Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах

Административная ответственность является одним из самых распространенных и часто применяемых видов юридической ответственности. При этом она является формой оперативного реагирования на неправомерные деяния, совершенные как физическими, так и юридическими лицами.

Впервые административная ответственность за нарушение отечественного законодательства о выборах и референдумах была установлена в 1990 г., когда в КоАП РСФСР было внесено пять составов административных проступков в этой сфере общественных отношений. Со временем (в 1995 г.) их количество было увеличено до тридцати, а в 2000 г. коренному изменению подверглись как материальные нормы, закрепленные уже 24 статьями, так и процессуальные правила их применения. Одновременно были устранены некоторые правовые коллизии, недостатки и пробелы в ранее действовавшем законодательстве об административной ответственности. В частности, были четко разведены нормы административной и уголовной ответственности и разграничены основания их применения.

В настоящее время, основным источником, регламентирующим этот вид правовой ответственности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием административной ответственности служит совершение административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, закреплены в главе 5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1), неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.3), нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (ст. 5.4), нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5), нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (ст. 5.6), отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (ст. 5.7), нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8), нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст.5.9), проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (ст. 5.10), проведение предвыборной

агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11), изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12), непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13), умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14), нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума (ст. 5.15), подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16), непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17), незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 5.18), использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.19), незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20), несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21), незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ст. 5.22), сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (ст. 5.23), нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" (ст.. 5.24), непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25). За нарушение избирательного законодательства в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается санкции имущественного характера - административные штрафы.

Административное законодательство предусматривает как общий субъект ответственности, так и специальный. Общим субъектом являются российские граждане достигшие 16 лет и обладающие признаками вменяемости.

К специальным субъектам административной ответственности за нарушение избирательного законодательства относятся: должностные лица; члены избирательных комиссий с правом решающего голоса; представители администрации или работодателя; представители СМИ; кандидаты, представители избирательных объединений; председатели избирательных комиссий.

С уважением ГАП и К МО МВД России
«Шимановский»