и так далее.
— Часть жителей у нас к этому еще не готова, — констатирует министр. — Мы пока видим это так: всё, что идет на обработку, должно быть в одном контейнере, остальное — в другом и сразу вывозиться на захоронение. Всё, что жители не отсортировали, должно попадать на завод и досортировываться. И это пока главное, чего мы хотим добиться от людей, — делить отходы на «сухие» и «мокрые». И здесь тоже имеет смысл говорить о дифференциации тарифа: если ты занимаешься сортировкой, то у тебя тариф будет меньше. Если нет — то больше, так как за тебя это делает завод, — акцентирует глава амурского минприроды.
На «БлагЭко» планируют перерабатывать «полезный» мусор
Цель нацпроекта «Экология» — к 2030 году 100 процентов отходов должно поступать на обработку. Кроме того, стоит задача в два раза сократить число мусора, который попадает на полигон.
На сегодняшний день в области запущен в работу мусороперерабатывающий комплекс «БлагЭко», который обслуживает кластер: Благовещенск, Благовещенский, Тамбовский и Ивановский округа. По словам министра, работу на нем удалось наладить — не без трудностей.
— Комплекс построен достаточно давно, но сегодня он остается высокотехнологическим заводом, работая по обработке отходов и отбору полезных фракций. И если в среднем по России такой отбор проходят 7–8 процентов отходов, то у нас — до 15 процентов. Именно столько отбирается отходов, которые можно направить на повторное использование. Мощность комплекса — 40 тысяч тонн в год. На всем кластере, который он обслуживает, образуется чуть больше 100 тысяч тонн в год. При работе в две смены он сможет весь этот объем обрабатывать. Сейчас на этом заводе эффективно используется труд осужденных — и этот опыт очень удачный. Мы решаем и проблему социализации таких людей, плюс они могут заработать, — рассказал о работе комплекса министр природных ресурсов.
Сейчас на «БлагЭко» происходит смена эксплуатирующей организации — предыдущая не справилась с задачей, отмечает министр. Новая компания планирует использовать все площади комплекса, кроме того, есть планы по созданию собственной переработки. Сейчас большинство полезных фракций отправляется на заводы в другую часть страны — как правило, в центральную.
— На комплексе можно поставить оборудование и прямо на месте, например, превращать пластик в крошку, чтобы потом добавлять в бетон. То же самое — со стеклом. В Санкт-Петербурге, например, из этой крошки делают посуду из пластика. И мы готовы в случае такой инициативы оказать финансовую поддержку — такое поручение губернатора есть, — говорит Дмитрий Валерьевич.
В Свободном построят мусороперерабатывающий комплекс
Пять предприятий по обработке отходов нужны Амурской области для того, чтобы решить еще одну задачу мусорной реформы — обработку 100 процентов ТКО. Сейчас в регионе образуется около 400 тысяч тонн отходов в год, и новыми комплексами закроют 300 тысяч тонн. Первым в плане — комплекс в Свободном. Уже определен участок под будущее предприятие, сейчас идет поиск инвестора, который получит поддержку в строительстве объекта.
— Губернатор Василий Орлов на форуме «Россия» подписал соглашение о сотрудничестве с ППК «Российский экологический оператор». Принято решение, что будет создана совместная государственная компания, которая займется проектированием, строительством и эксплуатацией этих объектов. Меры поддержки РЭО совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока — это возмещение 95 процентов затрат инвестору, — рассказал глава минприроды. — У нас постоянно идут переговоры на эту тему с потенциальными инвесторами, спасибо за помощь Агентству по привлечению инвестиций Амурской области. Но мы осторожно относимся к этому, так как просчитываем все последствия, в том числе тарифы. Ведь они лягут на граждан, а в конечном итоге — на областной бюджет, так как разницу между экономическим и льготным тарифом компенсирует регион, чтобы жители не почувствовали повышения. Так и произошло в Благовещенске, когда начал работу «БлагЭКО», появился новый вид обращения с отходами — обработка. И он включен в тариф. Но люди этого не заметили, так как нагрузку взял на себя бюджет.
Однако для некоторых территорий Амурской области мусороперерабатывающие комплексы останутся недоступны. Это касается отдаленных населенных пунктов, доставка мусора из которых очень затратна. По подсчетам специалистов регионального минприроды, речь идет о порядка 50 тысяч тонн ТКО в год. Для таких мест решено приобретать инсинераторы — это установки для сжигания отходов. После них остатки будут отправляться на полигоны.
— Эта проблема касается не только нашего региона — весь Дальний Восток находится в таких условиях. Как раз сейчас Минприроды России определяет понятия, что такое труднодоступное место, удаленные территории. Появится программа, по которой в таких местах в упрощённом порядке будут создаваться полигоны, а для уменьшения массы отходов будут применяться инсинераторы. У нас полигон ТКО города Сковородино воспользовался региональной мерой поддержки «Мой бизнес» и получил на приобретение этой установки 1,5 миллиона рублей, сейчас это оборудование закупается. Посмотрим, как будет работать, — отмечает Дмитрий Лужнов.
Бизнес обяжут собирать вторсырье
Если жителей только приучают к раздельному сбору мусора, то для бизнеса это неизбежно, отмечают в министерстве природных ресурсов. «Есть такое понятие, как расширенная ответственность производителей. Мы проводим совещания, где поясняем, что вся тара и упаковка — это не отходы, это возможность вторичной переработки. Это можно и нужно использовать, — рассказывает Дмитрий Валерьевич. — И здесь есть два варианта развития событий: если предприниматели не хотят этим заниматься самостоятельно, то платят экологический сбор за утилизацию. Либо могут сами организовать такую утилизацию. Например, магазин может организовать прием тары, например ПЭТ-бутылок из-под лимонада, и либо перерабатывать их, либо пускать снова в оборот. И с 2024 года бизнес в любом случае заставят это делать — либо платить, либо организовать такие пункты. Мы будем стремиться ко второму варианту, так как платежи будут направляться в федеральный бюджет, поэтому рассчитывать на их возврат сложно. А прямой эффект будет как раз от организации таких пунктов.
Минприроды запустит чат-бот в «Телеграме»
В случае обнаружения фактов нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования амурчан просят отправлять видео и фото на электронную почту mail@mpr.amurobl.ru. А уже в следующем году планируется запустить чат-бот для этих целей в мессенджере «Телеграм».
Мария Мурашко