Время стремительно идет вперед. События Великой Отечественной войны становятся историей. Радостное известие о победе 9 мая 1945 года, к сожалению, ещё не стало днём окончания войны. В сентябре 1931 года, захватив Маньчжурию, Япония превратила её в свой плацдарм. Дальний Восток в то время называли невоюющим фронтом. И это было очень точно сказано. У порога наших границ стояла мощная, хорошо вооруженная японская армия. Она была готова к вторжению и только ждала приказа. Положение на границе с Китаем было крайне напряженным.
Японцы важное место уделяли деятельности, направленной на подрыв и ослабление Советского государства, отводили большую роль диверсионным действиям, подрывной деятельности. Формировались специальные отряды для заброски в СССР и уничтожения важных железнодорожных и военных объектов. Подобный отряд, численностью – до 100 человек дислоцировался в городе Хума, который находится в 100 километрах от Шимановска. Также известно, что в предвоенные и в военные годы участились провокации на дальневосточной границе.
Предысторией данной работы стало исследование «Применение лыж в воинской службе дальневосточников», посещение музеев, военных объектов, включая оборонительные сооружения. В ходе вышеперечисленной работы я узнал интересные для меня факты об укреплении огромной дальневосточной территории, «цементировании дальневосточных границ».
Я выяснил, что, в соответствии с военно-стратегическими задачами, основу оборонительной системы восточных рубежей составляли укрепленные районы (УРы) и линейные оборонительные позиции, состоящие из отдельных долговременных оборонительных сооружений (ДОСов) или опорных пунктов с огневыми точками, командными и наблюдательными пунктами, убежищами. Наиболее опасные для развёртывания войск противника территории в Амурской области и наиболее близкие нам территории Еврейской области в районе Хабаровска прикрывала — 2-я и 15-я армии Дальневосточного фронта. Такие же задачи выполняли сформированные летом 1942 г. 9-я, 10-я и 11-я (18-й смешанный авиакорпус) воздушные армии.
В работе рассмотрен этап строительства, предназначения и возможного применения УРов (на примере Благовещенского УРа) и линейных оборонительных позиций. Именно им уделялась главная защитная роль в случае первого удара японцев со стороны границы.
Собирая материал по данному вопросу, нам удалось связаться с преподавателем ДВОКУ подполковником Ю. Лоховым. Он проконсультировал нас по данной теме.
Источники представил Федорук Владимир Федорович, учитель-краевед школы из Завитинского района. Много лет он занимается военной историей Амурской области. В работе использованы: мемуарная литература, публикации газет. Неоценимыми являются воспоминания моих родственников, жителей нашего города и Шимановского района.
Из истории известно, что укрепленные районы на всех фронтах Великой Отечественной и на Дальнем Востоке сыграли большую роль в ходе боевых действий, поэтому данную тему считаю актуальной. В связи с чем полагаю, что в преддверии 75-летия Великой Победы особо значимым изучение укрепрайонов и оборонительных сооружений.
За данную работу я принялся, уже имея и личные впечатления. В походах мы исследовали огневые точки в районе поселка Южно-Морской, побывали на заставах Амурской области, защитных сооружениях, прикрывающих город Шимановск (постройки 70-х годов). В то же время я был удивлен тем, что до настоящего времени эта тема не получила достойного развития и недостаточно освещена в краеведческой литературе.
Данной работой я хочу привлечь внимание моих сверстников к истории Дальневосточного региона. Полагаю, исследование послужит напоминанием о вооруженных попытках захватить Российское государство и путях противостояния этому.
Создание укрепрайонов, строительство оборонительных сооружений и опорных пунктов
Строительство боевых сооружений и степень их вооружённости во все времена отражали значимость того или иного стратегического направления. Самое пристальное внимание уделялось подготовке к обороне Амурской области и Приморского края. В конце 40-х годов на советском Дальнем Востоке полным ходом шла подготовка к возможной войне с Японией. В приграничной полосе требовалось создать непреодолимую линию обороны сухопутной государственной границы и морского побережья. Соединения и части, дислоцируемые на Дальнем Востоке, не просто были приведены в боевую готовность – они рыли окопы, оборудовали командные пункты, прокладывали дороги, создавали противотанковые препятствия. Вокруг расположенных в приграничных зонах дальневосточных городов и железнодорожных узлов сооружали противотанковые рвы и надолбы. Создавали огневые точки военнослужащие, работники строительных подразделений общесоюзных и общереспубликанских наркоматов, военно-строительных ведомств, заключённые лагерей и колоний НКВД, бойцы рабочих колонн и гражданское население. По подсчетам командования, в 1941–1943 годах каждый житель Дальнего Востока в среднем одну неделю в месяц работал на строительстве оборонительных сооружений! В частности, на сооружение 14-километрового противотанкового рва близ Хабаровска, оборудование подвалов каменных зданий, стоящих на перекрёстках улиц, под опорные противотанковые, пулемётные, стрелковые пункты в Благовещенске, Свободном, Куйбышевке-Восточной, Николаевске-на-Амуре жители затратили 300 тысяч человеко-дней.
Об объеме проведенных работ также свидетельствует и такой пример: в городах Приморья и Хабаровского края все подвалы каменных зданий, стоящих на перекрестках улиц, были переоборудованы в противотанковые и пулеметные доты. Всю войну, до 1945 года, на Дальнем Востоке готовили и бомбоубежища, только во Владивостоке их было выстроено 2303, а в Хабаровском крае — 7129, что позволяло укрыть от возможных бомбежек одновременно 57% всего населения. То есть проводилась огромная работа военнослужащих и гражданского населения по фортификации границы. И все же возведение оборонительных рубежей на Дальнем Востоке является малоизвестной страницей военной истории.
До 1941 года на Дальнем Востоке было создано 12 укрепленных районов, подчиненных Дальневосточному фронту. В первые дни войны началось строительство еще семи, включая Камчатский оборонительный район и укрепления, прикрывавшие наиболее уязвимые участки Транссибирской железнодорожной магистрали, которая на отдельных отрезках была проложена вдоль границы.
Приказом войскам ОКДВА №30/010 от 18 марта 1932 г. было создано 4-е управление начальника работ для строительства Благовещенского укрепрайона в целях обороны левого берега реки Амур. Мы выяснили, что в апреле–мае 1932 г. был сформирован Благовещенский укрепрайон с штабом в городе Благовещенске, где 2 ноября 1932 г. был сформирован и расположился район обороны 99 отдельного пулемётного батальона (ОПБ) 5-ротного состава. 5 сентября 1932 г. залито первое боевое сооружение, а к концу 1935 г. завершено строительство долговременных оборонительных сооружений (ДОС) и дорог укрепрайона. С 1938 по 1939 гг. производилось строительство деревоземляных и гравиебетонных сооружений, и установка танков МС-1 в качестве огневых точек укрепрайона .
В 1940 году укрепленным районам присвоены номера, Благовещенскому - №101.
Укрепрайон №101 (Благовещенский)
Рассмотрим боевые особенности УРов на примере 101-го. Стоит пояснить: УР - это крупная специализированная воинская часть. Всего в составе укрепленного района было положено иметь по штату 4069 человек личного состава, до 30 танков и порядка 16-24 капонирных и полевых орудий.
Полевое заполнение Благовещенского укрепленного района должны были осуществлять батальоны 189-го стрелкового полка, который также дислоцировался в Благовещенске.
Состав 101-го (Благовещенского) укрепленного района на конец 1940 года:
- три отдельных пулеметных батальона (99-й, 100-й, 107-й);
- 77-й артиллерийский дивизион и другие воинские подразделения, занимавшие районы обороны, расположенные на берегу Амура выше и ниже Благовещенска;
- 70-й саперный батальон;
- 68-й отдельный батальон связи;
- 42-я отдельная рота ПХО.
Важно отметить, батальоны занимали районы обороны, расположенные на берегу Амура выше и ниже Благовещенска.
На территории каждого батальонного района обороны создавалось 2-3 ротных и 3-4 взводных опорных пункта, а также располагалось от 8 до 13 взводов капонирной артиллерии.
При возникновении военной угрозы пулеметный батальон, как правило, усиливался ротой танков за счет отдельного такового батальона, который дислоцировался в Благовещенске.
Так, с началом Маньчжурской наступательной операции Советско-японской войны, согласно выпискам из архивного журнала боевых действий частей 101-го укреплённого района за период с 9 по 28 августа 1945 года, стало известно, что: «В 02.00 час.10.08.45 года бронекатера Зее-Бурейской бригады речных кораблей (ЗББРК) и погранкатера 56-го речного дивизиона с десантом из двух взводов пограничников, вышли из реки Зея. Вслед за ними на катерах 3-го отдельного дивизиона речных тральщиков ЗББРК вышел десант сводного отряда 101 УР (от 99 ОПБ – 50 чел.)». Капонирной артиллерии укреплённого района предполагалось принимать участие в 30-минутной артподготовке по военным объектам японцев, расположенным на противоположном берегу Амура, и поддерживать огнём высадку десанта во взаимодействии с первым отрядом 1-го отдельного дивизиона бронекатеров, первым отрядом 2-го отдельного дивизиона бронекатеров и 42-го пулемётно-артиллерийского полка.
Капонирная артиллерия 101 укрепленного района от периода использования по прямому назначению до современности
Из долговременных оборонительных сооружений строили в основном новые артиллерийские полукапониры.
АПК - полукапонир – это фортификационное сооружение, ведущее фланговый огонь в одном направлении. В отличие от полукапонира, капонир ведет огонь по двум противоположным направлениям.
В 1940 году их строительство было завершено. Основная задача АПК - выполнять прикрытие участка государственной границы фланкирующим артиллерийским огнём с задачей не допустить прорыва бронированной техники и живой силы противника и не допустить его продвижения вглубь территории страны, а также для обеспечения прикрытия войск в ходе форсирования реки Амур для наступательных действий советских войск.
Перевооружили новейшими артиллерийскими казематными установками ЗИФ-26 с орудиями 85-мм, максимальная табличная дальность стрельбы которых составляла 873,0 м и с 6-кратными прицелами ПУР-26, образца 1948 г., позволявший вести прицельную стрельбу на дальности до трех километров, и вес которого составляет 24 кг, а его длина равна 1300 мм. Боекомплект на каждое орудие состоял из 80 снарядов, всего же было предусмотрено по пять боекомплектов на каждое орудие, т.е. по 400 снарядов.
Для наблюдения, как и в сооружениях предыдущего поколения, использовался прибор дальнего наблюдения ПДН-2 (перископ, – 10-кратный, с полем зрения, помещённый в специальном помещении командира, или «перископной»).
Долговременные фортификационные объекты второго поколения, помимо боевых казематов, где размещалось основное вооружение, как правило, обладали большим набором вспомогательных помещений, в которых располагалось все необходимое для обеспечения боевой службы и что существенно повышало автономность сооружений во время боя. Эффективная работа систем жизнеобеспечения, в т.ч. фильтро-вентиляционной (ФВУ) и силовой установок, а также нормальные бытовые условия гарнизона существенно повышали боеспособность сооружения. Высота всех помещений - в основном около 2 м, а помещения силовой и ФВУ высотой в 2,5 м, позволяли личному составу комфортно перемещаться внутри сооружения.
Один каземат предназначался только для одной артиллерийской установки. В боевых казематах в ящиках складировался расходный комплект боезапаса, а также существовали отдельные помещения для складирования боезапаса. На случай, когда основной вход в АПК мог быть разрушен (завален) или заминирован, был предусмотрен аварийный выход, через так называемый «запасный лаз».
Для маскировки объектов применялась земляная обсыпка, в открытые стены вмуровывали стальные уголки, на которые крепили специальные камуфляжные сети.
Располагаются помещения с амбразурами для обороны входа, в одном из них размещался туалет с умывальником.
В 1953 году в связи с сокращением и расформированием 101-го укрепрайона все долговременные фортификационные сооружения укрепрайона был законсервированы до особого периода, который настал в 60-х годах в результате обострившихся отношений с Китаем. В 1967 году на боевое дежурство по прикрытию государственной границы заступают подразделения 12-го укреплённого района, созданного на линии старого 101-го укрепрайона. С этого момента во всех гарнизонах АПК несут службу отдельные артиллерийские взводы пулемётно-артиллерийских батальонов.
Период 90-х годов накладывает свой отпечаток на состояние законсервированных долговременных оборонительных сооружений. Нахождение продолжительное время без должной охраны и необходимого обслуживания привели к тому, что практически все объекты к началу 2000 года были выведены из строя. Однако при этом боевые свойства АПК не были утрачены и в случае необходимости, после проведения необходимых работ, могут быть восстановлены и доведены до прежнего уровня.
В настоящее время создан музейный комплекс, который открывается по выходным и праздничным дням для свободного посещения жителями и гостями города Благовещенска.
Строительство оборонительных сооружений против ожидавшейся японской агрессии на Дальнем Востоке, 1941 год
Основу оборонительной системы дальневосточных рубежей составляли также линейные оборонительные позиции, состоящие из отдельных долговременных сооружений или опорных пунктов с огневыми точками, командными и наблюдательными пунктами, убежищами.
К долговременным сооружениям (ДОС) относятся: оборонительное сооружение из железобетона, броневых конструкций и др. для размещения и ведения огня, в первую очередь ДОТы и ДЗОТы.
Как я уже отметил, данная огневая точка предназначена для ведения боевых действий на длительный период. И постройка ДОТов обычно ведется из бетона или стали. В некоторых случаях в качестве дотов используются башни танков. По утверждению офицеров –ветеранов, с которыми мы встречались, башни ИСов использовались во время напряженной обстановки на границе с Китаем в начале 70-х годов. Обычно вкопанные башни танка применялись в основном для уничтожения бронетехники. Эти точки также назывались ПТОП (противотанковый опорный пункт).
Живым свидетельством моей темы для нас стали встречи со старожилами города, которые рассказывали о строительстве оборонительных позиций в Шимановске. Бояркин Виктор Кузьмич (1933 г.р.) вспоминает о том, как в годы войны в своем огороде рыли окопы и рвы и даже построили бомбоубежище, необходимые для защиты от врага. Об этом мне рассказывал и мой прадед Бояркин П.В. Окопами наш город был опоясан с южной стороны, мальчишки 50-х знали это не понаслышке. Аршинский Владимир Иннокентьевич с друзьями в начале 60-х годов изучал бывшую линию обороны недалеко от пограничного села Кумара. Блиндажи и окопы находились между Малым утесом и заставой.
Поделилась своими воспоминаниями и Галина Николаевна Веприк: «Мои родители в войну жили в селе Толмачево, и каждый был обязан обезопасить свою семью - оборудовать укрытие, копали окопы». В наших беседах мы узнали интересные факты, которые требуют уточнения и дополнения. Жаль только, что поколение людей, живших в предвоенные и военные годы, практически ушло. Как много мы не успели у них узнать!
Итак, в ходе исследования было собрано достаточно материала из различных источников, позволяющего проанализировать историю создания оборонительных рубежей на Дальнем Востоке против ожидавшейся японской агрессии. Я считаю, что собранные факты, в том числе воспоминания старожилов, позволяют сделать достоверные выводы об их значении.
Мы выяснили, что к началу войны в районах дислокации Дальневосточного фронта проходило интенсивное возведение оборонительных рубежей. По свидетельству документальных источников убедились, что созданная еще в предвоенную пору основная линия обороны последовательно пересматривалась и модернизировалась наряду с созданием новых укрепленных районов (УР) и опорных пунктов.
Возводились бетонные и деревоземляные огневые и артиллерийские батарейные позиции, орудийные окопы, противопехотные противотанковые препятствия, оперативные аэродромы, мосты и дороги различного профиля.
Важно отметить - укрепления строили не только солдаты, но и гражданские жители. По подсчетам командования, в 1941–1943 годах каждый житель Дальнего Востока в среднем одну неделю в месяц работал на строительстве оборонительных сооружений.
В процессе исследования я убедился, какая колоссальная работа была проделана по укреплению наших рубежей в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
Иван Панин, клуб туристского краеведения «Истоки» ЦДТ
Руководитель: Т.П. Богомазова