Наш разговор с режиссером народного театра Шимановска Яной Щербаксостоялся после очередной премьеры – капустника, посвященного Международному дню театра.
Яна Васильевна Щербак в профессию пришла неслучайно. Школьницей она сама играла на сцене – директор Музыкальной школы Шимановска Татьяна Стефановна Барышникова открыла театральное отделение. Яну это заинтересовало, и она с 7 класса стала посещать занятия.
Потом на роль в спектакле девушку пригласила Людмила Ивановна Драчук, режиссер народного театра. Яне было 17 лет, заканчивала школу. И вот тогда она окончательно поняла, что театр - ее история. И после окончания школы поступила в Хабаровский институт искусства и культуры. Отучилась, некоторое время жила и работала в Хабаровске, а потом вернулась в родной город. Семь лет в ДШИ преподавала актерское мастерство. А когда появилась вакансия – режиссер народного театра в Доме культуры и спорта – стала работать здесь.
Несколько премьер с начала года посмотрели шимановские зрители. На сцене пронзительно, блестяще, талантливо играли самодеятельные актеры.
Кстати, артистом народного театра можете стать и вы. Нужно только очень этого хотеть. Народный театр - рядом с нами!
- Труппа была сформирована или пришлось искать желающих попробовать себя на сцене?
- От прежней труппы осталось двое – Валентина Горева и Наталья Веденеева. Дали объявление, стали приходить люди. Кто-то отсеялся сразу, понял – не сможет...
- Чтобы попасть в труппу нужно пройти какой-то кастинг?
- Нет, конечно же, никаких кастингов и просмотров. Отбора и просмотров я не провожу, самое главное – желание самореализоваться.
- Сколько сегодня артистов в народном театре и требуются ли еще люди?
- На сегодняшний день у нас восемь человек. И да, всех желающих приглашаем к нам. Особенно мужчин!
- Почему именно мужчин?
- Ограничивается выбор репертуара, когда в труппе недостаточно мужчин. Мужские роли играть некому. У нас сорвался спектакль «Свадьба» по Зощенко именно по этой причине.
- Как совмещают артисты репетиции и работу?
- У нас вечерние репетиции начинаются с 18.00. А совмещение – например, на капустнике не было одной из актрис, именно по причине того, что в это время она работала. Но мы стараемся…
- Как проходят репетиции?
- Наши постановки, скажем, «Ленинградка» - можно было репетировать сначала по частям, затем уже полностью. Репетиции – это трудоемкий процесс. Для меня очень важно соединение всех составляющих - то есть не только как двигается и играет артист, но еще и правильный звук, свет, реквизит. Я уверена - реализовать замысел любой постановки без сильной команды помощников невозможно. А мне очень повезло с командой, и это не только артисты, но и люди так называемого невидимого фронта. Нам помогает Эльвира Плеско – придумывает и шьет костюмы, кстати, на добровольной основе. Татьяна Межецкая – художник, все декорации – это ее работа. Свет и звук – здесь нет равных Павлу Смогуло и Александру Гаврилову.
Ну и, конечно, мои артисты. Благодарна всем им – Валентине Горевой, Наталье Веденеевой, Евгению Кислицину, Светлане Бондаревской, Светлане Чекановой, Наталье Черниковой, Анне Плеско.
Они помогают мне справиться с моей задачей режиссера - сплотить всех и постараться вложить в спектакль свою душу.
- Какие-то профессиональные секреты удачной постановки спектаклей есть у вас? Можете поделиться?
- Чтобы удался спектакль – нужно много работать и любить людей. Любить и понимать – почему так или иначе человек поступает в жизни, уважать его мнение. И еще – работать над спектаклем, работать, работать….
- У вас же занимаются не только взрослые. Ещё и 19 детей в молодежном театре «Семь чувств» - два раза в неделю. Какова, на ваш взгляд, роль театра в воспитании подрастающего поколения?
- Влияние театра на развитие ребёнка очень велико. Мы работаем коллективно, то есть учимся взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. И, что немаловажно, играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе. Преодолевается страх сцены, ребенок понимает – я молодец, я смог. Это очень важно.
- Громкие премьеры позади. Что вы чувствуете, есть ли удовлетворение от проделанной работы?
- Самое сильное чувство, которое я испытываю – удивление. Честно, я не ожидала, что наши постановки найдут такой отклик, как говорится, «зайдут» зрителю. Я люблю свою работу, своих артистов. Но результаты оцениваю критично, иногда даже слишком.
- Может быть, это и правильно. Потому что, критически оценивая уже сделанное, следующий шаг, следующий спектакль будет еще лучше. Тут, наверное, пришло время спросить о дальнейших планах.
- Мечтаю поставить «Дядюшкин сон» Достоевского. Хотелось бы найти социальную пьесу – о взаимоотношениях подростков и родителей.
- Желаю вам воплотить все свои планы, будем ждать премьер!
Светлана Кузьменко