Сегодня их, совсем уже седых и на лицах которых - груз жизненных забот и прожитых лет, так трудно представить юными девчонками и мальчишками предвоенной поры… А ведь этому поколению досталась такая нелегкая судьба! Детство, в котором так мало было радостей и так много лишений. Полуголодное и полураздетое. И не по малым годкам тяжелый труд. Так надо было для страны! Отцы ведь и старшие братья - на фронте. Поэтому у этого поколения так рано появились мозоли на их детских руках. А слова: "Прежде думай о Родине, а потом о себе!" стали сутью жизни, впитались в каждую клеточку…
Накануне очередного Дня Победы по инициативе председателя совета ветеранов подменного пункта локомотивных бригад станции Шимановская А.А.Разореновой состоялась встреча нашего журналиста с двумя женщинами-ветеранами труда, для которых этот праздник - поистине святой. Анна Ивановна Еременко и Екатерина Федоровна Дурова. Одна родом с Украины, другая - с Орловщины. Разные судьбы, разная жизненная история… Вот только детство было одинаковым: обе в войну оказались в оккупации. Рассказывая об этих трагических годах, обе женщины не могли сдержать слез. Ведь цепкая детская память хранит многое… Страх, боль, ужас от непоправимости случившегося.
Село Автупичи находилось на границе России, Белоруссии и Украины. Юной Ане шел 12-й год, когда в их дома постучалась война. Росла она в большой крестьянской семье - отец, мать, дедушка с бабушкой и пятеро детей, где Аня была старшей. Помнит, как бомбили Киев. В деревне стоял жуткий женский плач, все мужики со дня на день ждали мобилизации. Отца Ивана Артамоновича забрали на фронт 12 июля 41-го, вся семья провожала его до шляха на Городню. Всего-то одно письмо и пришло от него. Мама, Екатерина Антоновна, осталась беременной. Вскоре на свет появилась пятая дочка. Фронт к их селу подходил все ближе. Начались жуткие артиллерийские артобстрелы, бомбежки. Когда наши отступали, солдаты на ночлег останавливались в их большом саду. Измученные, уставшие, с потухшими глазами… Понимали: родную землю оставляют на поруганье.
Анна Ивановна вспоминает, как жутко и страшно было ждать оккупантов. "28 августа немцы вступили в село. Вначале проскакали два верховых разведчика в невиданной доселе пятнистой камуфляжной форме. Затем пошли моторизованные части на мотоциклах, не останавливаясь на ночлег. Немецкие солдаты сразу же стали ловить скотину - на мясо. Бабушка упала перед ними на колени: не забирайте корову, детей малых не оставляйте без молока. Корова убежала, а телку зарезали, деду даже сколько-то дали бесполезных немецких марок за нее. Фронт удалился на восток. Надо было как-то жить при немцах. Их комендатура размещалась в Городне, а в селе был поставлен староста, из раскулаченных. Сразу же позабирал овец для немецкой армии. Молодежь ушла в леса, в партизаны, мужики - на фронте. Начали забирать молодежь лет 18-20 на работу в Германию. Забрали и 18-летнюю М27 апреля в кинотеатре «Спутник» состоялось торжественное собрание по случаю 25-летия Шимановского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. В числе почетных гостей поздравить общественную ветеранскую организацию пришли руководство города, руководители предприятий и организаций, представители общественных объединений, все те, с кем за эти годы выстроено тесное деловое сотрудничество.арию, мамину сестру. Слава Богу, в 45-ом вернулась домой жива-здорова, где-то в Германии работала на хозяев.
Начиная с 42-го, оккупантов стали "беспокоить" партизаны: дороги подрывали, десантников забрасывали. Дремучих лесов рядом не было, были лесополосы, но база их была где-то не так далеко. Стучали в окна, расспрашивали, где немцы. Выходил дедушка, из-за этого чуть было жизнью не поплатился - за связь с партизанами староста набросился с автоматом. Начали бежать через деревню и наши пленные, прятали, как могли. А как немцы зимой 41-го под Москвой получили "по шапке", староста попритих. В 43-ем пошли слухи, что наши гонят немца. Можно это назвать простым совпадением, можно удивиться исторической закономерности, но факт остается фактом. Советская армия освободила наше село именно 28 августа, "под немцем" были ровно два года. А перед этим в саду взрослые выкопали окоп, понимая, что скоро будет "жарко". Чтобы детей можно было где спрятать. Когда фронт вновь приблизился к селу, начались бомбежки. Но снаряды через село перелетали. Цель была от нас в 8 километрах - железнодорожная станция. Когда при очередном артобстреле бежали в окоп, дед давал ребятишкам иконочку Богородицы для защиты. А дед с бабушкой не прятались. Оставались в доме: говорили, что все равно помирать. Когда шли эсэсовцы, людей немало поубивали. Поэтому детям приходилось даже рты закрывать, чтобы не услышали, как плачут. Никто не думал, что выживем. Ночью пылало все вокруг, горели дома. Снарядом убило нашу корову-кормилицу. К утру все затихло. Слышим: голоса из сада доносятся. Наши! Пехотинцы! Какая же была радость - не передать словами! Наши женщины давай доставать, какие у кого были припасы, кормить своих освободителей!
Тяжело было возвращаться к мирной жизни, все в руинах. Что удивительно, при таких бомбежках целой и невредимой осталась сельская церковь. Отец с войны не вернулся: пришло сообщение, что умер в госпитале от тяжелых ран, полученных в боях под Курском. И похоронен там же, где был госпиталь - в Тбилиси. В нашей деревне стоит памятник, а на нем - все те, кто не вернулся с полей сражений. Есть в этом списке и фамилия моего отца…
А какая радость была, когда объявили: "Победа!". Мы были в школе и нам сказали: "Бегите, стучитесь в каждую хату и объявите, что война окончена!". В наше село вернулось всего человека три фронтовиков. Надо пахать, а ни лошадей, ни тракторов нет. Поэтому бабы впрягались по 3-4 человека в плуг и тянули его…".
… 23 года отработала Анна Ивановна в локомотивном депо станции Шимановская расшифровщицей скоростемерных лент, отсюда и на пенсию ушла. Для нее наш город стал второй родиной, ведь здесь живет уже более 60 лет. А в своей родной украинской деревеньке последний раз была лет пятнадцать назад. Уже ничего здесь не напоминает те страшные годы…
Материал для публикации подготовлен В.Павличенко
Окончание в следующем номере