Александр Зеленин: «В Амурской области  на каждые семь километров — один погибший!»
Министр транспорта региона — об аварийных антирекордах,
самых опасных дорогах и мерах по снижению ДТП
 
  «Чем лучше дороги, тем выше скорость и больше катастроф с тяжелыми последствиями. Парадокс, но это так», — констатируют в министерстве транспорта Амурской области. Ведомство составило рейтинг самых опасных автотрасс нашего региона — статистика ДТП ужасающая. Число погибших в автокатастрофах амурчан — максимальное за последние шесть лет. Об антирекордах и мерах, которые уже сегодня принимают амурские власти для снижения смертности на дорогах, — в нашем материале.
 Нужен коллективный иммунитет безопасности
 Количество автоаварий и пострадавших людей на дорогах Приамурья катастрофическое. Тема настолько актуальная и больная, что в правительстве решили провести срочную пресс-конференцию, чтобы вместе со средствами массовой информации выработать коллективный иммунитет безопасности движения на амурских дорогах.
 — Посмотрите заголовки в СМИ, практически через одно идут сообщения о страшных ДТП, в которых пострадали люди. Аварийность растет по всем позициям, число погибших в автокатастрофах — максимальное за последние шесть лет. Если такими темпами мы и дальше будем терять своих земляков, это плохая история, — озабочен министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Александр Зеленин.
Анализ «автодорожки» говорит сам за себя: тяжесть последствий при ДТП нарастает, и в 90 процентах катастроф виноваты водители. При этом страдают не только они сами, но и невинные люди, которые были пассажирами или пешеходами. В минтрансе решили привлечь средства массовой информации к данной проблеме.
 — Нам нужно сообща сформировать коллективную дорожную дисциплину и успокоить движение на дорогах области, —  подчеркнул Александр Зеленин.
 Дети гибнут по вине родителей 
 Статистика за минувший 2022 год действительно ужасающая. На дорогах области погиб 151 человек, в том числе десять детей. И еще более 1400 амурчан получили травмы разной тяжести. И большинство аварий произошли по вине водителей. Основные причины, по словам начальника управления ГИБДД по Амурской области Юрия Кобзарева, — превышение скоростного режима и выезд на полосу встречного движения.
 — К сожалению, на дорогах области в прошлом году погибло десять детей до 16 лет. Причем в семи ДТП они были пассажирами. Пятеро ребятишек попали в катастрофу и лишились жизни по вине собственных родителей, которые нарушили правила дорожного движения и потеряли самое дорогое, что у них есть: своих детей, — констатирует Юрий Анатольевич.
По собственной вине маленьких амурчан случилось 40  дорожных происшествий. К сожалению, два ребенка потеряли из-за этого жизнь.
 «Два авто столкнулись: никто не пристегнут ремнем!»
 За январь 2023-го, если сравнивать с прошлым годом, статистика аварийности осталась на том же уровне. При этом на амурских трассах произошло уже несколько резонансных ДТП с большим числом пострадавших.
 Одно случилось на въезде в Свободный с участием общественного транспорта: технически неисправный УАЗ столкнулся с рейсовым автобусом, в результате восемь пассажиров травмированы.
 —  Во второй крупной аварии в Шимановском районе пострадало семь человек, трое из которых находятся в тяжелом состоянии. Кроме водителей и пассажиров, ранение получил еще пешеход. На что хочу обратить внимание, — отметил Юрий Кобзарев, — в двух транспортных средствах ни один человек не был пристегнут ремнями безопасности.
 «Дорога не прощает ошибок»
 Только за одну неделю, с 30 января по 5 февраля, в области произошло 229 дорожно-транспортных происшествий, свыше 3700 водителей и пешеходов нарушили правила дорожного движения. Причины аварийности таковы: 45 ЧП произошло из-за несоблюдения водителями очередности проезда, 39 сидевших за рулем допустили столкновение при движении задним ходом, 47 — не соблюдали дистанцию, 12 — нарушили скоростной режим, еще восемь  — не соблюдали боковой интервал во время движения.
 В 13 автокатастрофах не обошлось без увечий и жертв: эти ДТП случились в Благовещенске, Белогорске, Зее, Свободном, а также на трассах Бурейского округа, Шимановского и Свободненского районов. Травмы различной степени тяжести получили 18 амурчан и в том числе два ребенка. Среди пострадавших семь водителей, восемь пассажиров и четыре пешехода. Есть один погибший.
 — Я всегда повторяю: дорога не прощает ошибок, — подчеркнул начальник ГИБДД. — Правила дорожного движения не очень толстая книжка, но каждая буква в этой книжке написана кровью людей.
 Выше скорость — последствия тяжелее
 Дороги стали лучше, автомобили безопаснее, но добиться поставленной цели — нулевой смертности на дорогах — не получается. Больше всего автокатастроф, причем самых крупных, происходит вне населенных пунктов — на хороших федеральных и региональных трассах, которые соответствуют всем нормативам.
 Александр Зеленин такой автодорожный парадокс объяснил тем, что на дороге с хорошим покрытием люди расслабляются. Водители чаще превышают скоростной режим, выезжают на встречную полосу движения. Эти нарушения являются одними из наиболее частых причин ДТП. Выше скорость — последствия тяжелее.
 Именно по этой причине, из-за превышения скоростного режима, на трассах вне населенных пунктов в прошлом году потеряли жизнь 62 человека (41 % от общего числа погибших в ДТП).На втором месте выезд на полосу встречного движения и нарушение правил обгона — погибло 39 человек, или каждый четвертый. Такая причина, как несоответствие скорости движения конкретным условиям, отняла жизнь у 18 амурчан (12 % от всех погибших в ДТП). И довольно часто на трассах водители совершают наезд на стоящий транспорт в тёмное время суток.
 На трассах региона растет трафик движения
 Амурская область сегодня — транзитный центр Дальнего Востока. С введением антироссийских санкций трафик движения по региональным и федеральным дорогам последнее время значительно увеличился.
 — Сейчас, когда все грузопотоки разворачиваются на Восток, дорожная обстановка становится особенно напряженной, — обратил внимание Александр Зеленин. — По дорогам области проходит много тяжеловесных, крупногабаритных фур. Все спешат, техника современная, двигается со скоростью 90 километров в час. Дорожное полотно хорошее. Водители легковушек начинают грузовой транспорт обгонять, не справляются с управлением и гибнут в ДТП. Всем участникам движения нужно быть предельно внимательными, не совершать рискованные маневры. Надо пристегиваться самому водителю и пристегивать пассажиров вне зависимости от того, двигаетесь вы по трассе или в населенном пункте.
 На кольце тестируют комплексы мобильной фиксации
 Кольцевая развязка на улице Калинина — один из самых опасных перекрестков амурской столицы с максимальной интенсивностью движения. Здесь недавно установили и тестируют современное оборудование: в программное обеспечение камер фото-и видеофиксации добавили опцию по выявлению непристегнутого ремня безопасности. «Письма счастья» за езду без ремня безопасности массово пока еще не рассылают. А таких нарушителей огромное количество. За первые сутки комплексы мобильной фиксации засекали более 3000 непристегнутых нарушителей за рулем, в следующие — более 4500.
 — Катастрофические цифры! Это очень серьезно, — подчеркнул глава амурского минтранса, парируя тем, кто в соцсетях пишет недовольные комментарии по поводу комплексов фотовидеофиксации и «Дорожного патруля».
 Самая распространенная реакция в народе: «Лишь бы штрафовать и деньги с людей сдирать!». Но тут всё просто — не нарушайте! Пристегивайте ремень, соблюдайте скоростной режим, и вас не будут штрафовать.
 — Речь ведь идет о вашей жизни и ваших близких, — заметил Александр Зеленин. — Комплексы устанавливаем не для того, чтобы собирать штрафы с амурчан. Наша цель — снизить количество автокатастроф и гибели амурчан. 
 Ремень безопасности на футболке
 Сегодня легко можно заказать в интернет-магазине футболки с нанесенным изображением ремня безопасности, и они пользуются популярностью. Попытка перехитрить видеокамеры кому-то может стоить жизни.
 — У меня близкий друг говорит: «Мы управляем сегодня автомобилями будущего на современных дорогах со вчерашними мозгами». Это как раз такой случай. Кого человек обмануть хочет: комплекс видеофиксации или себя? Кому он лучше сделает в случае ДТП? Государство несет большие затраты на восстановление здоровья пострадавших. И сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы человек, игнорирующий правила дорожного движения, возмещал средства, затраченные на его лечение и реабилитацию. И, я считаю, это правильно, – сказал министр.
Александр Анатольевич привел другой пример людской безответственности, напомнив о детском травматизме:
 —  Я практически каждый день вижу, как папа, мама или бабушка ведут ребенка за руку через дорогу в неположенном месте. Меня это так возмущает, всегда подхожу, делаю замечание. Люди просто не задумываются о том, что завтра ребенок пойдет один, без взрослого — и сделает точно так же. Для чего подвергать опасности самое дорогое, что есть у тебя в жизни? Такое вот безрассудство, перевоспитать очень сложно. Погибших в ДТП детей тоже везли их близкие люди…
 Заглушка делает подушку безопасности опасной
 Никто не сомневается в эффективности ремня безопасности, но почему-то многие уверены, что «на городских скоростях» их вполне можно игнорировать. Это заблуждение, говорят в ГИБДД. У девяти из десяти непристегнутых водителей при лобовом столкновении, если машина двигалась со скоростью 60 километров в час и более, нет шансов выжить. 
 Практически все современные транспортные средства оборудованы подушками безопасности. Но в автомобилях нового поколения они никогда не сработают, если человек не пристегнут. Вот только некоторые водители ставят заглушку, пытаясь перехитрить электронику. Тем самым они подвергают двойной опасности и себя, и сидящего рядом пассажира.
 — Чтобы успеть прийти на помощь (встать между человеком и жёсткими элементами салона), подушка безопасности выстреливает со скоростью до 300 км/ч. Сила, с которой она срабатывает, рассчитана на человека, удерживаемого в кресле ремнями, а не на летящего навстречу надувающейся оболочке.
 Из спасительного приспособления она превращается в очень опасное, а иногда смертоносное. Ущерб здоровью наносится в разы больше! — пояснил Александр Зеленин, много лет отдавший работе в ГИБДД. — Поэтому с руководством Госавтоинспекции мы приняли решение: нарушителей езды без ремня выявлять, чтобы тяжелых последствий было меньше. Цель — научить управлять транспортом безопасно.
 Машины-контролёры появятся в Свободном и Белогорске
 Достучаться до амурчан призывами с баннеров вдоль дорог и публикациями в СМИ не удается. Да и мировая практика показывает, что самое эффективное средство — это установка стационарных комплексов фотовидеофиксации и работа мобильных комплексов «Дорожного патруля». Два года назад служба начала работу в Благовещенске, а недавно ее передали под крыло региона, чтобы загасить «пожар» аварийности на дорогах регионального и федерального значения. И, по словам министра, налицо эффективность. В ближайшее время подразделения «Дорожного патруля» появятся в Свободном и Белогорске, где они будут обслуживать город и близлежащие региональные и федеральные трассы. На очереди — Тында и Новобурейский.
 — Эффективность комплексов автоматической фиксации оценивается не по количеству выявленных нарушений и наложенных результативных штрафов, а по снижению ДТП и смертности в местах их установки, — подчеркнул начальник амурского ГИБДД Юрий Кобзарев. — Нет задачи — наказать и забрать кровные деньги. Мы не прячемся, не несем службу из-за кустов, работаем открыто: устанавливаем информационные щиты с предупреждением «Идет мобильная фиксация нарушений ПДД». Мы предупреждаем: «Друзья, поберегите себя, поберегите свой бюджет. Не нарушай правила — и штрафов не будет». Наша задача: дисциплинировать водителей, чтобы пришло понимание принципа неотвратимости наказания. И люди не гибли на дорогах. Вот что важно.
 Субсидии — на ликвидацию мест концентрации ДТП
 Вместе с владельцами дорог и Госавтоинспекцией в региональном минтрансе разработали комплекс дополнительных мер. Для начала обследовали все участки дорог, где наибольшая концентрация дорожно-транспортных происшествий. Затем определили, что необходимо предпринять уже сегодня, например дорогу где-то осветить или установить табличку с ограничением скорости.
 — Все, что можно, мы постараемся сделать в максимально короткий срок, — заверил министр Зеленин. — Среди долгосрочных планов — увеличение пропускной способности автотрасс и специальные ограждения, разделяющие встречные потоки машин, чтобы предотвратить крупные аварии на трассах.  С прошлого года всем муниципальным образованиям, которым мы доводим субсидию, в соглашение включили пункт: в первую очередь средства этой субсидии направлять на ликвидацию мест концентрации ДТП.
 Куда идут штрафы за нарушение ПДД
 Все средства, поступающие от штрафов за нарушения ПДД, возвращаются в дорожный фонд Амурской области. В 2022 году возвратилось более 400 миллионов рублей. Это денежные штрафы от всех видов административных правонарушений и комплексов мобильной фиксации.
 — Все дополнительные средства идут на мероприятия по обеспечению безопасности на амурских дорогах, в том числе на содержание и развитие службы «Дорожный патруль». За три года на эти деньги мы обезопасили пешеходные переходы вблизи образовательных учреждений по всей области, — рассказал Александр Зеленин. — Устанавливаем новые автобусные остановки — современные, красивые, с обязательным оборудованием освещения. По уличному освещению населенных пунктов за три года сделали больше, чем до этого за двадцать лет. На дорогах, проходящих через населенные пункты, выполняется комплексный ремонт. Планируем продолжить эту работу в текущем дорожном сезоне.

Ирина Ворошилова